Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся… (Ф.Тютчев)

Мы продолжаем обсуждение проблем современной школы, предложенное мамой семерых детей Мариной Александровной Восканьян.

На написание этой статьи меня подтолкнул разговор с дочерью-старшеклассницей. Она грустно поведала о том, что в школе преобладает накачивание учеников информацией вместо диалога учителя и ученика.

Заведующая лабораторией социальной психологии детства Российской академии образования В. В. Абраменкова на XV Рождественских чтениях сказала по этому поводу:
«Всё современное образование построено на том, чтобы как можно больше информации внедрить в сознание детей… Родители убеждены, что получить блага и место под солнцем можно, только овладевая информацией. Совершенно забывая о том, что никакая информация, никакие знания не спасают человека от трагедий внутренних, от голода духовного».

В юношеском возрасте идёт рост самосознания, хочется до всего дойти самому. Ученикам же даётся готовая информация, да ещё и сомнительного свойства. Особенно это касается изучения литературы, когда методическое пособие становится критерием истины. Вот и знакомая девочка высказала «крамольную мысль», что Катерина из «Грозы» Островского не «луч света», и, вообще, «тёмное царство»
в её самоубийстве не виновато. У каждого может найтись десяток поводов выйти из окна, но не все это делают. Причина, по её мнению, в самом человеке, а не во внешних обстоятельствах жизни.

В настоящее время Россия входит в список стран с высоким уровнем самоубийств: на 100 тысяч населения – 32-39 человек. За последнее десятилетие число суицидов среди молодёжи выросло в три раза. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. На этом фоне трактовать образ Катерины по Добролюбову и Белинскому, по-моему, безумие. Добролюбов пишет:
«Какою же отрадной, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!». (Добролюбов Н. А., избранные статьи, 1977 год). Были, правда, и другие мнения. Например, выдающийся артист М. С. Щепкин, по воспоминаниям А. Ф. Кони, сказал, что на представление этого произведения нельзя идти порядочному семейству. «Народная драма, – говорил Щепкин, – должна соответствовать народным воззрениям, и потому странно, что Островский выставляет как идеал женщину, решившуюся всенародно объявить себя распутною».
В. В. Розанов, русский религиозный критик и публицист, ставит А. Н. Островского в начале списка писателей, виновных в раскачивании государственного устройства в России. Теперь откроем методические рекомендации «Поурочные разработки по литературе для 10 класса» Н. Золотарёвой и Т. Михайловой: «Представители «темного царства» Дикой и Кабаниха держатся за старые порядки». Ученикам внушается, что тот, кто за старые порядки, мешает жить, а тот, кто разрушает традиционные ценности, тот человек передовой и прогрессивный.

«Сцена с ключом – победа естественного чувства над догматами домостроя» и «утверждение права на любовь», – так предлагают трактовать пьесу в методическом пособии. Извините, но это насмешка над А. С. Пушкиным, у которого мы видим победу догматов над естественным чувством в лице любимой героини Татьяны Лариной! И откровенный призыв к свободной любви. «Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчётливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности» – цитата из пособия.

С каких это пор для учителей нормы нравственности стали «тяготеть» над людьми? Нормы не тяготеют, тяготеет грех – нарушение норм. Думаю, что с подобной трактовкой можно столкнуться и при анализе литературных произведений других авторов. Например, на уроке литературы в 6 классе дети с удивлением узнали, что станционный смотритель из одноимённого произведения А. С. Пушкина – жалкая, ничтожная личность. А ведь они сочувствовали этому герою! Вот и учи потом чтить отца и мать!

Давайте прислушаемся к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанным на 16 международных Рождественских образовательных чтениях:
«Мы приходим к пониманию того, что нужна система защиты добра, которая обеспечивала бы не только свободу выбора, но и свободу от зла. И базовым элементом этой системы является система образования, ориентированная на традиционные духовно-нравственные ценности».

Вот я и призываю учителей при обсуждении литературных произведений руководствоваться не методичками, а чёткими понятиями, что есть добро и зло, правда и ложь, Божья заповедь и грех, не мудрствуя лукаво. А всем женщинам хочу пожелать хранить верность, девушкам – беречь целомудрие, потому что это залог крепости и здоровья нации. Будем помнить, что все революции начинались с блуда, а там уже легко заблудиться, потеряться и пропасть. Храни нас от этого Бог.

Марина ВОСКАНЬЯН

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: