Во имя будущего

DSC0494925 апреля, в День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, в Кронштадте прошёл митинг. У мемориала морякам-подводникам на Флотской улице собрались ветераны и инвалиды подразделения особого риска «Ядро», их жёны и вдовы погибших при исполнении долга, представители районных властей, ученики школы № 423.

Из воспоминаний Роберта Лермонтова, члена экипажа атомной подводной лодки «К-19»:
«В Северной Атлантике, во время первого дальнего похода произошли одновременно два чрезвычайных происшествия, едва не приведшие к атомной катастрофе: авария реактора и выход из строя средств связи. У меня в голове помимо сугубо технических вопросов по поиску неисправностей были и другие мысли: обстановка катастрофическая, реактор идёт вразнос, кругом радиация. Если не удастся восстановить связь, лодка превратится в корабль-призрак. Я сказал: стоп! Мы прекращаем поиск неисправностей, иначе мы теряем время. АПЛ удалось отправить сигнал SOS, и он был услышан».
Пришедший к памятнику с цветами кронштадтец Анатолий Ефимович Васильченко их подвиг видел собственными глазами. Анатолию Васильченко исполнился 21 год, когда он участвовал в спасении экипажа подводной лодки «К-19». Это было 4 июня 1961 года – ветераны и более чем через полвека без запинки называют даты и имена: разве такое забудешь!
Шли учения в Баренцевом море, когда на корабле прозвучал сигнал боевой тревоги. На берегу подхватили московских медиков и отправились к терпящим бедствие. Четверых членов экипажа с аварийной лодки сняли в тяжелейшем состоянии, при этом спасатели тоже получили большие дозы радиации. Анатолий Ефимович участвовал и в испытаниях атомного оружия, которые проходили в проливе Маточкин Шар в районе Новой Земли. Осенью 1961 года здесь взорвали атомную бомбу. Эскадренный миноносец «Оживлённый» доставлял грузы, необходимые для испытаний. «О дозах радиации нам не говорили, – вспоминает Васильченко, – но приборы наших химиков просто зашкаливали».
Дмитрий Алексеевич Соколов, участник действий подразделений особого риска, пришёл на митинг заранее. На пронизывающем балтийском ветру он вспоминал, как в течение трёх месяцев участвовал в подъёме эсминца, затонувшего на Ладоге ещё в 1953 году. Операция по его захоронению называлась «Кит» и была строго засекречена: судно предназначалось для испытаний ядерного оружия. В начале августа 1991 года его перевезли на Новую Землю, где и захоронили.
Игорь Алексеевич Ботманов 20 лет служил на атомной подводной лодке – от лейтенанта до капитана 2 ранга. Старший механик Ботманов участвовал в 12 «автономках». Каждая – это три месяца под водой, во время которых могло случиться, и порой случалось, многое – были пожары, затопления. Преодолевая моря и океаны, подводник видел мир только в перископ: так проплыли мимо них Гавайи, Лос-Анджелес, Сан-Диего. Игорь Алексеевич отвечал за реактор, ему приходилось устранять протекание радиоактивной воды.
Митинг начался точно в назначенное время – люди-то военные. Глава муниципального образования город Кронштадт Валерий Власов сказал, что герои всегда могут надеяться на поддержку местных властей. Само звание города воинской славы обязывает к тому.
Геннадий Тимофеевич Панченко работал на строительстве дамбы машинистом бульдозера. Когда произошла катастрофа в Чернобыле, его отправили на АЭС. Спрашиваю: вы могли отказаться? Пожимает плечами: кто-то же должен был поехать. Вместе с товарищами Панченко собирал и грузил радиоактивный грунт. Пятеро из них не дожили до сегодняшнего дня. Дозу облучения им не объявляли. Жена вспоминает, что по возвращении муж был как бы не в себе: заторможен, со странными реакциями. Потом стал восстанавливаться, но здоровье было подорвано.
Владимир Николаевич Лагожин, возглавляющий региональную общественную организацию союза ветеранов «Русь», говорит, что здесь, у памятного мемориала, собрались те, кто работал на полигоне Новой Земли, на подлодке «К-19», в бухте Чажма, где находилась ремонтная база подводных лодок. На одной из них сорвало крышку реактора. Авария была настолько серьёзная, что все прилегающие дороги пришлось заливать метровым слоем бетона со свинцовыми шариками.

Руководитель союза ветеранов отмечает, что членов организации волнуют не столько бытовые проблемы, сколько моральное самоощущение. Люди хотят знать, что их мужество и терпение помнит страна, они хотят общаться со своими товарищами. Владимир Николаевич рассказывает, что в помещение организации на Ленина, 39-А приходят вдовы военных моряков, иногда просто, чтобы поговорить о жизни, выпить чаю. Так легче жить. В День памяти погибших в радиационных катастрофах для ветеранов выступают артисты, накрыт праздничный стол, приготовлены подарки. А люди вспоминают. Восемь человек с АПЛ К-19, которые погибли от радиации, спасли не только своих товарищей. Вполне возможно, они спасли мир от ядерной войны. Хорошо, если пришедшие на митинг старшеклассники не просто услышат факты, а почувствуют, лично переживут то, что узнали. Тогда и ветеранам будет легче дышать, легче переносить болезни. Ведь каждый из них не просто выполнил свой долг, каждый совершил подвиг во имя будущего.

Галина БЕЛЯЕВА
Фото автораDSC04946

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: