«Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память…»

Накануне Дня памяти жертв политических репрессий, который отмечается в России 30 октября, в Музее истории Кронштадта открылась экспозиция. С пяти музейных стендов на нас смотрят десятки лиц тех, кто погиб в тюрьмах и лагерях.

Всем, кто клеймён был статьею
полсотни восьмою,
Кто и во сне окружён был
собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда,
совещаньем особым
Был обречён на тюремную
робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён
кандалами, колючкой, цепями,
Им наша слёзы и скорбь,
наша вечная память.

Научные сотрудники музея Светлана Кислякова и Владимир Крестьянинов занимались этой экспозицией, буквально по крупицам собирая информацию от живых свидетелей, родных репрессированных жителей Кронштадта или тех, чья судьба была с ними связана. Много было пострадавших от репрессий среди флотских офицеров, рабочих Морского завода, учителей – людей самых разных профессий.
Среди жертв революционного террора был командующий Балтийским флотом Алексей Щастный. Он жил в Кронштадте на улице Посадской. Наморси Щастный добровольно перешёл на сторону Советов, провёл беспримерную операцию по спасению Балтийского флота, был объявлен контрреволюционером и расстрелян.
Карательные меры после так называемого Кронштадтского мятежа коснулись не только его участников, но и членов их семей. Пример тому – история семьи Ламановых, фото которых также в экспозиции выставки. Анатолий Ламанов на первом собрании Кронштадтского совета народных депутатов был избран его председателем, а в 1921 году – расстрелян как участник восстания. Его жена с тремя детьми и старой бабушкой были высланы. Репрессии в дальнейшем не миновали и его детей.
Один из стендов посвящён священнослужителям. Среди них – диакон Григорий Поспелов, протоиерей Николай Симо, митрополит Кирилл Смирнов.
При подготовке экспозиции, по словам Светланы Кисляковой, были использованы и номера газеты «Кронштадтский вестник», которая не раз обращалась к истории политических репрессий в Кронштадте.
Историю своей семьи рассказала бывший сотрудник газеты Надежда Монюк.
Факты потрясают: среди жертв репрессий оказался даже семнадцатилетний подросток Анатолий Гладыш, отправленный в лагеря в 1948 году за то, что рисовал портреты советских вождей, которые отличались от общепринятых стандартов. Сослан он, кстати, был вместе с родителями.
На открытие выставки пришли, в основном, пожилые люди, которым есть что вспомнить. Трогательные и страшные истории своих семей рассказали Тереза Саченко
и Эмилия Кулагина. Анатолий Перхин прочитал свои стихи и поделился впечатлениями о поездке в августе этого года на Соловки.
О том, что нужно не замалчивать историю, а давать оценку тем страшным событиям, говорила глава Муниципального образования город Кронштадт Наталия Чашина. Она тоже побывала на Соловках и призналась:
– Соловки меня постоянно «догоняют». Я вспоминаю то, что мы там услышали, и думаю о трагедиях людей..
Главная цель музейщиков – создать электронную книгу с именами, с историями жертв политических репрессий, чтобы любой человек, придя в музей, мог найти данные о своих родных. А такие обращения нередки. В музей приезжают родственники репрессированных из других регионов и даже из-за рубежа.
По окончании встречи зал наполнился детьми: приехали на экскурсию школьники из Тихвина. Они тоже увидят лица невинно замученных людей, узнают тяжёлую страницу истории страны, которую нельзя просто перелистнуть и забыть.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: