«Пусть будет число погружений равняться количеству всплытий»

Первому соединению подводных лодок России 95 лет

17329375История подводных кораблей России уходит корнями в эпоху первого русского императора Петра I. Именно в его царствование крестьянин Ефим Никонов построил и испытал деревянное потаенное судно, но прошли столетия, прежде чем в мире появились действительно боевые стальные подводные корабли.

В 1902-1904 годах на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге была заложена серия подводных лодок типа «Дельфин», а в 1915 году на том же заводе был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб».
Все эти лодки проходили ходовые и швартовые испытания в Кронштадте, здесь впервые, согласно Указу Николая II, было создано первое соединение подводных лодок. В годы первой мировой войны балтийские подводники вели активные боевые действия. 7 мая 1916 года подводная лодка «Волк» в боевом походе атаковала и потопила три немецких транспорта. Служба на подводных кораблях была и остаётся до сих пор не только почётной, но и очень тяжёлой, опасной. Неслучайно в немецком флоте времен второй мировой войны было принято надводным экипажам вставать, когда в помещение входили подводники.
В России Царским Указом каждому офицеру, начинающему службу на подводной лодке, выдавался серебряный именной браслет, и через каждый год службы одно звено браслета менялось на золотое.
В годы Гражданской войны подводники продолжали защищать Петроград с моря. 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера» отправила на дно английский эскадренный миноносец «Виторио».
В тридцатые годы двадцатого столетия в СССР началось активное строительство советского надводного и подводного флота. 12 ноября 1930 года вошла в строй первая подводная лодка типа «Д» (Декабрист), а 28 апреля 1934 года спустили на воду головную подводную лодку проекта «М» (Малютка). Затем в СССР построили подводные корабли проектов: «Щ» (Щука), «С» (Средняя), «К» (Крейсерская) или как её любили называть подводники «Катюша» и «Л» (Лембит). Подводный флот Советской России рос и укреплялся. Все подводные корабли проходили боевое слаживание экипажей, ходовые и швартовые испытания, сдачу курсовых задач в Кронштадте. Здесь моряки-подводники постигали азы нелёгкой морской профессии.

Великую Отечественную войну подводники Балтийского флота встретили, как и весь Военно-морской флот СССР по готовности № 1 (один). Первый боевой счёт на Балтике открыла «С-11» под командованием капитан-лейтенанта А. М. Середы, 19 июля 1941 года лодка потопила фашистский «Сетепрорыватель», готовивший проходы для немецких кораблей к Ленинграду. Поняв, что с моря путь надёжно закрыт, немецко-фашистское командование забросило Финский залив тысячами донных и буйрепных мин. Но подводники-балтийцы прорывались в открытое море и топили фашистские корабли и транспорты.
В январе 1945 года экипаж подводной лодки «С-13» под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско торпедировал и отправил на дно два тяжёлых транспорта «Вильгельм Гутслов» и «Генерал Фон Штойбен». Причем на борту Густлова находились курсанты подводных школ Кенигсберга, прошедшие подготовку для экипажей новейших немецких субмарин, которые должны были принять участие в боевых действиях на Балтике и в Атлантике. Известно, что подводники «папаши» Деница продолжали топить союзные транспорты уже после капитуляции Германии. Последняя торпедная атака немецкой подводной лодкой была зафиксирована в августе 1945 года.
В Кронштадтском соединении подводных лодок служили, ходили в боевые походы и побеждали Герои Советского Союза: С. Н. Богорад, Ф. Г. Вершинин, М. С. Калинин, В. А. Коняев, Н. А. Лунин, С. П. Лисин, А. И. Маринеско, Е. Я. Осипов, И. В. Травкин, А. В. Трипольский и Герой Российской Федерации А. М. Матиясевич.
После Великой Отечественной войны лодки бригады продолжали нести боевую службу, они уходили в автономное плавание в штормовой Бискайский залив, на дне кипящих вод которого нашли и до сих пор находят свой вечный причал корабли и суда разных времён и стран — от гребных галер до современных лайнеров, в жаркие воды Средиземного моря и в холодную солёную купель Атлантики.
В послевоенные годы прославленным соединением командовали ныне здравствующие капитаны 1 ранга В. А. Горохов, А. П. Меньшойкин, В. А. Лисафьев (который вывез и спас от поругания и уничтожения из «свободной» Латвии аллею героев-подводников с памятником легендарному экипажу «С-13» и его командиру Александру Ивановичу Маринеско).
Кронштадт всегда был кузницей кадров для Военно-морского флота — и в период Российской империи, и во времена Советского Союза. На кораблях старейшего подводного соединения проходили стажировку и морскую практику старшины и матросы учебного отряда подводного плаваниия (в том числе и автор этих строк). Более трёх тысяч мичманов и прапорщиков ВМФ выпустили командиры подводных лодок бригады, возглавившие Школу мичманов и прапорщиков в Кронштадте: капитаны 1 ранга С. Е. Власюк, И. В. Иванов, Л. А. Старовойтов. Продолжает воспитывать подрастающее поколение кронштадтских морских кадет последний начальник штаба Соединения капитан 1 ранга Б. Н. Блинков.
Отгремела Великая Отечественная война, зарастают подводными растениями и покрываются илом братские могилы героев-подводников. 38 подводных лодок с экипажами на борту лежат в «стальных» балтийских водах, большинство из них до сих пор числятся «без вести пропавшими», место их гибели не отмечено на картах, а их семьи так и не получили полагающиеся пособия по случаю потери кормильца… Лежит на дне подводная лодка «Л-2», не пришедшая в базу из разведывательного похода по определению мест минных полей, установленных врагом. Остался спать вечным сном на дне её штурман Алексей Лебедев поэт-маринист. Он ушёл в последний вечный поход, оставив нам свои бессмертные строки:
«И если пенные объятья
Назад не пустят ни на час,
А ты в конверте за печатью
Получишь весточку от нас.
Не плачь,
мы жили жизнью смелой
Умели храбро умирать.
Ты на штабной бумаге белой
Об этом можешь
прочитать…»
Вечная память героям, отдавшим свою жизнь за Родину! В день 95-летнего юбилея прославленного старейшего соединения подводных лодок России, 28 ноября 2013 года, склоним свои головы и почтим память погибших подводников минутой молчания…

Виктор УШАКОВ,
капитан 2 ранга (в отставке),
ветеран-подводник СССР

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: