Кронштадтская история капитана Александра Буркалова

Александр Николаевич Буркалов родился 15 августа 1930 года. Накануне этой вызывающей уважение даты корреспондент «КВ» встретился с человеком, чья биография оказалась навсегда связанной с городом на острове.

А вот родился наш герой далеко от «большой воды», в совершенно сухопутной Калининской области, в семье крестьян. Но вскоре отец принял судьбоносное решение перебраться в Кронштадт, куда
и перевезли маленького Сашу – в корзинке, как с улыбкой вспоминает Александр Николаевич.
До войны мальчик успел окончить лишь пять классов школы. Доучиваться пришлось много позже. Отец отправился на фронт, а мать с двумя мальчиками осталась в блокадном Кронштадте. Александр Николаевич не любит говорить о блокадном детстве: было как у всех – ели лебеду, спасала колюшка. Выжили…
Трудовую биографию Саша Буркалов начал рано – в артели «Новый быт», сапожником. Шесть лет проработал, но чувствовал – не его это дело, чтобы вот так, на всю жизнь. Пошёл учиться на судоводителя.
И попал в точку!
Приступил к работе матросом, это был март 1954 года. Дослужился до капитана буксира. В дальнейшем менялись названия организаций, но работа оставалась той же, выбранной уже на долгие годы.
– Мы обеспечивали всем необходимым стройку при строительстве пирсов, а их в то время строили много, – вспоминает Буркалов. – Доставляли не только грузы, но и краны, баржи. Плавали и на острова – Гогланд, Мощный. Экипаж был штатский, но руководили нами военные.
Это только кажется, что буксир – судно небольшое, в дальние моря не ходит, значит, и работа там несложная. Александр Буркалов с этим не согласен:
– Акватория Финского залива – место капризное. Погода часто меняется, ветер налетает неожиданно, А у нас серьёзный груз. Например, «гонка» – плоты строительного леса. Если волнение усилится, их может разметать, а это беда. Поэтому и следили за прогнозом погоды. Экипаж у нас был 15–20 человек. Это при сегодняшней технике на буксирах команда меньше. У нас были и помощник капитана, и старший механик, и радист.
И рабочий день был такой, что я на работе проводил больше времени, чем дома.
Интересно читать очерк, опубликованный в газете «Рабочий Кронштадт» ещё в 1958 году. Он называется «Люди одного буксира» и описан в нём один день работы команды буксира под руководством капитана Александра Буркалова.
«Пройдено 18 миль, проделана дополнительная работа по укреплению «гонки» на случай штормовой погоды, заведён стальной трос, и вот уже буксир отправляется в обратный путь. Он идёт медленно, словно боясь потревожить зеркальную гладь моря. За кормой на десятки метров протянулись тяжёлые пучки древесины. Это необычный для моряков груз. Только в июле в Кронштадт было доставлено около 7000 кубометров строительного леса».
Автор очерка особо подчёркивает внимательное отношение капитана к членам экипажа, взаимопонимание и слаженность команды.
Сегодня Буркалов вспоминает работу как нечто рядовое, обычное – всё было в штатном режиме, никаких неприятностей. А ведь это и хорошо, это тот самый показатель нормально налаженной работы.
А вот «подвиг», «экстрим» – зачастую следствие чьего-то разгильдяйства.
Так и работал до самой пенсии, до 1990 года капитан буксира Александр Буркалов. На вопрос: не тянуло ли в дальние страны, другие моря, отвечает:
– Я человек домашний. Далеко от семьи – это не для меня.
А семья меж тем получилась крепкая. Буркаловы отметили бриллиантовую свадьбу в 2014 году. Вырастили двух сыновей. Виталия Буркалова в Кронштадте знают по его отличным фотографиям, которые появляются в интернете, в том числе и на странице «Кронштадтского вестника» в ВКонтакте.
Старший сын окончил Корабелку. Увлечение яхтингом вылилось в профессию. Выросли и трое внуков, уже и пять правнуков подрастают. На стенах квартиры много детских фотографий. И это создаёт радостное ощущение крепких связей, родства. Так что своё 90-летие Александр Николаевич Буркалов встретил в тесном кругу семейном кругу. Долгих лет жизни Вам, уважаемый Александр Николаевич!

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: