Кронштадту нужна не «отписка», а настоящий памятник

DSCF859026 марта на заседании Общественного совета Кронштадтского района, в частности, обсуждалось «Предложение Музея истории Кронштадта об увековечивании памяти событий 1921 года в Кронштадте». С докладом по данному вопросу выступил директор Музея истории Кронштадта Евгений Григорьевич Гришко. Суть его предложения состоит в том, чтобы на одной из 4-х сторон памятного мемориала Братской могилы на Якорной площади добавить дополнительную надпись «Жертвам событий 1921 года в Кронштадте», посвящённую погибшим участникам восстания. Большинством голосов членов Общественного совета, кроме четырёх, проголосовавших против, решение по данному вопросу повестки дня было принято. Причём возражения оппонентов по поводу неэтичности самой идеи внесения дополнительной надписи на одной из гранитных стел памятника, открытого в 1974 году, во внимание приняты не были.

Честно говоря, подобное предложение вызывает не только удивление, но и возмущение. И вот почему.
Во-первых, пока никто не отменял Указ Президента Российской Федерации
Бориса Ельцина от 10 января 1994 года № 65, где в пункте 3 отмечено: «Установить в г. Кронштадте памятник жертвам кронштадтских событий весной 1921 года».
Во-вторых, изменения или дополнения в памятный мемориал на Якорной площади (с Вечным огнём) без согласования с автором проекта, архитектором В. Ларионовой, с КГА и КГИОП Санкт-Петербурга делать нельзя.
И в-третьих, информация о том, что в братской могиле на Якорной площади 16 марта 1921 года были похоронены защитники восставшего Кронштадта, погибшие после первого (неудачного) штурма города-крепости частями Красной армии – действительно подтверждается. И это обстоятельство стало главным аргументом сторонников внесения дополнительной надписи в памятный мемориал, который повлиял на решение Общественного совета: мол, в Братской могиле лежат не только жертвы революционных событий, но и тела участников антисоветского мятежа, так давайте, наконец, закроем этот больной вопрос кронштадтской истории…
Но именно этот факт (ибо неизвестно, как было всё на самом деле) вызывает вопросы, которые требуют дополнительного исследования в исторических архивах. И где гарантия, что тела погибших «мятежников» не перезахоронили в другом месте? Ведь до сих пор почти ничего не известно о точных местах расстрелов и захоронений осуждённых участников Кронштадтского восстания марта 1921 года.
И ещё. Решение о внесении дополнительной надписи в памятный мемориал Братской могилы на Якорной площади больше похоже на желание всего лишь «поставить галочку» в восстановлении справедливости по отношению к жертвам тех трагических событий. Уж больно скоропалительно, как бы между прочим, проголосовали члены Общественного совета за предложение, поданное директором музея.
А между тем многие жители города морской и воинской славы России и, наверняка, тысячи граждан нашей страны, кому дороги многогранная история Кронштадта и такая ее неординарная страница, как восстание прозревших матросов, солдат и рабочих против политики «военного коммунизма» и засилья партии большевиков весной 1921 года, уже не первый год ждут совсем другого. Они ждут открытия в Кронштадте по-настоящему достойного памятного мемориала жертвам событий того трагического времени, а не «отписки»…

Александр Еськов,
председатель Кронштадтского районного отделения ВОО «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: