Нет желающих взять форты. Даже за рубль
Форт Обручев. Фото Игоря ЦВЕТКОВА
Как известно, большая часть фортов Кронштадтской крепости нынче принадлежит Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК), которое их призвано сохранять и что-то с ними делать. Однако деятельность свелась по сути к вырубке деревьев на фортах в 2015 году и не очень активным поискам инвесторов, не считая формальных и бюрократических внутренних мероприятий. Конечно, в нынешних условиях привлечение инвесторов на максимально либеральных условиях является чуть ли не единственным вариантом спасения фортов.
Перечень объектов для сдачи в аренду с официального сайта АУИПИК:
1) форт береговой «Риф», годы постройки: 1898-1912, адрес: Кронштадтское шоссе, 74;
2) форт «Обручев» («Красноармейский»), годы постройки: 1896-1913, инженер А. А. Шишкин;
3) форт «Тотлебен» («Первомайский»), годы постройки: 1896-1913 годы, инженер А. А. Шишкин;
4) «Батарея южная № 1», годы постройки: 1855-1856, инженер Э. И. Тотлебен, 1862-1868, инженер К. Я. Зверев;
5) батарея южная № 2 («Дзичканец»), годы постройки: 1855-1856, военный инженер Э. И. Тотлебен, 1869-1873;
6) батарея южная № 3 («Милютин»), годы постройки: 1855-1856, военный инженер Э. И. Тотлебен, 1869-1879, инженер К. Я. Зверев;
7) батарея северная № 2, годы постройки: 1855-1856, военный инженер Э. И. Тотлебен, 1862-1867, инженер К. Я. Зверев;
8) батарея северная № 5, 1855-1856, инженер Э. И. Тотлебен, 1864- 1868, инженер К. Я. Зверев.
Однако пока, по имеющейся у автора информации, желающих брать форты даже за рубль, нет. Помимо формальных значительных ограничений (разработка документации за 2 года и полная реставрация за 7 лет, предоставление банковских гарантий и прочее), есть и вполне реальные и труднопреодолимые объективные преграды.
Береговая батарея «Риф» находится на западе Котлина, сохранность у неё хорошая, но добраться до неё сложно – по территории заказника «Западный Котлин» движение транспорта запрещено. До островных батарей добраться ещё более проблематично. К 5-му северному, 2-му южному подходов для судов с осадкой более 1 метра фактически нет, да и с меньшей осадкой подходить к ним опасно. Тотлебен и Обручев достаточно далеко, там уже открытый залив и также немало навигационных опасностей. К тому же огромный объём этих сооружений и дороговизна реставрации инвесторам вряд ли понравятся.
Единственный наиболее реальный вариант для инвестиций – 3-я Южная батарея (форт Милютин). Там достаточно удобные подходы, не столь огромная площадь, близость к Кронштадту, а также сравнительно приличное состояние.
В любом случае, пока что форты Кронштадта имеют мало шансов на коммерческий успех. Да и рассматривать их использование исключительно в таком ключе неправильно – это же часть общего наследия, которая должна быть доступна. Использование фортов в туристических и рекреационных целях является наиболее перспективным и правильным. Сводить вопрос к коммерции будет малоэффективно просто потому, что соответствующей маржинальности и отдачи не будет.
Думается, что вовлечение объектов Кронштадтской крепости в хозяйственную и общественную жизнь должно быть совместным делом общества, государства и бизнеса. Именно при таком взаимодействии возможен настоящий успех в сохранении фортов и батарей Кронштадта.
Роман Шапошник
Написать комментарий: