Михаил Лаптев: «История нашей Свободной Экономической Зоны показывает: можно добиться огромных сдвигов, если честно работать на благо Родины»
Михаил Иванович Лаптев – начальник отдела экономического
развития администрации Кронштадта. 2002 год
В Кронштадте осуществляется проект «Остров Фортов», в СМИ всё чаще звучит тема Особой Экономической Зоны в рамках этого грандиозного проекта. Но далеко не все (а особенно молодое поколение кронштадтцев) знают, что это не первый опыт для нашего города: в середине 90-х годов XX века у нас была создана Свободная Экономическая Зона (СЭЗ) «Кронштадт», изменившая не только жизнь города и его жителей, но и повлиявшая на события в стране. О пути Кронштадта к созданию Свободной Экономической зоны рассказывает Михаил Иванович Лаптев, возглавлявший отдел экономического развития администрации города (тогда Территориального управления) в те нелёгкие времена.
Лихие 90-е
В 1990-е годы Кронштадт испытывал большие трудности в развитии экономики. Тогда практически остановились самые важные предприятия: КМОЛЗ, Арсенал, другие заводы. Несмотря на то, что налоги они платилив федеральный бюджет, рабочие и служащие этих предприятий через налоги пополняли казну города. При 20 тысячах трудоспособного населения почти половина оказалась лишена рабочих мест. Остановился госзаказ, простаивали мощности судоремонтных цехов, встало даже строительство дамбы и КЗС: тогдашняя мода на экологию давала о себе знать. Лишившись рабочих мест и налогов, мы дошли до того, что истекли сроки службы систем газо- и водоснабжения, пострадало энергообеспечение, что особенно усугублялось постройкой новых жилых комплексов 16-го и 19-го кварталов. В 1994 году город перестал быть закрытым – пропускной режим отменили.
Как идеи Косыгина прорастали
в Кронштадте
Перед администрацией встала задача – создать дополнительные места работы для кронштадтцев. За основу была взята модель новой экономической политики, разработанной ещё при Алексее Николаевиче Косыгине. Это была форма хозяйствования и организации экономической деятельности с помощью свободных экономических зон, создания соответствующих условий, введения «налоговых каникул» для новых предприятий.
В Советском Союзе эта тема не нашла широкого распространения, но её подхватили китайцы: именно таким образом весь берег Китая оброс крупными мегаполисами, обогащающими КНР. Современные российские «зоны опережающего развития» вообще обязаны своим появлением нашей: именно после закрытия Кронштадтской зоны федеральное правительство издало соответствующие указы и законы для всей страны. Тогда дело обстояло по-другому: закон о создании такой зоны принимало правительство Петербурга.
Под организацию этой зоны мы начали разрабатывать условия: например, ремонт военных и гражданских судов на льготных условиях. Трудно представить, что тогда это было выгоднее за границей…
«Моби Дик»
Нами был разработан план торгового порта. На освободившейся территории военных стали подготавливать причальный фронт, открытие которого поддержала финская организация Containerships, правда, долго решая этот вопрос. Терминальный комплекс «Моби Дик» был создан на базе гавани Литке, очень спорной территории. Его преимуществом оказалась экономия времени в пути до Петербурга на целых 4 часа.
Торговые дома «Невис» на территории города создали предприятие по производству медицинских принадлежностей, пелёнок, прокладок, организовали аптечную сеть, в городе также был открыт завод по производству искусственных ёлок.
Газпром обязали ремонтировать свои турбины на мощностях КМОЛЗ. Это и создало рабочие места. Расчёт был на то, что портовая деятельность сама собой обеспечит ещё несколько: транспорт, таможенные услуги, обслуживание транспорта, и он оказался правильным.
Закон переделывали пять раз
Но большего развития нам добиться не удалось: инвесторы рассчитывали на долгосрочные прибыли, которых закон правительства Санкт-Петербурга просто не мог гарантировать, а на федеральном уровне законодательство не было подготовлено. Это парадокс: деятели экономики считают, что льготы будут потерей для государственного бюджета и стараются их избегать, но от несуществующей из-за этого деятельности дохода тоже нет.
В Кронштадте тоже были незначительные льготы. Закон пришлось переделать около пяти раз: в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга были люди, уверенные, что опасно давать льготы районам. Это ошибочное мнение приводило к тому, что с Законодательным Собранием началась настоящая война правок.
А как же закон приняли? Да просто случайно. Вычеркнув все выгодные условия, закон приняли чуть ли не единогласно, лишь бы от них отвязались. Посмотрев на то, что осталось от первоначальных планов, можно было только прослезиться.
Опыт Кронштадта
С приходом В. В. Путина, правительство начало спешно приводить в порядок федеральное законодательство, а местное управление – своё, в соответствии с федеральным.
В нынешнее время, конечно же, работать легче: в Кронштадте создаются отличные условия для появления зоны рекреационно-туристического типа. Очень надеюсь, что получится восстановить все бывшие предприятия, дать людям работу, обогатить регион.
Именно так, благодаря сотрудникам нашей администрации, настойчиво и уверенно шедшим к цели – облагородить жизнь горожан, наша страна получила бесценный опыт, законодательную базу и понимание важности процессов, протекавших в Кронштадте.
История нашей Свободной Экономической Зоны показывает, что можно добиться огромных сдвигов, если честно работать на благо своей Родины. И даже если покажется, что результат мал, не стоит сдаваться: последствия этого труда могут оказаться куда глубже, чем можно себе представить.
Подготовил Андрей Воронцов
Написать комментарий: