Люди и звери

DSC05627Вадим Лукашев – надёжный помощник

Они осторожно пробираются к двери – по кускам асфальта, которыми прикрыта яма на входе. Две дочки и их мама пришли в центр кризисной передержки животных «Ковчег», чтобы покормить собак и кошек. Старшая девочка серьёзно больна. Видимо, общение со зверьём – душевная потребность. А младшая хоть и смотрит серьёзно, но щебечет, ласкает кошек и даже забирается к ним в вольер.

DSC05629Елена Василенко с Крисом

Друзья

На дворе – суббота, так что в «Ковчеге» много гостей, хотя точнее было бы назвать их друзьями. Вот шестиклассница Алёна, она и гостья, и не только. Попросили убрать мусор – с удовольствием. И кошек охотно покормит. Дома у Алёны живут кот и хомяк, так что кое-какие навыки по уходу есть. А ещё есть сочувствие к животным, которые попали в беду, потому что здесь все такие – бесхозные, бездомные, зачастую больные. Им на улице просто не выжить.
Елена Василенко – сегодня главная дежурная по «Ковчегу», остальные – ребята из кронштадтских школ. На Лене держится очень многое, её ждут 25 кошачьих душ. Крису делают перевязку. Бедняга хоть и понимает, что отрубленный хвост и сломанную лапу надо лечить, но вырывается и орёт. Лену этим не проймёшь. Лаской ли таской, но лечиться надо.

DSC05632Спасибо, добрые люди, за обед

Добро и зло

И вот Крис перевязан и размещён в клетке: в вольер ему пока нельзя. А в вольере прячется от людей кот, которому подпалили лапы и брюшко – просто так, для веселья – обкуренные взрослые негодяи. Здесь что ни зверь, то жертва подлости или равнодушия людей. Но в «Ковчеге» не склонны кого-то клеймить, тут хотят спасать и помогать.
Вадим Лукашев учится в 9-м классе. Зашёл в Центр, покормил собак и понял, что просто так уйти не получится, потому что если не он, то кто же… «Если бы не Вадим, – говорит Елена Василенко, – мы бы точно не справились с собаками, потому что их ведь ещё и выгуливать надо. И вообще они его лучше всех слушаются».

Восьмиклассница Аня Шевцова тоже человек надёжный. На них с Вадимом можно оставлять «Ковчег», когда взрослые очень заняты.

Кто, если не мы

У Ольги Быстровой и Елены Василенко есть семьи, дети и куча своих забот, но срабатывает тот же сердечный зов – если не мы, то кто же? В «Ковчеге» сегодня около 40 собак. Цифра меняется – кого-то подлечили, стерилизовали и отпустили, кого-то удалось пристроить. А по улицам бегает вдвое больше. В Центре мест для всех пока нет. И прокормить такую компанию – стоит недёшево. Если быть точными, около 100 000 рублей в месяц. Это свет и лечение, зарплата сторожа и рабочего, корм для животных. Приют бы не выжил без горожан, которые несут сюда сумками корм для собак и кошек.
Татьяна Геннадьевна живёт в 19-м квартале, но дважды в день приезжает покормить двух своих подопечных: «Эти собаки жили возле магазина «Метрика». Я их кормила, а потом собак привезли сюда. Я вижу, что люди взяли на себя заботу о животных, так что надо помочь».

Мы за них в ответе

Маленькая Майя, приехавшая в приют с мамой и сестрой, хочет взять домой щенка. Вадим честно предупреждает: «Это он сейчас маленький, но скоро вырастет – как ты потом с ним справляться будешь?» Мама вздыхает: «Пока не возьмём, квартира не позволяет. Потерпи». Это по-честному: не уверен, не бери, взял – ты за живое существо отвечаешь.

В нужности «Ковчега» нет сомнений ни у кого: 80 бродячих собак, бесчисленное количество бездомных кошек – это не просто бесчеловечно, это опасно для нашего здоровья, это, наконец, нецивилизованно. На улицах города, который должен стать туристическим центром, городом по-настоящему европейским, не должно быть грязных, больных и замученных животных. И, в общем, это все понимают. Но воз уже давно стоит на месте.

Лица – человеческие и юридические

Площадка у «Шанхая» явно мала и смотрится неприглядно. Руководители «Ковчега» показывают новую территорию, которую им выделили: она рядом со снегоприёмным пунктом и пока похожа на дикое поле. Прежде всего, там нужно делать ограждение, забор. Елена Василенко смотрит задумчиво: она не строитель и не экономист. Она не знает, сколько это будет стоить и где брать деньги.
– Сейчас мы ждём, когда нас зарегистрируют как благотворительный фонд, тогда у нас будет статус юридического лица, и некоторые проблемы отпадут. Будет счёт, возможно, какое-то финансирование. Пока же мы надеемся на людское благородство и желание помочь животным.
В районной администрации тоже не равнодушны к «Ковчегу», по крайней мере, об Ольге Быстровой и Елене Василенко говорят с уважением. Владлен Родионов, который отвечает за городское хозяйство, поясняет, что у администрации нет такой статьи расходов, как помощь «Ковчегу». Проблему бродячих животных решают на уровне субъекта Федерации. В Санкт-Петербурге есть Управление ветеринарии, отловом собак и кошек занимается предприятие «Спецтранс», который раз в неделю приезжает в Кронштадт.
– Собак они уже знают «в лицо», – говорит Владлен Викторович. – Им делают прививки, стерилизуют и отпускают.
«Выпускники» сейчас живут в лесочке по дороге на кладбище. Собаки стерилизованы, их подкармливают жители.

Кто поможет «Ковчегу»?

В районной администрации готовы встретиться с сотрудниками Управления ветеринарии Санкт-Петербурга и договориться об оказании бесплатной помощи больным обитателям «Ковчега». Пока на это уходят личные деньги волонтёров и их помощников. В конце сентября будет определён статус Центра кризисной передержки.
– Тогда мы будем пытаться решать проблемы с обустройством их территории – с освещением и ограждением. Будем просить коммерческие организации, которые ведут в Кронштадте подобные работы, помочь доброму делу, – говорит Владлен Родионов.
А ещё у Центра появится возможность получать субсидии от Правительства Санкт-Петербурга. Правда, сначала нужно, например, пролечить животных за свой счёт, потом предоставить счета, а уж после, по итогам года, получить возврат потраченных средств. Так что без благотворительных пожертвований пока не обойтись.
Сейчас удалось хотя бы остановить неконтролируемое размножение животных. Это маленькая победа. А до большой нам ещё ох как далеко.
– Некоторые люди берут щенка, – говорит Вадим Лукашев. – Потом он вырастает и перестаёт быть милой игрушкой. Его выставляют за дверь и берут другого. А потом и того выгоняют…
А вот когда, с одной стороны, государство обяжет регистрировать каждую собаку, кота или хомяка, платить за них налог и за них отвечать, когда каждый зверь будет иметь чип с данными хозяина, тогда проблема бездомного зверья будет отчасти решена. А вот этическая сторона дела – тут всё не так просто. Воспитание ответственного и гуманного человека – дело долгое, трудное. Этот путь каждый проходит сам. Вадим, Геля, Аня, Елена и Ольга — все сотрудники «Ковчега» и их помощники этот путь уже прошли. А мы с вами только в его начале.

Галина Маркина
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: