Таллинский прорыв. Или переход? Прошло 75 лет

доска«Пойдём на ост по вражьим минам…»
Игорь Алепко

В августе-сентябре 1941 года состоялся тяжелейший переход советских кораблей и судов из Таллина в Кронштадт. Большая часть флота дошла до ленинградского порта — до Кронштадта, две трети эскадры, 64% людей (26 900 человек) и 72% кораблей и судов. Командование флотом могло сказать: главное сделано, флот, его ядро сохранено.

Они все сыграли вскоре важную роль в обороне Ленинграда и в нашей общей Победе. Но как много погибло наших дедов и прадедов! 75 лет назад это было. Два месяца как началась война. Мы теряли территории, а по-человечески – родную землю, откуда шли и шли люди, эвакуировались предприятия, на восток с запада, вглубь страны. Великая Отечественная война – тяжелейшее для нашей страны время, когда судьба Родины решалась в условиях подчинения всего и вся одной цели – Победе. Не только агитация и пропаганда работали на неё, это ясно – судьба Родины была судьбой каждого. И поэтому участники той сложнейшей военно-морской операции по эвакуации гражданского населения Таллина в условиях наступления фашистов и перебазированию флота в Кронштадт, в Ленинград – на защиту родного города, родной страны знали, что от них зависит победа. Но они также прекрасно понимали, что добраться до Кронштадта им помогут не только тактические тонкости, но и удача.
Финский залив был нашпигован минами, как суп клёцками, и это сравнение, давно применяющееся, подходит очень точно. Так говорили и говорят участники Таллинского перехода. Двести метров ширины очищенного от мин фарватера были недостаточным для манёвров пространством.
И поэтому слова «Подорвался при уклонении от обстрела, был потоплен вражеской авиацией» стали реальностью для многих и многих.
Моряки, военврачи, военные корреспонденты, механики, политруки приняли свою долю. Они знали кодекс чести – сам погибай, а товарища выручай. «Погиб, спасая женщин и детей», «остался на капитанском мостике, как положено капитану», «ходил в шлюпке, подбирая утопающих» — это о них. «Случайно спасся, оказавшись на верхней палубе», это тоже о них. Но естественная реакция человека в экстремальной ситуации тоже работала, и много им пришлось видеть утопавших, не имея возможности им помочь. И в холодной воде, покрытой мазутом, когда глаза и ноздри, и уши, залепленные топливом, вылившимся из резервуаров погибающих судов и кораблей, отказывались выполнять свои функции. Что им оставалось делать – хвататься за то, что плавало, уповать на спасение, радоваться чуду…
И потом на Гогланде видеть смеющиеся рожи фашистов, развлекавшихся на бреющем полёте, расстреливавших их, безоружных, замёрзших, лишившихся одежды.
Можно ли сейчас судить-рядить, как именно было принято решение, каким фарватером отправлять какие суда и корабли, как они, гражданские, оставленные главными силами, искали возможность выплыть, выжить, спастись и помочь товарищам. Нам тепло и сытно, нет неразберихи ночной погрузки в незнакомых гаванях, нет, слава Богу, войны. Нам достойно ли ссориться из-за слова единого – прорыв или переход! Можно ли? Они прошли, оплакивая погибших, выжили – кто выжил – спасли Родину, завоевали Победу. Мы благодарны им, наш долг помнить их. Простые люди совершали подвиги, не собираясь поначалу этого делать, проявляли чудеса мужества и храбрости во имя спасения страны. Были
и трусы, подлецы, но это как везде, хотя их и меньше, показывает жизнь.
Хранить и беречь наше героическое прошлое, продлевать память – это нам доступно. И те, кто знают свою историю, могут помочь этой ниточке связать прошлое и будущее. Бережно храня свидетельства того времени, мы делаем удивительные открытия – каждый человек ценен своим отношением к делу – к Родине, к Победе. Воспоминания участников Таллинского перехода, опубликованные или нет – хранят уникальные свидетельства об этой страшной эпопее. И сейчас, собирая и записывая их, мы понимаем, что это ценнейшие и порой единственные свидетельства и памятник тому героическому и трагическому времени.
АНО МВИЭКС «Во славу Отечества» ведёт планомерную работу по увековечению памяти героев Таллинского прорыва. Сейчас подготовлены мемориальные доски и монумент для установки на острове Гогланд. Планируемый поход на остров Гогланд должен состояться в два этапа. Первая группа отправится для установки мемориала на острове. Её выход в море – из Кронштадта 7 сентября. Установленная в июле на острове Сескар памятная доска в честь героев, погибших рядом с островом, и подготовленный мемориал для Гогланда изготовлены на народные пожертвования и на средства АНО МВИЭКС.
В этом году 75-летие Таллинского перехода мы вспомним вместе с эстонскими друзьями – памятные события пройдут в Таллине 27 августа. 28 августа мы опустим цветы в воду на мысе Юминда,  а 29-го вернёмся в Петербург для полуденного выстрела со стены Петропавловской крепости в память о героях Таллинского перехода. Затем у ворот Морского порта на Гутуевском острове вместе с портовиками возложим цветы к памятнику героям-балтийцам и отправимся в Кронштадт, конечную цель участников Таллинского перехода. В 16.00 у Стены памяти, у обновлённой доски на Якорной площади проведём минуты торжественного поминовения наших ушедших героев, участников Таллинского прорыва – совершивших этот переход 75 лет назад.
Если вы можете назвать имена героев-участников Таллинского прорыва, сообщайте, каждое имя ценно, присылайте фотографии. Электронный адрес: mviex@yandex.ru; группа ВКонтакте: «Таллинский переход»; звонител: 8 (911) 963-64-20

Мария ИНГЕ-ВЕЧТОМОВА
АНО МВИЭКС
«Во славу Отечества»

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Владимир | 27.09.2016 в 21:14

Моя мама с сестрой уходили из Таллина на транспортном судне «Сибирь» Отец был защитником Ханко.
Я из их уст знаю об этих трагедиях.Мне стыдно за тех кто и сейчас оправдывают тупость и бездарность,несостоятельность командования Балтийским флотом во главе с адмиралом Трибуцем которые не смогли не только организовать оборону Лиепаи и Таллина но и полностью провалили эвакуацию и переход караванов кораблей из Таллина в Кронштадт. Трибуц бросил ради спасения крейсера «Киров» все гражданские суда, оправдывая это спасением флота, который всю войну простоял в Кронштадте мишенями для бомбардировок.

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: