Дом Трудолюбия был целым городом

Дом Трудолюбия. 1890 год

Здание бывшего Дома Трудолюбия. Октябрь 2019

Семнадцать лет пребывал отец Иоанн во священном сане, служа в Кронштадтском Андреевском соборе, но сколько ни раздавал он милостыню нищим, число бедных людей в Кронштадте не уменьшалось, и по утру в субботу их можно было во множестве видеть в Гостином дворе и по всем улицам.
Коренным образом изменить их материальное положение, по мысли отца Иоанна, могло устройство в Кронштадте Дома Трудолюбия, в котором эти люди могли бы заработать себе дневное пропитание, ночлег и немного денег. В 1872 году кронштадтский пастырь написал два воззвания к своей пастве, чтобы она помогла ему осуществить эту великую идею.
Среди причин бедности и нищеты отец Иоанн указал на главные: бедность от рождения, сиротства, от бедствий, кражи, от неспособности к труду по старости или инвалидности, по маловозрастности, бедность от потери места (безработицы), от лености, пьянства, недостатка труда (отсутствия рабочих мест) и недостатка средств, с которыми можно взяться за труд (отсутствия первоначального капитала, а зачастую просто и порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия).
Батюшка обратился ко всем жителям города, ко всему кронштадтскому обществу – духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому – образовать попечительства и братства при разных церквах и позаботиться о создании для бедных в Кронштадте рабочего дома, жилья и ремесленного училища для детей бедняков.
«Не пугайтесь, господа, громадности предпринимаемого дела, доброму делу поможет Бог, – а где Бог, там скоро явится всё как бы из ничего», – писал отец Иоанн.
«С миру по нитке – бедному рубашка, кто чем может, тот тем и поможет».
«Муравьи делают муравейники, в которых им бывает зимою тепло и сытно; звери – логовища; пчёлы – ульи <…> Братья, во имя Христа и Креста возвышаю мой голос: ужели муравьям и пчёлам мы дадим преимущество перед собою? Теперь многим городам России известна кронштадтская нищета; они ожидают, что мы сделаем что-нибудь к отвращению её…»
Кронштадтцы, в том числе и Кронштадтская Городская Дума, чтили и горячо любили своего доброго пастыря и широко откликнулись на его призыв, «живо дело закипело и поспело в полчаса». Успеху способствовала также и энергичная деятельность барона Буксгевдена, бывшего в то время военным прокурором, деятельную помощь оказала Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича.
В Кронштадте, на Медвежьей улице, позже названной по имени Кронштадтского пастыря Сергиевской, было выстроено просторное и прекрасно оборудованное здание первого в России Дома Трудолюбия. Закладка его состоялась 23 августа 1881 года, а открытие и освящение – 12 октября 1882 года.
В состав Дома Трудолюбия входили: пенькощипальная мастерская, где в течение года работало 25 тысяч человек, женская мастерская модного платья, белошвейная, вышивки и метки белья, сапожная мастерская с обучением мальчиков ремеслу, народная столовая с недорогими обедами, а в праздники – бесплатными на несколько сот человек, ночлежный приют, бесплатное призрение бедных женщин, бесплатная амбулатория, зал для народных чтений, бесплатное начальное народное училище, народная читальня, воскресная школа, рисовальные классы, убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей, второй приют для мальчиков и загородный дом милосердия имени отца Иоанна, куда дети летом выезжали на дачу. Кроме того, в доме Андреевского приходского попечительства ежегодно выдавалось денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей. При Доме действовала книжная лавка, за городом были устроены огороды для снабжения овощами всех учреждений.
В 1888 году отцу Иоанну удалось заложить и отстроить каменный трёхэтажный дом для ночлежного приюта. 21 ноября 1890 года в Доме Трудолюбия была освящена домовая церковь во имя святого Александра Невского.
19 мая 1891 года было заложено третье здание – Странноприимный дом, выстроенный с целью дать пристанище бедным во время приезда в Кронштадт к отцу Иоанну за молитвой и советом. Громадное здание в четыре этажа было выстроено во дворе Дома трудолюбия. Строя Странноприимницу, отец Иоанн говорил: «Дай неимущему прежде всего крышу».
Дом Трудолюбия был целым городом, полным кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности. Попечительство Дома трудолюбия состояло из лиц, принадлежавших ко всем классам общества, и не было между ними никакого разделения. Они совершали великое, святое дело благотворительно-просветительской помощи, благотворя всем: и образованным, и необразованным, православным и инославным…
Первый в России, Кронштадтский Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским, послужил примером к созданию подобных заведений сначала в близлежащих к Кронштадту местах – в самом Санкт-Петербурге и в его пригородах: Ораниенбауме, Царском Селе, Царской Славянке, Луге. За 13 лет, с 1882 по 1895 годы, по всей России было выстроено 43 Дома Трудолюбия, по прошествии ещё 14 лет, к 1909 году число их возросло ещё на 38 и составило 82, к 1917 году в стране было свыше ста Домов Трудолюбия.
Кронштадтский Дом Трудолюбия после 1917 года был закрыт (в 1920-х). Впоследствии здесь размещалось ремесленное училище, ПТУ № 48, школа «Надежда»…
Одновременно с закрытием Дома трудолюбия в 1920-х был разорён и Храм святого благоверного князя Александра Невского; алтарная апсида его позже была разрушена, снесена звонница храма, возвышавшаяся над третьим этажом здания. Само оно, к счастью, сохранилось.
А значит, есть надежда, что Дом Трудолюбия будет возрождён для добрых дел.

Илья Попов

«Любовь – великая сила»

При вступлении в пастырское служение на первой Литургии в Андреевском соборе протоиерей Иоанн Ильич Сергиев сказал первую свою проповедь в Кронштадте, в которой были такие слова: «…Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим… Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви; да воспламенит её во мне Духом Своим Святым».

Молитвенная просьба молодого священника исполнилась сполна. 53 года его служения в Кронштадте стали подвигом евангельской любви. Любовь к людям двигала всеми поступками батюшки на ниве благотворительности, милосердия, попечения о больных, убогих, сирых, малоимущих, обездоленных, немощных.
Всем нам известно, что отец Иоанн был великим молитвенником, целителем, пророком и чудотворцем. Он был воистину всероссийским пастырем, но далеко не все знают, что Батюшка был ещё и великим гражданином своей страны, государственником в самом лучшем значении этого слова, окормителем Военно-морского флота, что деятельность отца Ионна Кронштадтского заложила основы социального обеспечения в России.
Именно так. Отец Иоанн взял под свою опеку самых нуждающихся. самых, как сейчас бы сказали, социально незащищённых своих сограждан. Он стал родоначальником целой системы социальной защиты населения в России.
Кроме Дома Трудолюбия, им было предложено развитие сети детских приютов временного пребывания детей – прообраз детского сада. Он придумал им евангельское имя – «ясли», а большевики, вырывая с корнем память об Иоанне Кронштадтском, «прозевали» этот момент, и имя детских яслей жило все 70 лет советской власти и живёт до сих пор. А ещё он предлагал создавать сети социальных столовых для бедных. Организовывать доступный досуг, отвлекая людей от пьянства. Повсеместно оказывать благотворительную помощь бедным и нуждающимся и многое-многое другое…
Значение его личности для нашего города трудно переоценить. Даже имя его говорит само за себя.
В Кронштадте родились, жили, служили, делали великие открытия, совершали путешествия и подвиги многие великие, знаменитые, вошедшие в российскую историю люди, но только один-единственный из этого славного и очень длинного списка, заслужил звание – «Кронштадтского». Это батюшка Иоанн прославил имя нашего города на весь мир.

Анна Макарова

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: