Светлана Субарнова: «Мне очень повезло с коллективом!»

Кронштадцы, в семьях которых росли дети, наверняка помнят врача, а затем и заведующую детской поликлиникой Светлану Афанасьевну Субарнову. Настоящий доктор, особенно работающий с детьми – это человек высокой ответственности и душевной щедрости. Эти качества в высшей степени присущи Светлане Афанасьевне. 11 июня ей исполняется 85 лет. Бывшие пациенты – уже взрослые люди, их родители, коллеги-медики в этот день будут поздравлять эту замечательную женщину. «Кронштадтский вестник» с удовольствием присоединяется ко всем поздравлениям.

«Поликлиника – моя жизнь!» – эти слова Светлана Афанасьевна Субарнова произносит с полным на то правом: 43 года отдано детской поликлинике Кронштадта, сначала в качестве педиатра, затем – заведующей. Впрочем, слово «отдано» носит несколько негативный характер – мол, работал человек, а жизнь мимо проходила. А вот Светлана Афанасьевна говорит, что до сих пор скучает по тому времени, по работе, по людям.
«Мне очень повезло с коллективом. Когда я пришла в 1960 году в поликлинику, у нас было 15 педиатрических участков, 15 участковых врачей – опытных, увлечённых профессионалов. И в целом коллектив был замечательно дружный, – вспоминает Светлана Субарнова. – помогали новичкам, подменяли друг друга».

Истоки

Родилась Светлана в Калуге, в семье педагогов. Мама окончила МГУ, учила детей физике и математике. Отец работал в Наркомпросе. Дочь запомнила, как он рассказывал о своей работе по открытию в Калуге интерната для детей испанских интернационалистов.
А в Тульской области организовал школу для глухонемых ребятишек. Во время войны он занимался эвакуацией этих детей. Отец воевал, был тяжело ранен, стал инвалидом.

Выбор сделан!

Дочь выбрала будущую профессию самостоятельно, поступив на педиатрический факультет Второго медицинского института в Москве. Сегодня это Российский медицинский университет имени Пирогова. В 1960 году она приехала работать в Кронштадт, к мужу, который нёс здесь службу. Жалко было покидать столицу, где семья жила в отдельной квартире.
В Кронштадте молодожёны поселились в коммуналке на 11 семей, в девятиметровой комнате: 11 хозяек на кухне с керогазом. Но любовь к мужу и профессии примирила молодую женщину с нелёгким бытом.

Новый коллектив

15 августа 1960 года – этот день начала самостоятельной работы она запомнила навсегда. Её ждали. В поликлинике уже работали медики, жёны офицеров. Три года Светлана Субарнова трудилась участковым педиатром, а затем, отметив её деловые качества, молодому доктору доверили работу заведующей отделением.
«Мне очень повезло с руководителями. Главным врачом работала Анна Борисовна Пассова, а заведовала поликлиникой Лия Марковна Войхман, легендарный врач, проведшая всю войну в Кронштадте. Лия Марковна спасла немало детских жизней во время блокады», – делится воспоминаниями Светлана Субарнова.

Врач – это судьба

Конечно, не всё было легко и безоблачно. Особенно если учитывать, что в отделении лечили детей от 0 до 18 лет. Прямо из роддома малыши с патологией попадали в руки врачей детской поликлиники. Светлана Афанасьевна вспоминает случай, когда во время её дежурства поступил малыш 11 месяцев от роду:
«Я наблюдала за ним до глубокой ночи, и поняла, что это не пневмония, как решил хирург. Вызвала заведующую отделением хирургии Капитолину Александровну Шляпникову. Она приехала, закутанная в пуховый платок, с грелкой на спине – врачи тоже люди, тоже болеют. Завернула малыша в свой платок и увезла. Оказалось, что у него аппендицит с непроходимостью. Он был на волосок от смерти. Спасли. Вырос парень, поступил в Арктическое училище, стал моряком».
Казалось бы, такие затраты нервов, большая ответственность, но ведь и удовлетворение от работы огромное. Иногда жаль молодёжь, «офисный планктон», который сегодня такой отдачи, такого заряда эмоций не знает.
«Не было в то время специализированных отделений для детей – даже в Ленинграде. Сегодня структура поликлиники изменилась полностью. А во время моего прихода в поликлинику существовала очень скромная служба врачей-специалистов, которые работали, в основном, на 0,5 ставки: лор, офтальмолог, рентгенолог, невролог, физиотерапевт, хирург, дерматолог. Было много детей с врождёнными патологиями. Инфекции одолевали. Были эпидемические вспышки. Новорождённые страдали стафилококковой инфекцией, нередко встречались ревматизм, бронхиальная астма, которую мы тогда ещё плохо умели лечить. А вот с онкологией мы сталкивались крайне редко».

Медпомощь на острове

К детской поликлинике относились шесть детских яслей, медицинская служба 16 детских садов, семь школ и интернат – 15000 маленьких пациентов. Школьно-дошкольного отделения не было, и работали в детских учреждениях участковые педиатры – в обязательном порядке, по совместительству. Детская поликлиника находилась в тесном контакте с отделением скорой помощи. Врачи скорой выезжали к больным детям в вечернее и ночное время, в воскресные дни. Активно помогали в госпитализации детей и ленинградские больницы. Были большие сложности в транспортировке пациентов, приходилось, и не один раз, в случаях экстренной госпитализации больного ребёнка, задерживать отправку парома, снимать с парома машины, чтобы могла заехать машина скорой помощи. Субарнова вспоминает, что было легко работать с главными врачами скорой помощи, которые понимали эту ситуацию и делали всё возможное для срочной госпитализации ребёнка. Проблемой были брошенные дети. Их совершенно некуда было определить, они до 2–3 лет жили в больнице. Сложно было с местами в домах ребёнка. Сегодня, конечно, многое изменилось к лучшему.

Лето – время тревог для медиков

Летом на дачи дети выезжали массово, все, кто в этом нуждался. Имелся ведомственный пионерский лагерь Морского завода. «Но сложно было обеспечить медицинскую помощь, – рассказывает Светлана Афанасьевна. – Приходилось снимать врачей с участков – на 2,5 месяца. На дачах случались вспышки кори. Однажды заболели дети из детских садов № 2 и № 3. 100 % переболели корью, так как прививок тогда не было.
И я не понимаю родителей, которые сегодня пренебрегают прививками. Ведь такое серьёзное заболевание может вернуться. Доходило до того, что детей было некуда эвакуировать, лечили на месте – 200 человек! Вспоминаю – медсестре при детях не хватило спального места, и она спала на печке. Боролись и с дизентерией».

Учиться, чтобы лечить

Долгие годы островное положение Кронштадта накладывало особую ответственность на медицинские кадры. «Это сегодня детей Кронштадта госпитализируют в серьёзных случаях в специализированные клиники Санкт-Петербурга, – вспоминает Светлана Афанасьевна. – А в то время нам говорили: сами справляйтесь. Поэтому в поликлинике постоянно уделяли внимание повышению квалификации врачей и медицинских сестер, вначале на базе детской больницы № 23. Проводились врачебные конференции с консультированием специалистами институтов, были организованы выездные циклы усовершенствования на базе поликлиники, семинары, работали лечебно-контрольные комиссии. Активно помогал совет медицинских сестёр и совет наставников. Коллективом медсестёр руководила старшая медсестра поликлиники Мария Кузьминична Алмазова – умный, строгий и одновременно добрый руководитель, участница войны. Она воспитала прекрасный коллектив».
Светлана Афанасьевна готова сколько угодно говорить о своих коллегах, а вот о себе рассказывает скупо. Меж тем, её настолько ценили, что
и мужа, офицера, никуда не переводили, так и прослужил он до пенсии в Кронштадте. А её пытались переманить в Ленинград, заведующей отделением «особой» поликлиники № 31, где лечили детей высокопоставленных товарищей.
«Рысаков не отпустил, – улыбается Светлана Афанасьевна. – Сказал: ты нам нужна здесь. В Ленинграде врачей хватает».
Добрым словом вспоминает она руководителей здравоохранения, с которыми приходилось работать. Особенно Анатолия Николаевича Рысакова – умный, добрый, хотя и жёстким мог быть. Главное – он любил и уважал людей.

Новая поликлиника

В 1991 году открылась новая детская поликлиника на улице Зосимова. В этом была большая заслуга руководителей района: председателя райисполкома Владимира Михайловича Никитина и его заместителей – Владимира Пантелеймоновича Скрябина и Вячеслава Юрьевича Богомолова, а также руководителей отдела здравоохранения – Анатолия Николаевича Рысакова и его заместителя Александра Михайловича Кужеля. Сложно было со строителями, приходилось всё контролировать. Затем последовал процесс аккредитации, получения лицензии. Вспомним, какое это было время – начало 90-х. Не было самого необходимого: мебели, штор, белья, халатов. На помощь пришло руководство района. Связались с предпринимателями: это нужно нашим детям! Поняли, помогли! Практически все службы поликлиники были аттестованы по высшей категории.
До 2003 года, в течение 43 лет, трудилась в поликлинике Светлана Афанасьевна Субарнова. Она с удовольствием вспоминает коллег, с которыми работала – прекрасные специалисты! «Я очень страдала без работы – полёта не хватало!» – говорит Светлана Афанасьевна.
Субарновы растили сыновей, помогали воспитывать внуков. Оба сына – Виктор и Владислав – сегодня офицеры в отставке. И трое внуков, которыми она гордится. По праздникам собираются у бабушки, в её уютной квартире в старинном доме на Посадской.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: