Хочу, чтобы дети знали и любили родной язык
Педагог из Кронштадта – в числе лучших учителей и воспитателей Санкт-Петербурга – победителей финального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Замечательно, когда обучением и воспитанием детей занимаются счастливые люди. Они транслируют свои эмоции, передавая воспитанникам интерес к знаниям, уверенность в себе и просто хорошее настроение. Такова Евгения Станиславовна Кормилицына, педагог-логопед детсада № 13. Поводом к встрече стало её участие в XIV Всероссийском конкурсе в области работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя». Работа называлась «Не будет наследства другого главнее, чем русское слово». Вот что она рассказала:
– Я не ищу конкурсов, они меня сами находят. У меня был готовый материал по привитию детям любви к родному языку. Я с ним выступала на районном конкурсе педагогического мастерства. И руководство детского сада предложило участвовать во Всероссийском конкурсе, поскольку тема подходит к его идее. Я – логопед, больше занимаюсь коррекцией, но не могу пройти мимо слова бранного, болит сердце, когда у детей бедный словарный запас.
А ещё я столкнулась с тем, что дети не могут ответить на, казалось бы, простой вопрос: на каком языке мы говорим? Про английский они знают, потому что их водят в группы на дополнительные занятия. И я начала привлекать их внимание к происхождению слов. Например, почему день недели называется пятницей. Догадались: потому что пятый! Радовались открытию!
Она очень любит свой детский сад, хотя сама воспитывалась дома. Впрочем, сидела с ней бабушка, которая была первым «Заслуженным учителем школы РСФСР» в Кронштадте, делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве в 1968 году. Видимо, воспитание дало свои плоды.
– Я работаю с детьми, у которых тяжёлые нарушения речи, а это значит, страдают и лексика, и грамматика. Такие ребятишки зачастую не имеют языкового чутья. Например, не могут образовать от существительного «стекло» прилагательное «стеклянный». Есть медицинские причины сбоя. И таких детей становится больше. Важно не только видеть проблему, но и понимать её причины.
В Кронштадте она руководит объединением логопедов, и посчитала нужным привлечь науку, пригласив нейропсихолога из института педиатрии, с которым педагоги обсуждали речевые и поведенческие проблемы детей. Телевизор и компьютер – бич для развития речи. Иногда в разговоре с родителями выясняется, что в семье телевизор работает постоянно, а гаджеты дают детям ясельного возраста, да ещё и умиляются, что ребёнок умеет их включать.
Можно ли читать детям о войне? Можно, считает Кормилицына, но то, что соответствует их возрасту. Один папа сказал: зачем им это? Рано ещё. А «стрелялки» с горами трупов в компьютерных играх не рано? Дети многое способны понять, если это затронет их душу. Ещё она поняла:
– Ребят мало слушают дома! Они просто требуют внимания, чтобы их слушали. Я на сайте нашего детского сада публикую короткие лайфхаки (нечто вроде полезных советов) для родителей, чтобы помочь им правильно учить ребёнка. Есть простые игры, которые не занимают много времени, а развивают и заинтересовывают детей.
Евгения Станиславовна – человек эмоциональный, так что до детей ей несложно достучаться. Она с восторгом рассказывает о своих воспитанниках, вспоминает забавные и поучительные эпизоды. Смеётся: «Бабушка переживала, что детям будет трудно выговаривать «Евгения Станиславовна», а дети моё имя говорят нараспев, по слогам».
Она родилась в Кронштадте, училась в 424-й школе, где были замечательные педагоги:
– Я попала в первый педагогический класс – их начали открывать в Санкт-Петербурге. Хотела учить детей в начальной школе, но так случилось, что поступила на факультет коррекционной педагогики. У меня была серебряная медаль, а туда брали даже без экзаменов, по аттестату. У нас была широкая программа, в результате чего мы получили представление обо всех проблемах, которые встречаются у детей. Было много практики с тяжёлыми детьми. Мне всё было интересно! Поэтому я уже не думала про начальную школу. Был дан мудрый совет – пойти на логопеда, это означало быть очень востребованным специалистом.
На 5-м курсе она пришла в этот детсад, тогда № 10, где заведующей была Тамара Николаевна Хилюк. Пришла – и пришлась ко двору, на целых 23 года! Профессионального выгорания у неё нет и в помине. Евгения Станиславовна увлечена работой, глаза горят, идей масса. Где-то уловила идею маленького переносного музея и сама сделала музей в чемодане – на основе домашнего фотоальбома и семейных реликвий военного времени. Дети любят сюрпризы и неожиданности. Первой в Кронштадте стала использовать чудо-ручку – говорящую ручку-знаток. И сама с детской радостью демонстрирует её возможности. Поэтому неудивительно, что выглядит Евгения Станиславовна так молодо, не верится, что её первые воспитанники уже окончили вузы! Медаль «За гуманизацию школ» ей в 2007 году вручала Валентина Матвиенко, тогда губернатор Санкт-Петербурга. Есть ещё награда «Почётный донор России».
– Я их никогда не надевала, – улыбается Евгения Станиславовна, – а в Москву взяла с собой. Подумала, что на встрече в Госдуме они будут уместны. В Москве нас тепло встречали, было много интересного и полезного общения с коллегами. И я впервые побывала на концерте в Кремлёвском дворце».
Галина Маркина
Фото автора
Написать комментарий: