Служить в армии вере не противно

IMG_5157Публикация «Служить Отечеству без оружия» об альтернативной гражданской службе («КВ» № 3 от 25 февраля 2015) вызвала горячий отклик читателей, которые попросили продолжить разговор. Встреча состоялась там, где и родилась тема АГС – на заводе «Здравушка». Если в советское время вопрос «служить или не служить» молодые люди себе не задавали, так как традиционно считалось, что армия делает из мальчика мужчину, что служба в рядах Вооружённых сил – это «священный долг», «почётная обязанность», а также знак качества представителя сильной половины человечества, то после распада СССР армия стала школой выживания, нередко калечившей своих учеников. В результате на протяжении двух десятков лет «откосить» от армии старались всеми правдами и неправдами. Изменилось ли отношение к срочной воинской службе сегодня? Как мальчики, достигшие призывного возраста, их отцы и матери отвечают себе на вопрос «служить или не служить»? И имеет ли значение для девушки, выбирающей себе спутника жизни, служил её парень в армии или нет?

IMG_5269Платон: «Не хочу никого
убивать»

IMG_5109Александр: «Армия должна
быть контрактной»

Наш Круглый стол был немногочисленным для того, чтобы делать широкие обобщения, однако высказывания 10 из 14 человек, принимавших участие в обсуждении, позволяют определить наметившиеся в обществе тенденции и зафиксировать изменения, которые всё-таки произошли. Начну с конца. Я не ожидала, что Лида, десятиклассница из 425-й школы, скажет, что для неё не имеет значения, служил ли парень в армии, «откосил», негоден к воинской службе по здоровью или проходил альтернативную гражданскую службу. Главное – личные качества, независимо от военного билета. Девушки не такие юные, как Лида, тем более умудрённые жизненным опытом женщины, скорее всего, не согласятся с этим мнением и скажут, что не хотели бы иметь дело с «уклонистом», человеком, который нечестным путём избежал службы в армии. Однако наш эксперт в этом вопросе, десятиклассница Лида, вдумчиво выслушала мнения «отцов»: Владимира Николаевича Лагожина, председателя правления региональной общественной организации инвалидов воинской службы «Русь»; Сергея Аленовича и Евгения Аленовича Жмаевых, генерального директора и его зама завода «Здравушка»; священника Алексея Тимохина, а также Анны Петровны Макаровой, главного редактора газеты «Кронштадтский вестник». Выслушала и сделала именно такой вывод, сорвав аплодисменты присутствующих.
Для всех остальных, как служить или как не служить, значение имеет.
Евгений Аленович Жмаев, отец одиннадцатиклассника Платона, пригласил собравшихся к обсуждению такими словами:
– В нашей стране существует система призыва в армию, независимо от того, хочет человек служить или не хочет. Он должен либо пойти служить, либо… Либо подать заявление на АГС, если его убеждениям противоречит несение военной службы. Моим – противоречит. Убеждениям Платона – тоже противоречит. Поэтому мы и встали на этот путь, подав в декабре заявление на АГС.
В обществе отношение к альтернативной гражданской службе негативное. Причём никто не осуждает тех, кто «косит от армии», то есть уклоняется от службы за деньги. Хотя лично мне такая позиция глубоко противна. Честно нести альтернативную гражданскую службу, службу, которая длиннее, 21 месяц, и проходит на малооплачиваемой, непрестижной работе, например, санитаром, – уважения не вызывает. Почему? Я считаю, что отношение к АГС должно поменяться, и люди должны принимать эту возможность как полезную, разумную, равную и не смотреть с подозрением на юношу, который это выбирает.
Поучаствовав в нескольких призывных комиссиях как человек, который подтверждает убеждения призывника, я увидел, что и со стороны призывных комиссий отношение к АГС такое же насторожённое, как в обществе в целом. Видимо, потому, что пацифистская позиция, позиция ненасилия, мало обсуждается.
– А не является пацифистская позиция слишком эгоистичной? Кто же Родину будет защищать, если все станут пацифистами?
– Никакого отношения к реальности этот контр-аргумент не имеет, потому что количество молодых людей, выбирающих АГС, меньше одного процента. Из ста тысяч человек, которых призывают служить, АГС выбирают чуть более пятисот человек по всей стране. Это не влияет на призыв и не будет влиять.
Александр (11 класс):
– Я считаю, что армия должна стать контрактной, чтобы служили не такие толстые и неуклюжие, как я, а те, кому это нравится, спортивные и убеждённые. Вместо того, чтобы улучшать армию, чтобы там хотелось служить, её делают обязательной.
Отец Алексей:
– Я служил в Кронштадте матросом с 2006 по 2008, но поддерживаю связь с военными: «срочниками», «контрактниками» и высшим руководством. Всё меняется – от питания на камбузе до взаимоотношений. Дедовщина раньше была нормой, а теперь не норма. Почему относятся плохо к АГС? А почему водители плохо относятся к тому, кто едет на старенькой «Ладе»? Здесь нет рациональных доводов, потому что человек вообще – создание иррациональное.
Что касается убеждений. Нельзя ставить знак равенства между армией и войной. Можно организовать службу без оружия, без насилия и даже без физподготовки. Я считаю, что служить надо, и служить внутри армии. Убеждён, что «контрактники», которым за службу платят, страну не защитят, поэтому полностью переводить армию на контрактную систему нельзя. Сегодня «косарей» единицы, служить идут охотно.
До армии я был маменькиным сынком, как вы, – говорит отец Алексей, обращаясь в одиннадцатиклассникам. – Армия дала мне всё, научила развиваться. Не пошёл бы служить – так и остался бы маменькиным сынком, тем более, что рос без отца. Получив повестку, спросил у батюшки, не противно ли православной вере служить, он ответил, что не противно.
В. Н. Лагожин:
– Платон, что подвигло принять решение – пойти на альтернативную гражданскую службу?
Платон:
– Не хочу никого убивать. А если будут угрожать, буду бездействовать. Убьют – значит так должно быть.
С. А. Жмаев:
– В армии очень легко потерять честь. Я служил в мотострелковой дивизии. Насилие над личностью – обычный способ решения вопросов в любой военной организации.
В. Н. Лагожин:
– Ещё в советские времена дедовщины на флоте не было. Всё зависело от личности. Если парня хотели «нагнуть», а он имел честь, – он давал сдачи, и ничего с ним сделать не могли.
С. А. Жмаев:
– Сидишь на корточках 12 часов, а потом тебе ноги отрежут – вот и вся честь.
В. Н. Лагожин:
– Случаи есть, были и будут. Но и на улице можно попасть в неприятную ситуацию. У меня был боец, который перед приказом сказал, что присягу примет, а оружие брать не будет – баптистская вера не позволяет.
В итоге после присяги он выполнял другие обязанности и служил на «отлично». Предположим, один отслужил в войсках, а другой АГС. Оба получают одинаковый военный билет. Не дай бог – война. Одни пойдут воевать, а эти? Они же не могут убивать? Вы понимаете, что выигрывать войну будут не «контрактники», а те, кого призовут потом, бывшие «срочники».
Платон:
– Написано «не убий», разве можно эту заповедь толковать как-то иначе?
Отец Алексей:
– Убивать  врагов, защищая Отечество – греха нет. А пожелать смерти своему врагу (не убить, а пожелать) – вот это грех.
А. П. Макарова:
– А не лукавство ли альтернативная гражданская служба? Юноша в силу психологических особенностей личности не хочет, чтобы ему приказывали или просто боится условий казармы?
Платон:
– Я не выношу любого насилия, не только по отношению к себе.
В. Н. Лагожин:
– А что вы будет делать, если придут забирать ваш завод?
Е. А. Жмаев:
– Пусть придут, мы с ними сначала поговорим.
С. А. Жмаев
– Акты противления ненасилием – имеют смысл…
Отец Алексей:
– А старики, дети, женщины? Что с ними будет? Кто их защитит, если не регулярная армия?
А. П. Макарова:
– Быть пацифистом сегодня – это сдать страну. А если все 150 миллионов станут пацифистами? Кто защитит Родину?
Е. А. Жмаев:
– Пока что пацифизм России не угрожает. И желающих служить достаточно.
С. А. Жмаев:
– Не волнуйтесь за Россию! Единственная тревога – процесс разрушения империи, территории которой были завоёваны вооружённым насилием. Все империи имеют свойство разрушаться, противостоять этому процессу – значит порождать кровь…
Служить Отечеству с оружием, на альтернативной гражданской службе или уклоняться от службы в армии, если по-другому ты никак не можешь, – каждый решает сам, с позиций выгоды или убеждений.
Старшеклассники: Платон, Александр, Станислав и Вадим – подвели самые важные итоги беседы за Круглым столом. У всех четверых, как по заказу, оказались разные точки зрения на «священный долг» и «почётную обязанность». Платон, написавший заявление на АГС, дал понять, что принципы ненасилия впитал с молоком матери. Станислав выразил готовность служить, если надо. Александр уверен, что в армии служить никакого смысла нет, что это пережиток, и современная армия должна быть профессиональной. Десятиклассник Вадим, который сегодня уже является курсантом авиационно-технической школы и участвует в военных реконструкциях ВПК «Скала», сказал, что не понимает, зачем «косить», зачем такие сложности с альтернативной службой, когда есть прямой и лёгкий путь: отслужить, как надо. Потому что так воспитан: родился мальчишкой – должен защищать Родину и служить в армии.
Сегодня большинство молодых людей всё-таки стремится «отслужить, как надо», и это подтверждают священник Алексей и полковник запаса Владимир Николаевич Лагожин. Однако альтернативная гражданская служба – служение не менее нужное и достойное, потому что не так уж много в стране таких людей, для которых убеждения ненасилия имеют значение.

Надежда РЫБАКОВА
Фото
Серафимы БЕЛЕВИЧ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: