Музеи Кронштадта. Прошлое и настоящее

История музейного дела в нашем городе многогранна и представляет немалый интерес для краеведения. Причём, первый шаг в этом направлении, по мнению автора, был сделан ещё в XVIII веке, когда в память об основателе Кронштадта на острове был сохранен Домик Петра I. Однако первый официальный музей открылся лишь в следующем столетии в здании Кронштадтского Морского собрания и назывался «Музеем редкостей».
Наиболее активный всплеск создания музеев и комнат боевой славы в Кронштадте наблюдался после Великой Отечественной войны, в 50-80-е годы XX века. В то время военно-патриотическому воспитанию молодёжи, воинов армии и флота уделялось огромное внимание. Причём на государственном уровне. Руководство крупных военных предприятий и командование воинских частей Кронштадтского гарнизона считали за честь создать музейные экспозиции, посвященные истории, трудовым и ратным делам своего завода или корабельного соединения в годы войны и блокады. Кроме того, небольшие музеи появились и в средних школах города.
Несмотря на значительные потери, музейное дело в Кронштадте не стоит на месте и продолжает развиваться. Именно на эту — малоизвестную страницу истории и культуры нашего города — сегодня хотелось бы обратить внимание читателей «КВ».

Домик Петра — первое музейное хранилище Кронштадта

Несомненно, первым прообразом музея на Котлине стал деревянный Домик Петра I, построенный в 1705 году на каменном фундаменте и располагавшийся в юго-западной части Общественного (Летнего) сада. Длительное время его берегли, как одну из самых старых построек города, где хранились уникальные реликвии и личные вещи, принадлежавшие основателю Кронштадта в период пребывания Царя на острове. Среди них наиболее ценными являлись: камин с красивой чеканкой по меди, мебель в саардамском (голландском) стиле, токарный станок, верстак и столярные инструменты, а также модели парусных кораблей, изготовленные Петром Великим собственноручно.
К сожалению, над Домиком так и не догадались возвести каменный футляр для защиты от дождя, снега и ветра, как это было сделано в Петербурге. В результате, из-за ветхости, его неоднократно разбирали и возводили заново.
Был ли Домик Петра открыт для посетителей Общественного сада — неизвестно. Хотя, вполне возможно. Но только для высоких гостей. Иначе, зачем его сохраняли.
На территории Летнего сада, где располагался Домик Петра, вплоть до 1917 года размещалась дача Главного командира порта и военного губернатора Кронштадта. Известно, что часть уникальных экспонатов, хранившихся в Домике, ещё в 1895 году передали в библиотеку Морского инженерного училища. А вот орнамент над камином из меди, сделанный самим Петром Великим, с вензелями Императора, судя по фоторепортажу Карла Буллы, опубликованном в журнале «Огонёк» от 1 сентября 1913 года, находился в зале заседаний на даче губернатора. Где теперь хранятся эти раритеты нашего города — сказать трудно.
Как обещают городские власти, Летний сад в ближайшие годы планируется полностью отреставрировать. Хочется надеяться, что на месте старейшего здания Кронштадта будут проведены археологические раскопки, а Домик Петра I с прилегающими постройками будет воссоздан на старом фундаменте в соответствии со старинными чертежами и музеефицирован. Но для этого понадобится найти и вернуть в него старые экспонаты, хранившиеся в нём в XVIII-XIX веках. Сделать это будет очень сложно, но необходимо. А иначе в Летнем саду появится всего лишь очередной музей-«новодел» с экспозицией в виде стендов с копиями гравюр и фотографий или ещё один выставочный зал, мало интересный для туристов и жителей города…

Домик Петра I в Летнем саду. 1913 год

Кронштадтский арсенал — отделение Морского музея

Одним из первых закрытых музейных хранилищ уникальных реликвий, связанных с историей Российского флота, который могли посетить офицеры, являлся Кронштадтский Морской артиллерийский арсенал. В огромном красно-кирпичном здании, построенном в 1832-1836 годах по проекту архитектора И. Г. Гомзина, и на прилегающем к нему с восточной стороны Пушечном дворе хранились многие ценные раритеты и трофеи русских моряков.
Так в № 130 газеты «Кронштадтский Вестник» за 1863 год был напечатан материал «Забытые трофеи», автор которого не без горечи вопрошал: «Где трофеи, добытые нашими моряками с таким беззаветным самоотвержением? Где эти флаги, живые свидетели столько пролитой крови? Десятка два в кронштадтском арсенале, да штуки три в Морском корпусе, вот всё, что более или менее известно». На самом деле всё обстояло несколько иначе.
Ещё в 1855 году в здании Арсенала была устроена Кронштадтская модель-камера, а с июня 1867 года её переименовали в Отделение Морского музея. В нём хранились не только модели кораблей и судов, построенных на верфях Петербурга и в Кронштадте, но и такие реликвии, как девять аллегорических знамён и медная двухфунтовая пушка петровского времени (1697-1700); гренадерские шапки 1-го морского полка времён Петра I (1705); две китайские пушки (медная и железная); 16 кормовых флагов, взятых у турок в 1770 году в знаменитом Чесменском сражении; 46 кормовых флагов и два гюйса, захваченные у шведов в 1790 году после их поражения в Выборгском заливе; две французские пушки, взятые при штурме крепости Корфу в 1799 году моряками эскадры прославленного адмирала Ф. Ф. Ушакова; четыре серебряные литавры и четыре серебряные трубы морского Невского полка времён Екатерины II; георгиевские флаг и вымпел, пожалованные экипажу линейного корабля «Азов» за отличие в Наваринском морском сражении (1827); бронзовый бюст Императора Петра Великого (передан в 1872 году в Кронштадтское Морское собрание).
Кроме того, в середине XIX века у западного фасада здания Арсенала были выставлены крепостные орудия и мортиры на металлических лафетах, а также пирамиды из ядер разного калибра. И это была лишь малая часть из того, что хранилось в обширной коллекции Кронштадтского отделения Морского музея, не считая отдельных образцов артиллерийского, минного, стрелкового и холодного оружия. Большинство ценных экспонатов ещё в XIX — начале ХХ века были переданы в Морской музей имени Императора Петра Великого в Санкт-Петербурге, а впоследствии и в другие военные музеи.
Сейчас здание Морского арсенала в Кронштадте уже не является хранилищем уникальных ценностей Российского флота. И всё же славная история oдного из старейших военных предприятий города представляет большой интерес. В середине 70-х годов ХХ века по инициативе известного краеведа, капитана 2 ранга Ю. И. Спиридонова в здании управления Арсенала была создана экспозиция «Комнаты истории части», существующая и поныне. В мае 2004 года при активной поддержке руководителя предприятия А. Н. Ревы у исторического здания в Арсенальном переулке была частично воссоздана выставка старинных орудий.

Выставка старинных орудий у здания Морского арсенала. 1912 год

Музей редкостей

Первой публичной музейной экспозицией в нашем городе стал «Музей редкостей», открытый в 1856 году в Доме Миниха по инициативе контр­адмирала К. И. Истомина — начальника штаба Кронштадтского порта, председателя Комитета Морской библиотеки. Через два года музей разместился в новом помещении Морского Собрания на Большой Екатерининской (ныне Советской) улице. Поначалу он занимал лишь одну комнату, а первыми экспонатами музея стали различные экзотические предметы из Китая, Японии и Сандвических островов, подаренные участниками дальних походов, морскими офицерами В. А. Римским-Корсаковым и М. П. Тиролем. Количество подарков, преподнесённых моряками кораблей Балтийского флота, приписанных к Кронштадту, и различными гостями Собрания, увеличивалось с каждым годом. В результате к 1874 году «Музей редкостей» занимал уже десять комнат на двух этажах, часть из которых являлись гостиными Kронштадтского Mорского Cобрания. Экспонаты были выставлены в специальных резных витринах, располагались на стенах и украшали интерьеры залов, придавая помещениям вид настоящего дворца — хранилища музейных ценностей. Большой интерес представляли собой: коллекция китайских насекомых, японский мореходный компас, модель яванской лодки с парусом и противовесом, связка китайских монет, напоминавшая по форме меч, а также экзотическое оружие, музыкальные инструменты и украшения туземцев с островов Тихого и Индийского океанов.
Кроме того, музей располагал обширной коллекцией моделей военных кораблей и торговых судов, различных образцов холодного и огнестрельного оружия зарубежных стран. В залах второго этажа в витринах были выставлены знамёна, предметы быта с кораблей Российского флота: судовая мебель, посуда и образцы формы одежды русских моряков XVIII-XIX веков. В одном из залов музея располагалась деревянная модель Константиновского сухого дока, сегодня она входит в экспозицию «Музея истории Кронштадта».
В залах, холлах и гостиных Морского собрания, а также комнатах «Музея редкостей» были выставлены многочисленные произведения искусства: картины и старинные гравюры, скульптуры и вазы, подаренные старейшему военному клубу России членами Императорской семьи, военными моряками иностранных флотов, побывавших с дружескими визитами в Кронштадте, выдающимися российскими художниками. Так, например, в коллекцию живописных полотен входили четыре картины всемирно известного художника-мариниста И. К. Айвазовского: «Вход корабля «Три святителя» на Севастопольский рейд»; «Синопское сражение»; «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи Буленд» в 1877 г.»; «Гибель корабля «Лефорт», а также картины художников А. А. Боголюбова, А. К. Беггрова, А. А. Блинова и многих других, подаренные Морскому собранию. Уникальным раритетом являлся старинный рисунок П. Пикарта «Прошпект Российского флота при острове Котлине 31 мая 1715 г.». Хранились в музее и ювелирные украшения: золотой браслет Государыни Императрицы Александры Федоровны и бриллиантовая приколка Государыни Цесаревны Марии Александровны.
Однако в 1917 году в связи с революционными событиями Кронштадтское Морское собрание и «Музей редкостей» были закрыты. Многие ценности пропали бесследно. Правда, кое-что хранители музея запрятали в укромных местах. В 1922 году в ходе ремонта здания клуба в одной из опечатанных комнат бывшей музейной экспозиции под кучей брошенных царских знамён был обнаружен резной деревянный постамент для флагов. Он показался подозрительно тяжёлым. А когда рабочие его вскрыли, то в нём обнаружили ряд ценных предметов: четыре фарфоровые вазы, 8 бронзовых канделябров, панно в рамке, покрытое эмалью, два фотоальбома и небольшой гобелен.

Дом Миниха, где в 1-ой половине 19 века располагалось Благородное собрание. 1902 год

Научные музеи Кронштадта

Научными музеями являлись открытые ещё в дореволюционный период Анатомический театр при Кронштадтском госпитале и комната-музей при «Особой лаборатории Императорского института экспериментальной медицины по заготовке противочумных препаратов» на форте Александр | («Чумный»).

Известно, что госпиталю, основанному в 1717 году, через пять лет в одном из губернских домов было выделено помещение для аптеки и анатомического театра. Вскоре при Кронштадтском госпитале была создана лекарская школа. А поскольку в те времена анатомия и хирургия являлись главными предметами медицинского учебного курса, то будущие флотские лекари получали практические навыки в основном на трупах в анатомическом театре. Кроме того, в качестве наглядных пособий, здесь же — на столах и в витринах — стояли стеклянные колбы с заспиртованными человеческими органами, младенцами-уродцами, по образу и подобию знаменитой коллекции голландского анатома Рюйша, закупленной Петром Великим для Кунсткамеры — первого российского музея. Причём количество подобных научных экспонатов анатомического театра в Кронштадте периодически пополнялось. Со второй половины ХIХ века они размещались на втором этаже специально построенного здания, примыкающего к госпитальной часовне-храму во имя Св. Николая Чудотворца. В конце XIX века анатомический театр при госпитале стал называться «Анатомическим музеем», который могли посетить кронштадтские обыватели. Вот какое объявление давал «Кронштадтский Вестник» в марте 1891 года: «Анатомический музей. Открыт ежедневно от 10 час. утра до 9 час. вечера. Только для взрослых мужчин. В пятницу — только для дам.. Вход 20 коп.».

Комната-музей при противочумной лаборатории на форту Александр I мало чем отличался от Анатомического театра Кронштадтского морского госпиталя. Может быть, только тем, что он был закрытым, поскольку в колбах со спиртом в качестве научных экспонатов хранились человеческие органы, а также животные, поражённые чумой, холерой и другими страшными инфекционными болезнями. С ним могли познакомиться учёные-бактериологи и врачи-инфекционисты, проходившие обучение в лаборатории. Музей на форте «Чумный» прекратил своё существование в 1918 году. Экспонаты анатомического театра сохранялись в Кронштадтском госпитале достаточно долгое время. В 1951 году был восстановлен архив паталого-анатомического отделения, начиная с 1853 года. И тогда же был создан Музей микропрепаратов, началась реставрация музейных макропрепаратов, которые являлись ценными наглядными пособиями для врачей и среднего медперсонала госпиталя. В преддверии празднования 250-летнего юбилея одного из старейших медицинских учреждений России по инициативе подполковника м/с В. В. Вейцмана на втором этаже исторического здания 17 июня 1967 года был торжественно открыт «Музей госпиталя» с множеством интереснейших экспонатов, который работает и сегодня. Два года назад его экспозиция, к которой добавился ещё один зал, благодаря заведующей музеем В. В. Кирилловой и активной поддержке начальника госпиталя подполковника м/с М. П. Ступара, значительно обновилась. Причём музей является открытым. Его можно посетить по предварительной заявке.

Комната-музей противочумной лаборатории на форте «Александр I». 1904 год

В начале XX века на Нарвской площади (судя по книге А. Сочагина «Кронштадт») разместился «… наверное самый интересный городской музей К. Стефана — своего рода «Кронштадтская кунсткамера». Правда, какие именно экспонаты выставлялись в нём, неизвестно — об этом автор умалчивает.
В апреле 1906 года морские офицеры-минёры устроили в Минном Офицерском классе вечер памяти А. С. Попова — изобретателя радио. На вечере была организована выставка приборов, созданных Александром Степановичем и его учениками. Все научные приборы выставки решено было сохранить и сделать первоосновой будущей экспозиции «Мемориального кабинета-музея изобретателя радио А. С. Попова» — учебного подразделения Балтийского флота. Немало трудов для увековечения великого открытия и создания музея приложил П. Н. Рыбкин. Второго мая 1945 года в парке бывшего Минного класса, где А. С. Попов проводил свои первые сеансы радиосвязи, был установлен памятник-бюст изобретателю радио работы скульптора В. Чеботарёва. Окончательно кабинет-музей сформировался уже после Великой Отечественной войны. Он и сейчас располагается на втором этаже исторического здания бывшего Минного офицерского класса и Минной школы. В музее, которым ныне заведует Л. И. Сергеева, экспонируются модели первого в мире радиоприёмника и грозоотметчика, десятки физических и измерительных теле-радиоприборов, исторические документы и фотографии, а также различные образцы корабельных радиостанций. К сожалению, в уникальный музей изобретателя радио сегодня попасть совсем не просто. Ибо для этого потребуется целый ряд согласований с командованием учебного центра ВМФ, в чьём ведении он находится. В этой связи хотелось бы высказать следующее пожелание: кабинет-музей уже в ближайшем будущем необходимо передать или Центральному Военно-Морскому музею, или Музею истории Кронштадта (сделать его филиалом). Такое решение станет абсолютно оправданным и целесообразным.

Музей Кронштадтского Морского госпиталя 2012

Комната-музей противочумной лаборатории на форте «Александр I». 1904 год

Одна из гостиных Кронштадтского Морского собрания

(Вторая часть данного материала, посвященная музеям нашего города, созданным в советский период и в последние годы, будет опубликована в ближайших номерах «Кронштадтского вестника»).

Александр ЕСЬКОВ, краевед, член Союза музейных работников Санкт-Петербурга
и Ленинградской области

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: