Подростки и гаджеты

cXXHeWBGFz4Фото Катерины Шмидтке

Планшеты, смартфоны, мобильные телефоны, ноутбуки – про вред, который могут они причинить, мы кое-что слышали. Учёные Российского центра электромагнитной безопасности говорят, что сегодня установлено: электромагнитные волны влияют на головной мозг, последствия этого воздействия пока недостаточно изучены – слишком короткий период человечество имеет дело с этими детищами научно-технического прогресса. Устройства, безусловно, при неумеренном пользовании снижают зрение, при использовании наушников – слух. Но самое опасное, а говорят об этом мало – формирование психологической зависимости.

0e81nCSociEФото Виктории Голик

Психологи заметили, что если подростков лишить возможности ежедневно использовать гаджеты, то 37 % чувствуют симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24 % жалуются на общую апатию; 21 % замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14 % не замечают за собой каких-либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной.
Мы решили задать вопросы подросткам 14-15 лет, чтобы узнать, какую роль играют в их жизни компьютеры и гаджеты. Начнём с того, что такая техника есть в каждом доме, кое-где – в полном ассортименте.
Вот один из типичных ответов.
Сергей: «Пользуюсь смартфоном и стационарным компьютером. Последним – от 4 до 6 часов в рабочие дни, в выходные – 2 часа».
Подросток честно признаётся, что почти половина этого времени уходит на развлечения. При этом на сон остаётся лишь от 4 до 7 часов!
Жалкими на этом фоне выглядят благие пожелания психологов и медиков – не более 45 минут в день за компьютером!
И вот самое печальное: «Смартфоном пользуюсь почти всё время»! Отсыпается подросток по выходным – 9-11 часов.
Вот ещё честное признание.
Николай: «Дома есть компьютер, смартфон и планшет. В учебные дни за компьютером сижу 4 часа, при этом 40 % времени по делу, остальное – игры и фильмы. Сплю 5 – 6 часов. В выходные сижу за компом около 6 часов».
Вика: «Использую компьютер для отдыха и развлечений на 90 %, остальное – для учебных дел. Сижу за ним в среднем около 5 часов в день».
Только два подростка из всего класса порадовали известием, что спят по 9 – 10 часов, остальные лишь 5-7 часов. Есть о чём подумать и родителям, и школьным медикам.
По словам психолога, директора Кронштадтского психологического центра Татьяны Ткачевой, есть пять признаков поведенческой зависимости:
1. Если человек это делает (в данном случае проводит время за компьютером) каждый день, без исключения, и не менее 45 минут.
2. Если в это время ему не нужны другие люди, он счастлив от того, что занимается этой деятельностью, он испытывает так называемое чувство «улёта». Это не надо путать с творчеством, так как творец хоть и не замечает времени, но получив продукт своей деятельности, успокаивается.
3. Если человека лишить возможности этим заниматься (в данном случае сидеть за компьютером) он испытывает раздражение, злость, обиду, пытается любыми способами вернуть себе это занятие.
Татьяна Владимировна добавляет, что у подростков в период полового созревания поведенческая зависимость формируется очень быстро, а вот избавиться от неё трудно, это может занять и год, и два.
Мы не можем отказаться от компьютеров, но взрослый человек способен осознавать опасность зависимости. Ребёнку это не дано. Тяжело наблюдать, как иногда взрослые суют в детские ладошки гаджеты, а потом с умилением наблюдают, как ловко 3-4-летние малыши с ними управляются.
– Одна бабушка с восторгом рассказывала, как её внук, увидев за окном автомобиля корову, стал пальчиками по стеклу её «увеличивать», чтобы получше рассмотреть – так, словно это было изображение на смартфоне, – говорит Татьяна Ткачева. – А ведь тут нечему умиляться, это значит, что малыш путает виртуальный мир и реальность, а это опасно для детской психики.
Если в вашем доме есть подросток, вам наверняка знакома такая картина: чадо сидит в своей комнате и часами мает в руках смартфон. На вопрос: как дела с уроками, отвечает, что ждёт, пока кто-нибудь пришлёт ему задание, которое он не успел сфотографировать на телефон с доски. Переписать задание в дневник ему и в голову не приходит. Таким образом, он полдня законно сидит в сети, пишет сам и получает ответы на любые тексты, но домашнего задания нет как нет. «Звонок другу» почему-то считается дурным тоном. Ответы на вопросы он ищет опять же в интернете, неважно, что все напишут в реферате одно и то же.
Уговоры и разносы действуют на подростка раздражающе. Как же на него повлиять, как не дать развиться зависимости – или это уже, если судить по ответам на вопросы анкеты, неизбежно?
Психологи говорят: тотальным контролем делу не помочь. Нужно не терять контакт с подростком, стараться найти время, чтобы вникнуть в то, что его интересует. Посмотреть вместе сериал, который ему чем-то понравился, а вам кажется глупым. Так, по крайней мере, у вас будет предмет для разговора. Ведь часто наше общение с ребёнком сводится к вопросам: «Как дела в школе?» и «Что ты ел сегодня?».
Марина Восканьян – многодетная мама. Наблюдая за старшим сыном, который, в гостях у друга – дома ему не разрешали – «наелся досыта информацией и наигрался до умопомрачения», она радовалась тому, что у него уже была сформирована потребность в чтении, был интерес к другим, «живым» предметам. Она отмечает, что виртуальный мир как бы высасывает из детей жизненные силы, вызывает сонливость и апатию. Она уверена, что ребёнок не должен получать гаджет до того, как ему исполнится 15 лет. Марина Александровна – современный человек, она понимает, что сегодня без гаджетов не обойтись, но думает, что в школе им не место.
С последним согласна и Татьяна Ткачева. Она считает, что зачастую родители предпочитают в течение дня бесконечно вызванивать ребёнка, чтобы убедиться, что с ним всё в порядке, но не учат его безопасному поведению и умению преодолевать возникающие трудности.
Мы и сами замечаем, что забыв дома мобильный телефон, испытываем сильный дискомфорт, даже если он нам не особенно и нужен. Это и есть зависимость.
И нельзя надеяться, что она, как насморк, сама пройдёт. Нужно помнить, что наши дети смотрят на нас. И стараться сделать всё, чтобы гаджеты стали помощниками в учёбе и работе, но знали своё место, а не заслоняли подростку реальный мир.
Александр Генис, великолепный эссеист и большой умница, сравнил интернет с водопроводом информации, который «удешевил знания, разбавив стерилизующей хлоркой голубую кровь эрудиции». Он признался, что дня не может прожить без интернета, хотя отлично понимает, что «рабов не любят, ими пользуются». А вот рабы могут незаметно поработить своих хозяев: «Поэтому, отправляясь в свободный поиск, я отказываюсь формулировать вопрос на убогом языке компьютера и устилаю пол книгами». Но это уже немного другая тема, о которой мы тоже непременно поговорим.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: