Зачем «Полтава» швартовалась в Кронштадте?
От Кронштадта до верфи исторического судостроения (с 2013 находится в Лахте, почти у подножия небоскрёба Лахта-Сити) линейный корабль «Полтава» – полноразмерная копия первого крупного военного корабля петровских времён, построенного в Санкт-Петербурге, – идёт 3–4 часа. Точнее не идёт, а тянется буксирами. Своего хода уникальный корабль не имеет: ни гидравлики, ни винтов. И не будет иметь.
А значит, никогда не сможет претендовать на роль главного парусника городского праздника «Алые паруса». У этого красавца своя роль. Корабль задуман по инициативе ОАО «Газпром» как музейный проект, украшение города на Неве, новый символ Санкт-Петербурга.
На корабле в данный момент установлено 12 стволов различного калибра. А должно быть 54 – они готовы и находятся на верфи.
Для каждой пушки ещё необходим огромный набор приспособлений. Это тот объём работ, который в ближайшем будущем
предстоит сделать
Максим Коршунов – капитан линейного корабля «Полтава»,
мастер рангоута-такелажа
Никаких заморских пород. Несущие конструкции – из дуба.
Из лиственницы – обшивка. Из сосны – рангоут
Все фото на полосе Надежды Капрановой
– Зачем «Полтава» швартовалась в Кронштадте? – этот вопрос корреспондент «КВ» задала капитану корабля Максиму Коршунову.
– Осадка корабля 3,7 метров при балласте весом 150 тонн. В яхт-клубе, где расположена наша верфь, есть ограничения по глубине. Мы возвращаемся с парада. Две недели до дня ВМФ стояли на Английской набережной, принимая на борт всех желающих. Потом участвовали в самом параде на Неве. Чтобы корабль смог безопасно там встать, нужно было добавить балласт – для этого «Полтава» пришла в Кронштадт накануне праздника. А сейчас, на обратном пути в родную гавань, снова направились к вам, скинуть лишний груз…
Это в петровскую эпоху балластом служили обычные камни. Теперь для этого используют специальные железные блоки. Пока «Полтава» стояла в Средней гавани, тонны таких «кирпичей» достал из её деревянного брюха подъехавший кран. Обратно на верфь балласт поехал на грузовике. А корабль пошёл налегке – на буксирах.
Создание полной реплики первого большого корабля Балтийского флота, в строительстве которого принимал участие сам Пётр I, практически завершено. За шесть лет проделана огромная работа. Из-за отсутствия подлинных чертежей конструкторам пришлось опираться только на сохранившийся чертеж мидель-шпангоута, а также описания «Полтавы», гравюры и чертежи аналогичных кораблей того времени.
«Полтаву» спустили на воду в 1712 году. Её полноразмерную реплику 21-го века – 27 мая 2018, в день рождения Санкт-Петербурга. Корабль год с небольшим на воде. Но пока дальше Кронштадта его не выводили. Хотя команда уверена – будут паруса, и линейный 54-пушечный красавец выйдет в открытое море!
– Максим, что мешает кораблю идти самостоятельно?
– Строительство окончено, но нужно довести до ума рангоутно-такелажную систему. Поэтому пока у нас нет возможности распускать паруса, – объясняет капитан
Два штурвальных колеса. Сразу за штурвалом капитанская каюта. Условия более чем скромные. Потолки низкие везде.
– Чтобы обслуживать такой корабль в петровское время нужно было около 350 человек… – рассказывает капитан, ловко превращаясь в экскурсовода. – Удобство команды никого не заботило. Это боевой корабль. Тут спали между пушек. А ещё с собой в дальний поход могли взять живность. Только представьте на корабле куддахчут куры, визжат поросята…
В ближайших планах капитана: довести до ума рангоутно-такелажную систему, поставить паруса и ходить по заливу самостоятельно. До Кронштадта «Полтава» сама дойти сможет – легко. А вот маневрировать на Неве, без мотора, учитывая напряжённое судоходство – вряд ли. Именно поэтому такой красивый корабль, к сожалению, не сможет претендовать на участие в празднике «Алые паруса».
– Мы там будем, как слон в посудной лавке. Слишком неуклюжие. К тому же, вблизи Петропавловской крепости очень сложные навигационные условия, масса завихрений, течений. Был бы корабль поманевренней да ещё с движком – тогда можно было бы участвовать, – говорит капитан.
– Если бы от Вас это зависело, где бы Вы хотели поставить этот корабль?
– Поближе к Адмиралтейству, конечно. На Английской набережной, в историческом центре Петербурга. Мы собираемся и дальше строить парусники. Здорово было бы наполнить ими Неву. Да, хочется, чтобы в городе можно было видеть настоящие, достойные Санкт-Петербурга реплики исторических кораблей.
В истории современного флота России была реализована только одна попытка воссоздать исторический корабль, который бы самостоятельно ходил по морю – речь о реплике фрегата «Штандарт», спущенного на воду в 1999-м. Большинство из тех, кто строил «Штандарт», обогатив свой опыт, пришли в команду, собранную для воссоздания «Полтавы». Максим Коршунов не исключение. На «Штандарте» оказался, ещё будучи школьником, прошёл долгий путь от швабры до капитанского мостика. Название этого корабля в виде большой татуировки украшает его левую руку.
– Максим, всё-таки «Полтава» 21-го века чем-то же отличается от «Полтавы» века 18-го? Чем?
– Некоторые особо крупные детали были сделаны из склеенных частей: части рангоута, мачты. Да, при строительстве использовались не только деревянные нагеля, но и оцинкованные болты. Ну, и так, как это всё-таки корабль-музей, на борту должно быть электричество – проведение электросети с возможностью подключения к береговому питанию как раз сейчас в стадии согласования.
«Полтава» создавалась как корабль-музей, уникальный передвижной музей под парусами. Хотелось бы, чтобы этот корабль смог свободно заходить в близлежащие порты Балтийского моря (как российские, так и заграничные: Хельсинки, Таллин, Стокгольм, Копенгаген).
Специально для «Полтавы» у подножия Лахта-центра ОАО «Газпром» планирует возвести музейный комплекс с доком, где зимой будет базироваться уникальный корабль.
– А Кронштадт не рассматривается в качестве порта приписки для «Полтавы»?
– Лично я считаю неплохой идеей поставить «Полтаву» в Кронштадте, в Петровском доке, – ответил капитан корабля Максим Коршунов. – Отличное место для корабля петровского времени! Конечно же, из Кронштадта нам было бы проще выходить в открытое море.
Беседовала
Серафима Белевич
Написать комментарий: