Спектакль есть, а сцены нет

«Муза». Пьеса Вальдемара Микшиса. Постановка Марата Ткача. На сцене: Анастасия Кулиева и Марат Ткач. 

Не было ни афиш на улицах города, ни анонсов в прессе. Но премьера состоялась! И Событие состоялось!
С лаконичным, поэтичным названием – «Муза». Культурная жизнь Кронштадта обогатилась уникальным явлением – актёры-любители создали спектакль, который любительским назвать нельзя.

Над спектаклем работала целая команда друзей-единомышленников: Джейхун Кулиев (декорации и бутафория), Марина Борок (художественные образы), Нина Зыкова (хореография), Анна Леоника, Светлана Тимофеева и Ольга Сорокина (швейная мастерская), Иван Марков и Михаил Попов (звуковое и световое оформление)

Событие

«Муза» готова выйти к широкой публике и достойна занять место в репертуаре настоящего профессионального театра.
В этом смогли убедиться те, кто был 19 февраля на закрытом показе в Театре Балтийского флота. К театру, любезно предоставившему свою Малую сцену, новый спектакль отношения не имеет. Это самостоятельный эксперимент Марата Ткача и Анастасии Кулиевой в рамках работы театрально-музыкальной студии «Мы» Кронштадтского Дворца культуры.
К самому спектаклю, к выбору пьесы, к стилю её подачи можно относиться по-разному. Главное – то, что получилось по-настоящему художественное, режиссёрское высказывание. Хватило умения, таланта и сил, чтобы «Муза» стала спектаклем, к которому хочется подойти со всей строгостью театрального критика. А это значит, что есть о чём думать и о чём писать. Только делать этого не буду, чтобы не испортить свежесть впечатления тем, кто с «Музой» ещё не знаком. А таких пока большинство.

Рождение режиссёра

До «Музы» у Марата Ткача режиссёрского опыта не было. У него вообще другая, не творческая, профессия. Но сцена всегда в той или иной форме присутствовала в его жизни. Пройдя школу Народного театра под руководством своего главного театрального учителя, режиссёра НТ Юрия Орнатского, Марат Ткач играл в спектаклях на стихи Владимира Маяковского, Гарсиа Лорки, Марины Цветаевой… С 1995 по 2012 год в творческой жизни Марата был большой перерыв.
И вот случилось счастливое возвращение.
– Марат, как давно у Вас возникла идея попробовать себя в режиссуре?
– Ещё в юности. Да, я хотел стать режиссёром. Но, к сожалению, в лихие 90-е, когда нужно было сделать выбор жизненного пути, эта мечта казалась мне неосуществимой. Поэтому выбрал более надёжный путь.
– Вы поставили спектакль и сыграли в нём единственную мужскую роль. Совместить это достаточно трудно. Почему не пригласили ещё одного актёра?
– К сожалению, я не видел другого человека, которой мог бы исполнить эту роль на желаемом мною уровне. В противном случае я бы ограничился ролью «режиссёра». Из-за этого вынужденного совмещения и «режиссёр», и «актёр» во мне в какой-то мере пострадали. Но всё-таки я рад. Потому что это была достаточно нетривиальная, интересная в плане опыта творческая задача.
И я попытался её решить.
– Чем же Вас зацепила пьеса современного литовского драматурга Вальдемара Микшиса?
– В студии «Мы» мне не терпелось начать работу над большим серьёзным спектаклем. Когда Анастасия принесла «Музу», мне эта пьеса сразу понравилась. Я увидел в ней желаемый уровень драматизма, нестандартную завязку, пульс современной жизни, возможные интересные актёрские работы и скрытые на вторых и третьих планах философские вопросы.

О судьбе творца

Одноактная драма Вальдемара Микшиса «Муза» – пьеса действительно многоплановая, острая, современная…
Перед нами номер в провинциальной гостинице, где однажды утром, после банкета по случаю очередной премьеры его «последней гениальной пьесы», просыпается известный драматург и видит… незнакомку. Она представляется Музой. Выбор героев сразу же наводит на мысль, что дальнейший разговор пойдёт об искусстве и судьбе творца. Это так и не так…
Что заставляет людей надевать носорожью шкуру, спрашивает автор устами своего героя – тоже драматурга. Что заставляет творить художников, писателей, актёров – всех тех, кто пытается сквозь эту броню достучаться до наших сердец? Почему им приходится сгущать краски, подливать масла в огонь и пачкать чистые простыни? Почему творец не может просто жить, зачем каждого встречного безжалостно использует как материал для очередной пьесы, романа, спектакля, постепенно становясь таким же чудовищем, как и нагло требующая зрелищ публика, которую он хочет воспитать и возвысить. Что же делать в такой ситуации Музе?…

Вдохновительница

Итак, «Музу» нашла Анастасия Кулиева и стала главной вдохновительницей созданного спектакля. В Кронштадте Анастасию знают как одну из лучших ведущих концертных и развлекательных программ Кронштадтского Дворца Культуры. Её лучистая артистичная натура похожа на фейерверк – в возможных для ДК рамках Анастасия активно демонстрирует свою любовь к перевоплощению, выступая на районных праздниках в самых различных образах. Кажется, комедийное, гротескное, балаганное искусство ей ближе, доступнее. И вот в «Музе» актриса показала ранее незамеченную в родном ДК и потому не востребованную драматическую грань своего таланта.
Потребовалось держать зал во время длинных монологов – и она справилась. Нужно было отбросить весёлый скомороший задор в голосе, и она практически весь спектакль резала героя холодным металлом интонаций. Она менялась. Не только внешне. Перед актрисой была поставлена задача создать в начале подчёркнуто гротескный образ, чтобы постепенно идти вглубь своей Музы, будто пытаясь вывернуть её наизнанку.

«Музе» нужна сцена!

Полгода Марат Ткач и Анастасия Кулиева репетировали в помещении театральной студии «Мы», которая временно располагается в здании клуба «Котлин» на Флотской улице. На какой сцене они покажут премьеру, долгое время было не понятно. И лишь благодаря директору Театра Балтийского флота Нурчуку Шидакову, который безвозмездно предоставил студийцам Малую сцену ТБФ, всё получилось на высшем уровне. «Муза» взлетела в свете настоящих театральных софитов!
– Марат, Вы бы согласились играть «Музу» как антрепризный спектакль – за деньги и регулярно, ?
– Мы сделали этот спектакль совершенно бескорыстно, на собственные средства. Я никогда не планировал его «продавать». Наоборот, я готов подарить его кронштадтцам, чтобы каждый мог посмотреть, не заботясь о цене и о том, «окупятся» ли его ожидания.
Премьера ещё раз показала, что Кронштадтский Дворец Культуры имеет активно работающую театральную студию, и увы, не имеет сцены, на которой можно показывать спектакли этой студии. Сейчас подходят к завершению сразу две большие работы: детский мюзикл «Тук-тук, кто там» и взрослая комедия «Блез». Их будущее так же, как и будущее «Музы», пока не ясно. Хотя директор Дворца Культуры Марина Ершова уверила студийцев, что найдёт возможность подарить кронштадтцам уже готовый и очень достойный спектакль. Одним словом, «Музе» нужна сцена!
И зритель! И конечно, аплодисменты!

Серафима БЕЛЕВИЧ

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Григорий | 27.04.2017 в 10:07

Спасибо друзья, что обратили внимание на замечательную пьесу В. Микшиса «Муза» У меня премьера спектакля состоится 30 апреля. Материал невероятной глубины и постоянного поиска. Спектакль на выходе, а копаться в материале не прекращаю. Удачи Вам и Вашей Музе!!! С уважением, режиссёр Заслуженного народного театра им. Р. Беляновой, исполнитель роли «драмодела» Григорий Данелюк, город Феодосия Республика Крым.

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: