«Я научилась просто, мудро жить…»
Мы простились с Елизаветой Садковой
Наверное, ей были очень созвучны эти ахматовские строчки в последние земные дни:
«Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу…»
Они звучат в её Инстаграмме дважды. Вообще читать её последние записи, смотреть в эти огромные глаза на фотографиях… и знать, что её больше нет с нами, очень тяжело и очень больно. Нет нашей Лизы – умной, талантливой, красивой, весёлой. В это невозможно поверить! Невозможно осознать!
Она пришла в Школу журналистики, созданную клубом «Ровесник» и газетой «Кронштадтский вестник», когда училась в 8-м классе 425-й школы. Сразу заявила, что мечтает стать журналистом. Правда, к тому времени она уже закончила Художественную школу, и когда училась, побеждала во многих конкурсах, участвовала в выставках, но желание писать в газету оказалось сильнее. Публиковаться в «КВ» начала практически сразу.
К окончанию школы писала уже очень хорошо, была практически настоящим журналистом. И конечно, с публикациями, которые надо предъявлять при поступлении на журфак, у неё проблем не было вообще – в отличие от многих абитуриентов, у Лизы к тому времени было весомое портфолио.
Потом были годы учёбы в университете, и все эти годы она регулярно публиковалась в «Вестнике», была нашим внештатным корреспондентом. Целеустремлённая, энергичная, настроенная на успех, она и нас вдохновляла на поиски, свершения и перемены.
За год до окончания университета я предложила ей стать редактором молодёжного приложения к «Кронштадтскому вестнику» – газеты в газете – «Остров ОК», она с радостью согласилась и сделала из этого нововведения редакции нечто замечательное: придумывала оригинальные тематические номера, поднимала острые молодёжные вопросы, приглашала к сотрудничеству своих друзей-однокурсников с журфака СПбГУ.
Мало кто сегодня знает, что именно из молодёжной редакции «КВ» вырос Молодёжный совет администрации Кронштадтского района – в самый первый её состав вошла вся наша «молодёжка», и что именно Лиза была первым председателем первого Молодёжного совета Кронштадта. А ещё ОКМ – объединение кронштадтской молодёжи в ДДЮТ и его громкие дела. И там Лиза была генератором идей, организатором и вдохновителем.
Вспоминаю, как она познакомила читателей с социальной сетью ВКонтакте, в то время только что созданной студентом универа Павлом Дуровым для общения студентов и стремительно завоёвывающей популярность. Никто из нас о ней тогда ещё даже и не слышал – узнали из материала Лизы в «Островке» – «А ты есть в VKontakte?», опубликованном 6 июля 2007 года. Никто и предположить не мог, что эта студенческая инициатива станет многомиллионным медиаресурсом. Вообще, листать подшивку «Островка» и сейчас очень интересно – уникальное было издание, яркое детище молодого талантливого редактора, в котором ей никто не ставил никаких рамок в творческой самореализации. И свой диплом на «отлично» она написала по опыту своей работы в «КВ» в целом и в «Острове ОК», в частности.
А потом Лиза пришла к нам на работу. И до 2012 года радовала читателей «КВ» своими материалами. Она писала много и ярко. Достаточно полистать подшивки «Вестника», чтобы убедиться в этом. Очень трепетно относилась к теме Великой Отечественной войны, к материалам о ветеранах, о людях и судьбах. Её любили читатели разного возраста – она умела быть интересной для всех.
Подпись «Елизавета Садкова» под материалом всегда означала, что читателя ждёт работа настоящего профессионала: проблемная статья или журналистское расследование, трогательный душевный очерк или увлекательный репортаж с места события, интересное интервью или острая корреспонденция. В ежегодных профессиональных конкурсах наша редакция, как правило, занимала первые места во многих номинациях, огромная часть этих призов и дипломов была нам вручена именно за материалы Елизаветы Садковой.
А потом родилась Ника, и мы всей редакцией поздравляли молодую маму… «Моя солнечная девочка» – называла она свою любимую дочку…
И когда она ушла от нас в «ОК»-информ, мы следили за её творчеством, справедливо считая нашу Лизу самым ярким журналистом этого сайта и, конечно же, гордились ею.
Свою последнюю работу в Федеральном агентстве новостей она не считала особо творческой, поскольку привыкла к яркой авторской журналистике, ей нравилось заниматься расследованиями, поднимать проблемы, её волновали острые и социально значимые темы, но сам статус сотрудника этого Агентства несомненно говорил о её профессионализме и мастерстве.
В последние годы своей жизни она пришла в Храм. Исповедовалась, причащалась… Кормила вместе с нами бездомных… Ездила с прихожанами Владимирского собора и с отцом Аполлинарием на Святую Землю. Всё обещала мне написать в «Кронштадт Православный» о своих впечатлениях, но так и не собралась… Только теперь я понимаю почему. Видимо, поездка была связана уже с такими тревожными личными обстоятельствами, с таким молитвенным настроением, что ни выносить их в мир, ни писать просто так, отвлекаясь от личного, – не захотела…
К глубокому моему сожалению пронзительные публикации Лизы в Инстаграмме под хэштегами #ракнеприговор #человекунуженчеловек #славабогузавсе я прочитала только сейчас, когда её уже не стало. Так сложилось. Пропустила. Долго не заглядывала… Очень-очень жаль… Прости меня, прости нас, Лиза!
Она была сильной. Верила, что поправится и напишет книгу о том, как надеялась и боролась…
«Друзья, я хочу вас поблагодарить за внимание, заботу и поддержку, которыми вы меня окружили. Это очень важно, нужно и ценно для меня! Я вас очень люблю, и эта любовь вселяет в меня веру, что всё будет хорошо. Храни вас Бог! #ракнеприговор #человекунуженчеловек #славабогузавсе»
«Когда кто-то серьёзно заболевает и проходит тяжёлое лечение, ему нужна помощь людей из ближнего круга. Любая помощь. Но не каждый может о ней просить и не каждый догадается, что именно нужно тому, кто сейчас проживает сложный этап. Не знаю, что бы
я делала раньше, если бы – не дай Бог – кто-то из моих друзей и знакомых, например, заболел раком и проходил химиотерапию. Ограничивалась бы я дежурными звонками, заканчивающимися непременными: «Держись! Я с тобой!», или ходила бы в аптеку, магазин, кормила, выводила на прогулки, не спрашивая, нужно ли человеку это?.. Конечно, простое внимание – уже много. Безусловно, кинуть денежку на счёт, хотя не просили, и написать: «Тебе на такси и лекарства. Назад не принимаю», или просто: «Обнимаю» – это невероятно трогательно! Спасибо, люди, что у меня это есть!
И я очень благодарна, что поддержка идёт с разных сторон. Причём – больше оттуда, откуда не ждала. А откуда ждала – не так, как мне бы хотелось. Но это уже мои заморочки. Болезнь учит видеть в людях хорошее и принимать, что все разные – в силу своего жизненного опыта. Поэтому не нужно ждать от кого-то конкретных шагов и расстраиваться, если они не происходят. Надо говорить, чего бы тебе хотелось. Вряд ли откажут. А если откажут – тоже хорошо. Болезнь очищает от ненужного. Я не хочу, чтобы кто-то, прочитав эти строки, вдруг почувствовал вину или подумал, что его в чём-то обвиняют. (Хотя, признаюсь, когда начала писать этот текст, желание было именно таким, но быстро улетучилось с приходом осознания.)
Я хочу, чтобы вы знали – я очень рада, что каждый из вас есть в моей жизни, потому что мы – одно целое, и каждый нужен друг другу для того самого опыта. Благодарю и обнимаю каждого #ракнеприговор #рак #онко #онкология #человекунуженчеловек»
«Люблю свой остров в любую погоду и при любых обстоятельствах».
«Сегодня я испытала #самыйчистыйкайф Такое единение с природой, с Тем, Кто создал всю эту красоту, что любовь и благодарность просто переполняют меня. Хочу сохранить это чувство надолго, да будет так».
«Взяла за привычку каждый день проходить хотя бы 10000 шагов. В нынешних условиях каждый раз это большое достижение. Это время, чтобы понять, как много тебе дано и как важно это ценить…»
«Немного моего волшебного утра. Благодарю Бога за каждый новый день и за то, что вокруг меня столько добрых и отзывчивых людей. Люди, спасибо вам!»
«Счастье – это радость просто быть.
Жить не до и после, а в моменте.
И за всё судьбу благодарить.
Доверять, как могут только дети.
А невзгоды – пузыри из мыла:
Отпускай и позволяй им лопаться.
Это очень просто – быть счастливой,
И летать, не опасаясь грохнуться…»
Она ушла 29 сентября, утром… После тяжёлой болезни. Ей было всего 35… Мы прощались с ней 1 октября во Владимирском соборе.
Светлая, яркая, талантливая, умная, красивая, жизнерадостная… Такой мы её запомним! Вечная, добрая память… Любим и безгранично скорбим…
Анна Макарова
Она боролась до последнего дня
Мы с Лизой проработали вместе не так долго, чуть больше трёх лет. О том, что она была отличным профессионалом, наверно многие расскажут. Она действительно была прекрасным журналистом, с острым пером, с нетривиальным подходом, умеющая просто и увлекательно рассказывать о простых и сложных вещах. Но сейчас речь не об этом.
Два года назад Лиза попала в больницу, и тогда она никому не сказала, насколько серьёзен диагноз. А после операции жила, как и до этого, ярко и свободно, радуя близких и друзей.
А потом случился рецидив, и тяжёлую болезнь было уже не скрыть. Именно тогда Лиза показала нам пример такого мужества, философского отношения к жизни, что дала фору всем – и более сильным физически, и тем, кто старше её по возрасту. Мужество Лизы ещё и в том, что, даже когда шансов уже оставалось немного, она боролась до последнего дня. Она делала это ради близких, ради дочери, чтобы побыть с ней как можно дольше.
Невероятная несправедливость, что уходят такие молодые. Думаю, мужество и духовная зрелость Лизы – это и есть тот главный «ген», который она передала своей дочери.
Елена Янкелевич,
журналист Федерального агентства новостей
Книга о нашей Лизе
В Кронштадте всегда ветрено и весело. Я люблю приезжать сюда, потому что на этом острове меня ждёт улыбчивая, умная и необыкновенная Лиза.
У неё много друзей, и она удивительным образом собирает вокруг себя самых разных людей. Лиза нравится журфаковцам, к Лизе очень хорошо относятся на работе, Лизу любят её близкие люди из Кронштадта. Иногда она так забавно смеётся, будто бы стесняясь того, что её развеселило.
Странно, но сейчас я уже не могу вспомнить, с чего началось наше общение. Скорее всего, мы сошлись на почве музыкальных предпочтений. А ещё у меня, Лизы и нашей подруги Юли на журфаке было что-то типа поэтического кружка – мы писали стихотворения, давали друг другу почитать и обсуждали наши произведения.
Но слагать слова в рифмы – не единственный талант, которым Лиза обладала. Она очень хорошо рисовала и успела показать мне, что даже столь далёкий от изобразительного искусства человек, как я, может стать автором картины. На свой 34-й день рождения Лиза позвала меня и двух своих подруг на мастер-класс по изображению пейзажа. Наверное, только она могла сделать так, что подарки, да ещё и такие необычные, в её праздник получили гости.
Честно говоря, мне сложно уместить всё о Лизе в небольшой текст. Она была и остаётся тем человеком, который, как бы пафосно это ни звучало, достоин целой книги. Именно книга была её целью в последние недели жизни. Я до последнего верила, что Лиза ещё напишет свой роман или автобиографию, и я очень хотела прочитать это произведение, потому что не сомневалась, что это будет круто и очень интересно, но…
Теперь книгу о Лизе продолжаем писать мы – её родные, близкие и друзья. Мы создаём её биографию своими мыслями, светлыми воспоминаниями, весёлыми и трогательными историями. И я счастлива, что в Лизиной книге нашлось место и для моей главы. Лизонька, ты мой друг навсегда.
Марина Бойкова (Третьякова),
Федеральное агентство новостей
«Я написала текст по всем правилам»
Есть неизъяснимое наслаждение в том, что ты работаешь в команде с людьми разного возраста. Как в семье. Старшее поколение – твой тыл, твоя оборона, ровесники – твой строй, твой локоть. Молодёжь – твоя совесть. Именно молодёжь промывает твой замылившийся взгляд, снимает шелуху стереотипа и обновляет взгляд на мир. Так было с нашей Лизой. Забежит после занятий в университете:
– Я написала текст по всем правилам, как учили…
Она охотно делилась всем, что узнавала от преподавателей факультета журналистики. Именно от неё, от Лизы, мы узнавали о современных направлениях в журналистике и по её совету читали полезную для создания газеты литературу. Удивлялись её быстроте и конкретности. И когда Лиза из редакции местной газеты перешла в интернет-издание Санкт-Петербурга с пониманием говорили:
– Выросла девочка… Надо развиваться… Далеко пойдёт…
А теперь нашей черноглазой Лизе мы несём белые цветы и венок из белых лилий и белых роз… Скорбим…
Надежда Рыбакова
Будем помнить
Простейшие понятия испокон веков существуют: честность, ответственность , доброта, милосердие, а попросту – порядочность. Порядочный человек – значит можно доверять, значит можно надеяться. Во всём. И всегда. За это Лизу нашу мы и любили. Вернее – любим. Мы любим и помним Лизу Садкову – высокую духом и чистую помыслами и поступками девочку. И будем помнить всегда.
Лидия Куликова
Больно и горько
Ровесница и коллега, она всегда восхищала своей уверенностью, крепкой журналистской хваткой, энергией, лёгкостью, а главное – интересом к таким не девичьим темам. Когда все мои знакомые молодые девушки хотели писать о выставках и кино, Лиза с энтузиазмом шла на интервью в милицию, бралась за такие темы как коррупция, наркотики, шпана, уголовка. И делала это на «отлично». Неравнодушная, горячая, ищущая правду. Вокруг неё всегда было много таких же неравнодушных, активных и молодых. При этом, – оставаясь остро современной, передовой, – она всегда казалась мне старше своих лет.
В конце 2000-х сложно было представить газету без Лизы. Когда она ушла, долгое время в это не верилось.Теперь же не верится, что Лиза ушла навсегда. Журналистика была для неё тем единственным, выбранным на всю жизнь делом. Но как она раскрылась, став мамой! Сколько нежности, радости, тепла смогла подарить своей Нике. 10 лет назад в кронштадтском ЗАГСе она собрала всю редакцию на семейный праздник – имянаречение малышки. И вот сейчас, в Храме, прощаясь, мы снова почувствовали себя одной семьёй, семьёй «КВ». Как многое нас объединяет! Мы прощались с ушедшей вестницей… Больно и горько. Светлая память.
Серафима Белевич
Написать комментарий: