19 мая - 90 лет Пионерии

Как могут гореть детские сердца

Для меня пионерское детство ассоциируется с пламенным горением, как могут гореть детские сердца, преисполненные любви к людям и ищущие способы реализации этой любви.

Пионерские дела

 

Собираем макулатуру — чтобы сохранить леса и чтобы было больше хороших книг для людей, собираем металл — чтобы из него изготовили полезные вещи, чтобы не ржавел он бесполезно, ищем биографию героя, рассказываем о нем — чтобы люди узнали о герое и восхитились его подвигом, и стали ему подражать, и стали бы лучше.
Из пионерских дел больше всего запомнился праздник дружбы народов, посвященный Дню Конституции. Каждый отряд брал на себя обязательство изучить какую-либо из союзных республик СССР и рассказать о ней в художественных формах всей пионерской дружине. Наш класс выбрал Латвию. И об этой прибалтийской республике — стенгазета, художественный монтаж из стихов латышских поэтов и народных латышских песен, до сих пор помню «Вей, вей, ветерок». Выступали на сцене ДК им. Мартынова в самостоятельно изготовленных национальных костюмах. Рассказывали о климате, природных богатствах, экономике, культуре «своей» республики. Помню, как параллельный класс, «ответственный» за Белоруссию, вышел на сцену с транспарантами: цветы картофеля, льна, а «украинцы» вынесли сноп изготовленной из бумаги пшеницы и транспарант, изображающий кусок каменного угля. Так, в игре, изучалась наша многонациональная страна, ее особенности, воспитывался интернационализм.

Шефы

Много внимания уделялось шефской работе — и над малышами, и над воинскими коллективами, и над ветеранами. Учащиеся начальной школы много двигаются по своей детской природе. Но если движение неорганизованно, то беды — травм, падений, ушибов — не избежать. Шефы из старших классов приходили на переменах к своим подшефным — играли с ними в подвижные игры: «Ручеек», «Каравай», «Шире круг», «Дед Мазай и зайцы». Здесь и движение, но и порядок, исключающий травмы. А у шефов, только вступающих в пору отрочества, формируются и организационные навыки, и чувство ответственности за младших.
Часто выступали с концертами перед подшефными военнослужащими, порою прямо на палубе боевого корабля: и пение, и декламация. Вот только хореографических номеров было мало, не хватало тогда в городе специалистов, чтобы поставить профессионально танец. Конечно, наши выступления вряд ли могли по качеству сравняться с выступлениями звезд эстрады. Но заботы о военных, несущих боевую вахту, в сердцах самодеятельных артистов было, пожалуй, побольше, чем у профессионалов, отрабатывающих свой гонорар.

Праздник

А в День пионерии, 19 мая, все пионеры ездили на автобусах бесплатно, а лучшие отряды участвовали в параде на Дворцовой площади. Наша кронштадтская колонна была построена по рядам: ряд девочек в голубой форме, ряд мальчиков — в белых рубашках. А впереди — шефы-моряки и две знаменные группы с бело-голубым военно-морским флагом и с красным флагом районной пионерской организации. А на трибунах — руководители города приветствуют ленинградских девчонок и мальчишек — будущее города, будущее страны. В нас воспитывалось чувство причастности к большой стране, к огромным государственной важности делам.

Искать себя

Сейчас, по прошествии времени, ясно вижу те достоинства, что имела напрасно упраздненная всесоюзная детская организация. Это была школа, в которой в игровой форме учились коллективизму и самоуправлению, воспитывали ответственность, формировали лидерские качества и навыки организационной работы, способность сострадать и деятельно сочувствовать. Детству и отрочеству свойственно искать себя, свое место в мире, в обществе, самоутверждаться. Детская организация давала широкие возможности для этого: в спорте, художественной самодеятельности, выпуске стенной газеты, помощи одноклассникам, ветеранам, младшим, в трудовых делах, в умении мобилизовать одноклассников на достижение результата, ведь все отряды соревновались друг с другом. Сейчас же способом самоутверждения стало наличие богатых родителей, статусных вещей («навороченных» айфонов, например), отклоняющееся поведение, в том числе отсутствие сострадания и способность к глумлению над тем, кто слабее или в меньшинстве. Пионерская организация, принадлежностью к которой гордились, о членстве в которой мечтали, овеянная романтикой подвига, беззаветного служения Родине, народу, просто не оставляла в душе ребенка места на низкие поступки, занимала его так, что едва хватало времени на детские шалости. Эта занятость была в радость. Вот потому и ассоциируется у меня пионерское детство с радостным служением ребенка окружающему его приветливому миру.

Ольга ЕВСЮКОВА (ЕФРЕМЕНКОВА),
член совета дружины 424-й средней школы в 1967-1968

1962 год. 40-летие Пионерии.
Пятиклассница Таня Шинкова (ныне Татьяна Михайловна Щиплецова) 50 лет назад была сфотографирована у знамени пионерской дружины 426-й школы
как лучшая пионерка, отличница, ответственная за учебный сектор

Упущенное в детстве не наверстаешь

Я сама была организатором пионерской работы. Пионерская организация учила детей в игровой форме коллективизму, умению подчиняться и руководить, принимать решение и нести за него ответственность. Великолепно было поставлено военно-патриотическое воспитание. Пионеры изучали историю страны, военных сражений на примере одного героя, одного события, но это позволяло эмоционально пережить военный опыт, создавало ощущение личного участия в войне, а отсюда — гордость за страну, за народ, победивший фашизм, за страну, народ, армию, имеющие такое боевое прошлое, такие заслуги.
Ломать — не строить. Распустить детскую организацию было легко, но ее ничем не заменили, теперь имеем поколение с проблемами в социализации, так как нет опыта коллективной работы, имеем проблемы с возрождением молодежных организаций фашистского толка и многие другие проблемы. Потому что воспитывать надо с малолетства и не уповать, что повзрослеет
и поумнеет. Увы, упущенное в детстве не наверстаешь.

Надежда ШЕЛГУНОВА

Пионеры и октябрята 9-й школы (что была на площади Рошаля) с учительницей и вожатым. 1935 год

Помню вкус печеной картошки

С каким энтузиазмом мы принимали решение на совете дружины объявить сбор металлолома на автобус, так необходимый для нашего города! И с какой гордостью читали потом таблички с надписью «Автобус сделан из металлолома, собранного учащимися школы № 424»! Через год с таким же энтузиазмом собирали металлолом на пионерский метеор.
А как активно мы участвовали в тимуровском движении, когда каждый отряд брал под свою опеку пожилого человека! Помогали, как могли: ходили в магазин за продуктами, мыли посуду, иногда приходилось и блины печь, нам очень хотелось выполнить просьбу старушки.
Часто вспоминаю турпоходы по Ленобласти, когда мы пешком проходили в день по 6-8 км, ночевали в сельских школах, как правило, в спортивных залах, расстелив спортивные маты. На костре варили обед и ужин, до сих пор помню вкус печеной картошки и суп с тушенкой. Это было здорово!
Все это было. Мы росли активными, инициативными, мы делали то, что нам было интересно.

Галина АГАФОНОВА (ДЬЯЧЕНКО),
бывший член совета дружины 424-й школы

 Взвейтесь кострами синие ночи!

Анна МАКАРОВА:
Все, у кого оно было — пионерское детство, поделитесь воспоминаниями с читателями «КВ».

Тома ГЛАЗУНОВА:
— «Зарничка» — для октябрят, смотр песни и строя, устные экономические журналы, один из них: «Сколько стоит бесплатно!», пионерские парады, школа актива в «Зеркальном», фотографирование лучших пионеров у развёрнутого дружинного знамени… А на юге Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Утренние и вечерние линейки в пионерском лагере, подъём и спуск флага,прощальный костёр в конце лагерной смены…

Кто шагает дружно в ряд?
Это — смена комсомола,
Пионерский наш отряд!
Знаменосец, выше знамя,
Выше знамя поднимай.
Запевала, нашу песню,
Нашу песню запевай!

Наталия КОНДРАТОВИЧ:
— Почетный караул в знаменательные даты в сквере Металлистов, Морзаводе,.в школе у портрета Алексея Лебедева (наша дружина носила его имя), возложение венков на Пискаревском кладбище, различные смотры отрядов (однажды победили в Кронштадте — ездили представлять наш район в Ленинград, во Дворец пионеров), конечно, «Зарница» (до сих пор диплом лежит — передавала что-то семафорной азбукой).
Андрей КРАСНОБАЕВ:
— А я так и не научился завязывать правильным узлом галстук, хотя и отходил в пионерах «от звонка до звонка». Помню, что мне его каждое утро перед первым уроком завязывала соседка по парте. А больше и вспомнить нечего. В мои пионерские
годы — середина-конец 80-х — ничего интересного в организации и не происходило. Зато пионерские журналы — «Пионер» и «Костёр» стали читабельными именно тогда. Сбор мукулатуры отложился в памяти, год этак 87-й. Я тогда отнес на пункт приема дедушкин архив за 40 лет. Вот потом «весело» было!
Ольга ЖИЛЕНКОВА:
— А что ведь было же здорово, наивно немного, но здорово!
Галина СТРОГАЯ:
— Радость осознания своей взрослости, когда первый раз повязали галстук и приняли в пионеры, незабываема! Я в классе была младше всех на год — думала не примут — приняли! Каждый год 19 мая мы шли в лес на поляну, где разводили большой костер, пели песни, играли! Погода всегда была шикарная: всё цвело, солнышко и… не надо сидеть в школе — праздник! Пионерское детство вспоминается с теплотой! Как проникновенно звучали слова ветеранов войны — ещё свежи были душевные раны. Класс в 38 человек сидел тихо, не шелохнувшись, слушая рассказы о войне… а потом пили чай все вместе, пели песни и танцевали. Никому в голову после этого не придет мысль о неофашизме.
Инна ШИТОВА:
— «Орлёнок». Потрясающая смена длиной в 40 дней! Костры, орлятский круг, дружина «Штормовая», «Посмотри, кипарисы качаются», «Звездопад», «Синий краб», «Скажи, откуда у тебя фантазия такая», весь расписанный автографами пионерский галстук, романтика, счастье! А еще победа нашей знаменной группы в Ленинграде на городском смотре-конкурсе, «Зарница», почетный караул у памятника Ленину в Андреевском сквере и шок от того, что какой-то дедуля рухнул перед нами на колени и стал молиться… Потом узнала, что на этом месте был Андреевский собор.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: