О памятнике морзаводовцам

«Позвонили читатели, говорят, что героев-морзаводовцев забыли, к памятнику цветов не положили…
Нет, положили, помнит администрация – вдоль постамента ряд свежих, слегка подмерзших красных гвоздик…» – это строки из одной из кронштадтских газет.
«Меня приглашали сегодня сразу на несколько мероприятий. Но я выбрала 427-ю школу. Так тепло встречают ветеранов только у вас.
И дети у вас самые трогательные и внимательные», – из отзыва жителя блокадного Ленинграда.

В почётном карауле
у памятника Морзаводовцам. 27 января 2017

Памятник Морзаводовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, как и надпись на стене дома 25 по улице Аммермана, находится далеко не в центре нашего города, поэтому большие мероприятия, в которых участвуют официальные лица, обычно обходят эти места стороной. Но наша 427-я школа стоит рядом, и педагогический коллектив понимает, что просто не имеет права не использовать эту живую историю
в воспитательной работе с детьми.
Как обычно, и в этом году, за несколько дней до памятной даты 27 января, ребята готовились к торжественным и траурным мероприятиям: вырезали блокадных ласточек, делали открытки для ветеранов, оформляли выставки сочинений и плакатов, учили стихи, песни.
Утро 27 января начинается с радиопередачи. Звучат рассказы и стихи о страшных днях блокады. Под стук метронома замирает в минуте молчания вся школа. На окне в каждом классе зажигают свечу памяти. А потом в школе – классный час «Из кольца блокады».
На втором уроке по давней школьной традиции несколько классов идут к памятнику Морзаводовцам. Двойным полукругом встают на митинг малыши из начальной школы и старшеклассники. У каждого в руках горящая свеча и гвоздика. Та, которую купил сам, а не выдали по разнарядке. Развевается на ветру государственный флаг. Возле него в почётном карауле стоит военный – выпускник школы, зашедший с утра по случаю отпуска. Митинг заканчивается скандированием стихотворных строк:
«Сестра моя, товарищ, друг и брат,
Ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют – Ленинград.
И шар земной гордится Ленинградом».

Это тоже традиция. На таком митинге – 8 сентября, 27 января, 9 мая – поочерёдно побывают все ученики школы, и каждый произнесёт эти слова-наказ, слова-клятву. Как прорастут и прорастут ли эти слова в душе ребёнка?..
А в школе уже собираются ветераны. Начинается литературно-музыкальная композиция «Ведь мы же с тобой ленинградцы». Вместе смотрим военную хронику, вместе поём «Ладогу», вместе слушаем рассказы о пережитом. И вновь «не дежурные» цветы несут ребята, поздравляя ветеранов с ленинградским Днём Победы.
Шестиклассники в это время у памятной доски на Аммермана читают строки о том, что «во время артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна». Не забыта и памятная доска на улице Лебедева, на ней стоит наша школа.
И новые ребята узнают о поэте-балтийце, который в далёком 41-м ушёл на подводной лодке
в боевой поход, из которого лодка не вернулась.
Насколько вырастет показатель гражданственности, и как замерить уровень патриотизма после таких мероприятий, мы не знаем. Тема войны – тяжёлая и деликатная тема в воспитании детей. Опасно травмировать душу ребёнка подробностями устройства концлагерей и кровавыми рассказами о зверствах фашистов. Но не менее опасно романтизировать военное прошлое, представляя всё как победное шествие под крики «Ура!» и залпы салютов. Живых свидетелей войны становится всё меньше. Именно они, выжившие, говорили: «Только бы не было войны». И эти их слова уравновешивали праздничные залпы и песни про «у нас героем становится любой». Сегодня слова ветеранов всё тише, а залпы всё пышнее и громче.
Как важно, чтобы за постановками, правилами и формами выражения радости и скорби не ушло искреннее и человеческое. Вот почему для нас, педагогов, главным является то, как внимательно и серьёзно слушают ребята воспоминания о блокаде, как бережно ведут под руки ветерана в зал, как наперебой рассказывают друг другу о концерте, в котором принимали участие.
И как же обидно было прочитать в одной из кронштадтских газет, что в дни торжеств все забыли о памятнике Морзаводовцам! Непонятны и неприятны неуклюжие реверансы в адрес администрации города, которая, по словам газеты, одна не забыла о памятнике. Когда родители
и учителя позвонили редактору, ответ прозвучал раздражительно и агрессивно: «Всю информацию проверить не могу, хотите – пишите свою статью, хотите – обращайтесь в суд!»
Мы решили написать письмо. И опубликовать его хотим в той газете, которой доверяем.

Педагоги 427-й школы:

Емельянова А. М., директор школы; Матросова Ж. В., заместитель директора по УВР; Титова Г. Б., заместитель директора по УВР; Иванченко А. А., заместитель директора по УВР; Кудий Л. В., заместитель директора; Скорикова А. П., заместитель директора; Тихомирова И. В., учитель начальных классов; Пухова О. И. учитель начальных классов; Калинина И. Н., учитель начальных классов; Шаповалова Т. В., учитель математики; Старунова О. Э., учитель начальных классов; Шлапа Е. Н., учитель начальных классов; Зорькина О. В., социальный педагог; Рогоза А. А., учитель русского языка и литературы; Федоров В. М., преподаватель ОБЖ; Кузнецова И. Ф., учитель истории; Матвеева Д. Е., учитель истории; Дергабузова Н. П., учитель биологии; Найденова И. П., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга; Лешина Т. В., зав. библиотекой; Волкова С. В., делопроизводитель.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: