Водолазы спустились на дно Чукотского моря – к легендарному «Челюскину»

ООО «Фертоинг» – современная, быстро развивающаяся инженерная компания, выполняющая большой объём работ в области комплексных морских изысканий, навигационно-гидрографического и подводно-технического сопровождения строительства и эксплуатации объектов подводных добычных комплексов, морского, речного и трубопроводного транспорта. Компанией выполняются инновационные исследования, разработка и внедрение в производство системных инженерных решений в области комплексного обеспечения безопасности объектов морской инфраструктуры.

13 февраля 1934 года в Чукотском море, в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда, после 86 суток плавания и более чем 100 суток дрейфа в Арктических льдах, затонул пароход «Челюскин», построенный Советским правительством для освоения Северного морского пути. На лёд высадилось 104 человека, включая 10 женщин и 2 детей. Операция по спасению челюскинцев из ледового плена с триумфом завершилась ровно через 2 месяца – 13 апреля 1934 года – и стала первой в мировой истории успешной крупномасштабной спасательной операцией в условиях Арктики. Спасение челюскинцев послужило началом для комплексного освоения арктических трасс и создания мощной полярной авиации, а лётчики, спасавшие экипаж и пассажиров «Челюскина», стали первыми Героями Советского Союза.

Артём Мельников и его морская инженерная компания «Фертоинг» не перестают нас удивлять. Удивлять и вдохновлять! Создатель Кронштадтского Морского музея верен себе. Своей любви к Отечеству, флоту, морю. На протяжении многих лет под его руководством ООО «Фертоинг» ведёт поисково-историческую деятельность, в основе которой – глубокое уважение к истории и стремление восстановить её утерянные страницы. «Фертоинг» и самостоятельно, и совместно с федеральными и региональными органами власти постоянно проводит поиск и обследование кораблей, самолётов и другой техники, затонувшей в разное время в российских территориальных водах, а также проводит памятные мероприятия, содействует установке и реставрации мемориалов, посвящённых военной истории нашей Родины. И «Кронштадтский вестник» (который помнит о том, что в 2012 году выжил только благодаря Артёму Юрьевичу Мельникову) всегда рассказывает об этой благородной деятельности. Деятельности, которая не может не вдохновлять: если есть у нас такие предприниматели – значит, возможно, и будущее за ними – за истинными патриотами!

Комплексная научно-историчес-кая экспедиция по обследованию места гибели в 1934 году легендарного парохода «Челюскин», следовавшего по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток, стартовала из Санкт-Петербурга 4 августа.
Планировалось в течение недели определить точные координаты гибели парохода «Челюскин», осуществить водолазные спуски с использованием морского спасательного судна «Лазурит» и современного поискового оборудования – для идентификации и обследования судна, а также построить его 3D-модель. Экспедиция к затонувшему пароходу «Челюскин» в рамках проекта компании «Фертоинг» по сохранению морского исторического наследия России дополнит имеющуюся информацию о трагической гибели судна и триумфальном спасении экипажа и пассажиров силами полярной авиации – лётчиков, ставших первыми Героями Советского Союза.
5 августа, около полудня по местному времени, члены поисковой группы прибыли в аэропорт «Угольный», откуда на пароме добрались до Анадыря, расположенного на другом берегу Анадырского лимана. Далее экспедиция отправилась из Анадыря вертолётом до мыса Ванкарем и высадилась в разрешённой зоне, недалеко от регионального памятника природы – крупного лежбища моржей на берегу Чукотского моря. Как предполагали искатели, место гибели легендарного парохода «Челюскин» – в 75–80 милях от мыса на глубине около 45 метров.
Экспедиционное судно «Лазурит», вышедшее из Владивостока 24 июля, подошло к мысу Ванкарем 7 августа и приняло на борт водолазную и научно-историческую группы экспедиции.
Водолазам-исследователям предстояло работать на глубинах в более 50 метров, в условиях плохой подводной видимости. Длина затонувшего парохода составляет 100 метров, а ширина – 16,6.
Ээкспедиционное судно «Лазурит» прибыло в район поиска, находящийся в 75–80 милях от побережья Чукотского моря, и в 112 милях от мыса Отто Шмидта, 8 августа. Судно оснащено современными гидролокационными комплексами и техническими средствами, позволяющими на высоком уровне выполнить мероприятия по обследованию погибшего парохода «Челюскин».
Костяк экспедиции – морские инженеры компании «Фертоинг», под руководством её организатора Артёма Мельникова, и водолазы «Разведывательно-водолазной команды» под руководством Константина Богданова. В экспедиции принимал участие епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, весомой частью служения которого является увековечение памяти погибших русских мореплавателей и первооткрывателей. Также в составе экспедиции – представители научно-исторического сообщества России и журналисты «Первого канала». Члены экспедиции добирались до точки отправления на вертолёте, а на борт судна их доставил катер.
Около 7 утра по Анадырю с судна «Лазурит» был спущен катер, оснащённый современными гидролокационными комплексами, для того, чтобы определить точные координаты места гибели «Челюскина». Полученные данные подтвердили, что затонувший пароход находится там, где и предполагалось…
14 августа на сайте компании «Фертоинг» появилась информация о завершении экспедиции. А вскоре мы имели возможность увидеть потрясающие кадры с места поиска, сделанные журналистами Первого канала. В новостной сюжет попали самые яркие моменты маршрута: от перелёта в посёлок Ванкарем до водолазных спусков к «Челюскину» и кадров подводной съёмки.
В настоящее время «Фертоинг» подводит итоги проделанной работы. Силами научно-исторической экспедиции удалось уточнить координаты гибели «Челюскина», выполнить площадное гидроакустическое обследование парохода и картирование дна в районе его затопления, а также сформировать 3D-модель фактического состояния судна. Данные, полученные в результате гидроакустической съёмки и водолазного обследования, позволили идентифицировать «Челюскин» по его размерам и отличительным конструктивным особенностям. Водолазы-исследователи выпол-няли глубоководные спуски в снаряжении замкнутого цикла в условиях открытого моря на большом удалении от береговых пунктов обеспечения.
В рамках научно-исторической экспедиции были проведены мемориальные и траурные мероприятия у места затопления парохода «Челюскин», а также на косе Беляка, где расположена могила кочегара В. С. Беляка, погибшего в сентябре 1913 года в ходе гидрографической экспедиции на ледокольном пароходе «Таймыр».
Компания «Фертоинг» получила ценный опыт взаимодействия с ведущими организациями страны в области сохранения морского наследия России и мира. Так, «Музей Мирового Океана» оказывал научное сопровождение экспедиции, «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» отвечал за её историческое содержание, специалисты НП «Разведывательный Водолазный клуб» выполняли комплекс глубоководных спусков с использованием водолазного снаряжения замкнутого цикла, а «Морская спасательная служба» предоставила исследовательское судно «Лазурит».
По итогам экспедиции, основываясь на её результатах и достигнутых участниками договоренностях, принято решение о создании геоинформационной базы по морским объектам культурного и исторического наследия с целью систематизации, пополнения и анализа получаемых данных.

По материалам сайта
ООО «Фертоинг»
подготовила Анна Макарова
Фото: из архива компании

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: