Великий гражданин Кронштадта

«Жили они вдвоем с женой и были почитаемы всеми в городе. Главной его добродетелью была помощь бедным. Простой и искренний в обращении со всеми без разбора и крайне добросердечный, это была его выдающаяся черта. Бывало в квартиру его придет дворник, а на дворе распутица, прямо в гостиную или столовую, а жена, увидя, заволнуется: «Что ты, Сидор, в грязных сапогах ввалился?», но тут Владимир Дмитриевич скажет ей: «Липочка, ну что же, что сапоги грязные, душа его, может быть, чистая». Деньги свои он почти все раздавал, и на замечания супруги, что они станут нищими, отвечал ей, что если и так, – богатство за то ждёт на небесах. И действительно, такой щедростью он дошел до нищеты полной…» Эти трогательные строки – воспоминания современника о кронштадтском купце Владимире Дмитриевиче Никитине и его жене Олимпиаде Михайловне, урождённой Бритневой.

Семья

Семья купцов Никитиных была известна в Кронштадте с конца XVIII века. Об этом говорит билет на право собственности на лавку № 50 Гостиного двора, выданный купцу Никите Никитину 30 ноября 1792 года. Спустя полвека, 21 августа 1846 года, его сыну Дмитрию Никитичу Никитину была выдана данная на владение наследством умершего купца Никиты Никитина – каменной лавкой
№ 41 нового Гостиного двора. К началу же 1850-х годов купец 3-й гильдии Д. Н. Никитин обзавёлся каменным трёхэтажным домом на углу Соборной улицы и Соборной площади (ул. К. Маркса и Безымянного пер.), а также двумя лавками: в Гостином дворе и на общественной пристани, торгующими железными и москательными товарами. После его смерти остались вдова Екатерина и трое детей. В 1855 году старший Александр был уже совершеннолетний, младшему Василию было 14 лет, Владимиру – 17.
Владимир Дмитриевич Никитин родился 24 мая 1837 года в Кронштадте. Первоначальное образование он получил, окончив три класса в местном уездном училище, а затем воспитывался в частном английском пансионе Фишвика.
«После смерти отца В. Д. принял на себя обширное торговое дело… продолжая в то же время свое образование. Постоянные деловые сношения с иностранцами увлекли юношу в иноземные края. Он посетил Германию, Францию и Англию, долго прожил там, с любопытством приглядываясь к тамошним порядкам общественной жизни…» – писала о нём в 1899 году газета «Котлин». Болезнь матери заставила его вернуться. Несмотря на молодой возраст, он сразу же включился в торговые дела семьи и в общественную жизнь города, поскольку, как вспоминал Е. П. Тверитинов, был «вполне развитым человеком с прочно выработанными взглядами на жизнь».

Депутат

В 1863–1866 годах В. Д. Никитин становится депутатом при городском магистрате. В 1866 году он был избран членом Городской Думы и сохранил это место после государственных реформ конца 1860-х годов, пробыв на посту гласного 27 лет. Начиная с 1865 года, в течение почти двух десятков лет, регулярно избирался сначала в земские, потом в уездные и губернские гласные. В 1872-м стал кандидатом в члены Городской Управы, а на следующий год вошёл в её состав, пробыв на этой должности до 1881 года. 30 июня того же года он начал исполнять обязанности Городского Головы, а затем 6 октября был избран. Возглавив городское самоуправление, продолжил проекты, начатые его предшественниками по улучшению водоснабжения, замене керосинового освещения газовым
и улучшению мостовых. Политика его во многом определялась либеральными взглядами, сформировавшимися ещё в юности, когда он жил в Европе.

Корреспондент

Это проявилось в его отношении к печатному слову. В продолжение 35 лет он был деятельным корреспондентом «Кронштадтского вестника» и «Котлина». Главными его темами были городское самоуправление, общественная и церковная жизнь, особый статус и права Кронштадта, как крупного торгового порта, не похожего ни на один из уездных российских городов.Именно он, горячо поддерживая идеи о. Иоанна Сергиева, обосновывал необходимость учреждения приходского попечительства, а потом и Дома Трудолюбия. Когда в Городской Думе разгорались дискуссии о том, стоит ли пускать на её заседания представителей газеты, Никитин боролся за право не только журналистов, но и обычных горожан, присутствовать при решении важных для города вопросов, заявляя, что он «всегда стоит за свободу печатного слова».

Благотворительность

По словам современников, Никитин «состоял членом многих благотворительных обществ и отличался широкою личной благотворительностью, будучи всегда и всем доступен». С 1866-го по 1869 год он был членом комитета Сиротского дома. В 1867 году был избран одним из директоров кронштадтского попечительного о тюрьмах комитета и состоял при нём всю свою жизнь.
В 1868 году Владимир Дмитриевич стал почётным членом и учредителем дома призрения малолетних детей в память Цесаревича Николая Александровича, а в начале 1870-х активно участвовал в деятельности комитета недавно учреждённой в Кронштадте детской библиотеки. Будучи гласным, принимал самое непосредственное участие в работе множества думских комиссий, направленных на улучшение положения неимущих горожан, например, комитета по расширению городской богадельни.
Много лет В. Д. Никитин отдал и кронштадтскому отделению Императорского Российского общества садоводства. Он был одним из старейших его членов, долгое время занимал пост казначея и был даже вице-президентом.

Староста

Но, пожалуй, наиболее ярко его благотворительная деятельность развернулась на должности старосты Андреевского собора. Впервые он был избран прихожанами в 1871 году, и только чрезвычайная занятость на посту Городского Головы заставила его спустя двенадцать лет отказаться от этого служения. Однако он успел сделать одно из главных дел в своей жизни – именно ему кронштадтцы были обязаны расширением храма.
То, что Андреевский собор во время богослужений не вмещает всех молящихся, было очевидно. Но не это обстоятельство стало решающим – он перестроил и расширил собор, выполняя духовное завещание своей матери. Работы прошли в 1875–1877 годах. В результате с южной и северной сторон к храму были присоединены две пристройки, позволившие увеличить его вместимость на 800 человек. Более того, на свои средства Владимир Дмитриевич обустроил вокруг собора сквер с изящной оградой. По свидетельству церковного причта и настоятеля собора о. П. Трачевского В. Д. Никитин «употребил собственных своих денег на расширение храма и украшение его 49 271 рубль, 84 копейки». Продолжая богоугодные дела церковного строительства, в 1881 году Никитин пожертвовал деньги и на строительство новой часовни в честь св. ап. Андрея Первозванного на Соборной улице, напротив Гостиного двора.
Настойчиво продвигая в печати мысль о. Иоанна, Владимир Дмитриевич стал одним из учредителей Андреевского приходского попечительства, а впоследствии и его председателем. Попечительство начало работу в 1874 году, когда Кронштадт постигло страшное бедствие – пожар, уничтоживший несколько городских кварталов. Сгорела деревянная Владимирская церковь, две часовни, пострадал Гостиный двор и каменные лавочки на противоположной стороне Соборной улицы. Всего же огнём было уничтожено 119 домов, без крова остались до 3000 жителей. Создание приюта для погорельцев стало первым проектом Андреевского попечительства. Именно В. Д. Никитин ходатайствовал перед Городской Думой об уступке попечительству участка земли между Александровской (Зосимова) и Медвежьей (Сергиевской) улицами. Именно он дал деньги на постройку двухэтажного деревянного дома, он же лично контролировал ход работ, «не щадя ни средств, ни сил». Будучи почётным попечителем, Владимир Дмитриевич посильно участвовал во всех делах попечительства: устройстве бесплатных обедов и детских праздников с раздачей подарков, сборе денежных средств, работе приходской школы.

Дом Трудолюбия

Он с самого начала был убеждённым сторонником создания Дома Трудолюбия. Правда, в начале 1880-х годов он уже не мог, как прежде, тратить значительные суммы на благотворительность. После огромных трат на расширение Андреевского собора, строительство собственного дома, где разместилось Коммерческое собрание, после краха Кронштадтского коммерческого банка его финансовые дела пошатнулись. Однако, будучи человеком энергичным, он возглавил делегации попечительства к Великому Князю Алексею Александровичу и к Великой Княгине Александре Иосифовне с просьбой о помощи благому начинанию. В бытность его председателем совета Андреевского попечительства здание Дома Трудолюбия было расширено посредством пристройки алтаря и новых флигелей. С 1881 года он состоял почётным членом Дома Трудолюбия, а его имя было занесено на мраморную доску.

Кредитное общество

Инициатива его устройства, поддержанная Владимиром Дмитриевичем и направленная на улучшение в Кронштадте инвестиционного климата, связана с пожаром 1874 года. Пострадавшие домовладельцы нуждались в кредитовании для постройки новых домов. В Городскую Думу было внесено предложение об учреждении Кредитного общества, способного выдавать крупные ссуды под залог недвижимого имущества. Тогда же была создана и специальная комиссия, в состав которой вошёл гласный В. Д. Никитин. Открытие Кредитного общества состоялось 21 мая 1875 года. Владимир Дмитриевич стал одним из главных его учредителей, а впоследствии председателем правления. С ноября 1879 года Кредитное общество, также как и Коммерческое собрание, разместилось в его доме на Господской улице.

Последние годы жизни

В последние годы жизни он был вынужден отойти от дел из-за полного расстройства финансового состояния.
В 1890-х годах он становится «сопутником» странника Антония. Антоний Исаевич Петров – тоже выходец из купеческой семьи – желая посвятить жизнь Господу, стал странником по святым местам, ходя зимой и летом босой, собирая милостыню и тут же раздавая её нуждающимся. Он много жертвовал на украшение храмов по всей стране, не обойдя своим вниманием и Кронштадт. Вместе со странником Антонием Владимир Дмитриевич путешествовал по Сибири и совершил паломничество в Палестину. Все свои впечатления и путевые заметки он публиковал на страницах кронштадтских газет.
По словам современников, своё положение Владимир Дмитриевич, некогда бывший одним из самых богатых купцов Кронштадта, переносил стоически и терпеливо. Однако, нравственные испытания, «неблагодарность людская и горькое чувство одиночества и бездеятельности» «породили апатию и повлекли за собой упадок физических сил и, наконец, тяжелую болезнь». «Всеми оставленный, всеми забытый в мрачной комнате больничного здания, угасал великий гражданин Кронштадта…» – с горечью писал корреспондент газеты «Котлин».
Владимир Дмитриевич Никитин скончался 5 июня 1899 года в Морском госпитале…

Арина Мельникова

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: