Госпиталь в годы войны
17 июня Кронштадтский Военно-Морской госпиталь отмечает юбилей – 300 лет со дня основания. Юбилейные материалы Евгения Жмаева были опубликованы в «КВ» №№ 7 и 8 за 2017 год. Исторический очерк «Рыцари госпиталя», повествующий о начале начал, автор написал в виде пяти рапортов – о греческом враче Маттиасе, стоявшем у истоков легендарного медицинского учреждения на острове Котлин, о докторе Синопеусе, продолжившем его дело, об архитекторе Анерте, спроектировавшем и построившем то самое здание Кронштадтского Морского госпиталя, которое мы знаем сейчас, о главном докторе Иване Ланге и знаменитом гигиенисте Боголюбове. Самой героической страницей в истории госпиталя стала Великая Отечественная война. Сорока тысячам раненых и больных в годы Великой Отечественной войны была сохранена жизнь благодаря самоотверженному труду военных врачей, медсестер, санитаров, санинструкторов, вольнонаёмных.
Война стала невиданным испытанием для Кронштадтского военно-морского госпиталя – трудились день и ночь в тяжелейших условиях блокады, артобстрелов и налётов, голода и холода. Все военные годы госпиталь возглавлял военврач 2-го ранга Ш. Н. Ермаков; под его руководством работали 32 военных врача и 12 вольнонаёмных, 6 фармацевтов, 94 медсестры и 115 человек младшего медперсонала.
Сообщение о нападении врага было получено в полночь, 22 июня. Командование сразу же созвало экстренное совещание и поставило неотложная задачу – перевод госпиталя на работу в условиях военного времени. Наступил организационно-мобилизационный период, и 19 августа уже началось массовое поступление раненых. Для их приёма был сформирован эвакоотряд во главе с военврачом 1 ранга Н. В. Зориным.
В результате самоотверженной работы все отделения срочно были подготовлены к условиям военного времени. Госпиталь был развёрнут на 1070 коек. Особое внимание – хирургическим отделениям, где было 450 коек; терапевтические – 170 коек, инфекционное – 200 коек, кожное – 70, ушное – 40, глазное – 20, неврологическое – 50 и гражданское – 70.
В августе в госпиталь начали поступать крупные партии раненых – за две недели 1300 человек. С прибытием кораблей с ранеными, к местам их стоянок сразу же направлялся эвакоотряд с двумя санитарными машинами, четырьмя автобусами и грузовыми машинами. Обработку раненых вели бригады в составе врача-хирурга, медсестры и санитарки.
Самым страшным и катастрофичным был воскресный день 21 сентября 1941 года. В 11 часов 35 минут началась воздушная тревога. Через несколько минут на территорию упали три крупные авиабомбы. Взрывом первой был разрушен фонтан в парке, вывернуто с корнями несколько вековых деревьев и убита осколком сестра инфекционного отделения Елизавета Александровна Шуваева – первая жертва войны. Вторая бомба разбила крыльцо приёмного покоя, разрушила вход в него и в пункт переливания крови. Были смертельно ранены находившиеся на своих боевых постах санитары: И. А. Гайдов, Ф. А. Семенов, К. С. Арбузов, К. С. Есиков, А. Б. Качалов и тяжело ранена медсестра М. Коротина. Третья бомба попала в центр северо-западного крыла главного здания. Пробив 3-й, 2-й и 1-й этажи, она разорвалась и разрушила эту часть здания с терапевтическим, кожно-венерологическим отделениями и развёрнутыми здесь же аптечным, вещевым и продовольственными складами, а также кают-компанию. Вышли из строя продпищеблок и теплоцентраль, водопровод, паропровод, электрические линии, канализация. В аптечном и вещевом складах вспыхнул пожар. Только к утру следующего дня удалось вынести раненых и извлечь из-под обломков погибших. Было убито 53 человека, из них 13 сотрудников госпиталя. Ранено 58 сотрудников и больных. На Кронштадтском кладбище появилась первая госпитальная братская могила…
Разрушения создали невероятные трудности в работе. В госпиталь продолжали поступать раненые…
Несмотря на пожар в разрушенном крыле здания, отсутствие электричества и водопровода, хирургическое отделение под руководством А. П. Никитина продолжало работу. Люди трудились не щадя сил, почти не отдыхая. Производилась очистка территории, разбирались завалы. Восстановительные работы были закончены только к 20 октября 1941 года.
К этому времени обстановка на фронте резко ухудшилась. Противник вышел к Финскому заливу между Ленинградом и Ораниенбаумом, отрезав Кронштадт от Ленинграда. Наступила блокада…
Бомбардировки и артобстрелы не прекращались. 3 октября по городу было выпущено 72 тяжёлых снаряда. Один из них разорвался у вновь открытого в городе хирургического отделения. Было выбито много дверей, окон и стёкол, осколками изрешечены стены, но работа не прекращалась. Обстрелы стали ежедневными, работа в отделениях проходила под грохот снарядов и бомб. Не хватало продуктов, топлива, электроэнергии, воды. Ухудшалось санитарное состояние в городе и госпитале.
В палатах было холодно, раненые и больные укрывались несколькими одеялами, халатами, матрацами. Операции, перевязки, работа в палатах шли при керосиновых лампах или коптилках. Суточный рацион для раненых и больных урезали.
За первые шесть месяцев войны в госпиталь поступило на излечение около шести с половиной тысяч раненых и больных. Возвращение в строй 96,1 % раненых является отличным показателем работы госпиталя. Смертность от проникающих ранений в живот, грудь, череп и от ранений конечностей с повреждением костей составляла около 71 % по отношению ко всем умершим.
Блокадные 1942 и 1943 годы – наиболее тяжёлые, особенно 1-е полугодие 1942 года. Зимой 42-го была резко снижена норма продуктов питания, ещё более ухудшилось положение
с топливом, водоснабжением, освещением, санитарным состоянием в осаждённом городе. С дистрофией и авитаминозами в 1942 году находилось на излечении 2066 человек. И только 18,8 % больных дистрофией и авитаминозами было эвакуировано, остальные восстановили здоровье в госпитале.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1942 года госпиталь был награждён высшей наградой Родины – орденом Ленина. За четыре года войны на излечении в госпитале находилось 38 832 раненых и больных. За годы войны было выполнено 4126 хирургических операций.
В 1942 году было заготовлено 414 литров крови. Госпиталь израсходовал 102 литра, а 312 передал на снабжение других медучреждений. За годы войны коллектив излечил от разных заболеваний 4812 рабочих и служащих предприятий и учреждений Кронштадта.
Несмотря на сложность обстановки, тяжёлые условия блокады, врачи продолжали заниматься военно-научной и учебной работой. Они ежедневно преподавали на курсах Российского общества Красного Креста (РОКК), подготавливая младших медсестер для госпиталей и больниц. Только в 1942 году было подготовлено 115 сестёр. За военные годы в отделениях госпиталя на краткосрочных курсах прошло усовершенствование по различным специальностям 36 врачей, 92 фельдшера и более 130 санинструкторов. Ведущий хирург госпиталя А. П. Никитин тщательно готовил молодых хирургов к самостоятельной работе в условиях фронта и на кораблях.
За военные годы была проведена очень большая амбулаторно-консультативная работа в базовой поликлинике и поликлиническом отделении госпиталя. Всего было принято около 150 000 посетителей.
За три года войны удалось вырастить около 200 тонн овощей. На южном берегу Финского залива сотрудниками госпиталя было заготовлено более 11 тысяч кубометров дров, из них 3700 в 1942 году, когда госпиталь испытывал колоссальные затруднения в топливе даже для приготовления пищи.
Самоотверженная работа врачей, медсестёр и младшего медперсонала, рабочих и служащих всех подразделений госпиталя помогли коллективу выполнить в тяжёлые и суровые годы войны почётные и ответственные задачи по восстановлению здоровья и возвращению в строй воинов Армии и Флота. Сотрудники госпиталя неоднократно награждались орденами и медалями. Так, в 1942 году, одновременно с вручением госпиталю ордена Ленина, была награждена большая группа рабочих, служащих и военнослужащих. В 1943 году 12 офицеров и старшин были награждены орденами и медалями, 168 человек получили медали «За оборону Ленинграда». Десятки писем со словами благодарности присылали в адрес коллектива госпиталя бывшие раненые и больные.
Подвиг медиков-балтийцев Кронштадтского Военно-морского госпиталя навсегда останется в памяти жителей Кронштадта, Ленинграда, Санкт-Петербурга.
(По материалам книги
«История Кронштадтского
госпиталя.
К 250-летию со дня основания»)
Написать комментарий: