Он был настоящим патриотом Кронштадта

В самом конце минувшего года пришло скорбное известие – ушёл из жизни Борис Иванович Ильин, наш многолетний внештатный корреспондент, краевед, горячий активист различных общественных движений в Кронштадте.

Он страстно любил родной город, хорошо знал его славную историю, был членом общественного комитета «За правду о Кронштадте», организованного в конце 80-х редакцией газеты «Смена»; это именно он одним из первых заговорил о возвращении «Рабочему Кронштадту» – как единственной городской газете – исторического имени – «Кронштадтский вестник».
Удивительно скромный, добрый, отзывчивый человек. Такого преданного читателя нашей газеты, каким был Борис Иванович, наверное, более не сыскать – в последние годы он жил в Петербурге, но за каждым новым номером «КВ» специально приезжал в Кронштадт. Непременно заходил в редакцию, рассказывал о своих поездках по стране, делился впечатлениями, горячился по поводу проблем и радовался добрым новостям. Получая свежие номера газеты неизменно говорил: «Я без «Кронштадтского вестника» жить не могу!»
Мечтал увидеть на табличках кронштадтских улиц возвращённые исторические имена. Надеялся, что появятся в Кронштадте, наконец, два самых долгожданных памятника – жертвам 1921 года и поэту Николаю Степановичу Гумилёву; был активным членом соответствующих общественных движений.
Вспоминает одноклассник Эдуард Иванович Панкратьев:
«… Опалённое войной детство. Всю блокаду он пережил в Кронштадте, чудом остался жив – при артобстреле снаряд попал в угол дома, где жила семья.
В 1952 году закончил 7 классов 422-й средней школы, а в 1954 году – Ремесленное училище № 10 по специальности «токарь». В этом же году был принят в цех № 5 Морского завода токарем 4-го разряда. В 1956 году был призван в армию и сразу же отправлен на целину в Казахстан. Заканчивает воинскую службу в городе Дзержинске Горьковской области в 1959 году. Там знакомится с будущей женой Аллой.
Борис Иванович был счастливым отцом троих детей: дочери Ирины и близнецов-сыновей – Дмитрия и Михаила.
В 1975 году Борис Ильин возвращается в родной город. Он очень любил Кронштадт, гордился им, изучал его историю, писал заметки в «Рабочий Кронштадт», а после перименования – в «Кронштадтский вестник».
И в цех № 5 вернулся, продолжил работать токарем. Свою рабочую профессию любил, очень ценил родной завод…
И в то же время с огромной охотой занимался общественной работой – был краеведом, общественным корреспондентом, встречался с интересными людьми в разных городах нашей страны. Всё это было ему очень по душе. Он жил этим. Неравнодушный, горячий, деятельный. И одновременно – очень скромный, простой и доброжелательный в общении…
Память об Ильине Борисе Ивановиче останется в его добрых делах и поступках…»
Из воспоминаний сыновей – Дмитрия и Михаила Ильиных:
«Когда мы всей семьёй жили в Дзержинске, отец очень скучал по Кронштадту. Собирал вырезки из газет и журналов, если в них упоминался родной город; читал книги о Кронштадте, часто рассказывал нам о городе на острове Котлин…
Он был знатоком флота, особенно интересовался историей Балтийского и Черноморского флотов, был знаком со многими адмиралами и флотскими офицерами.
Однажды в Дзержинск из Ленинграда приехал на гастроли вместе с «Ленконцертом» конферансье, артист театра и кино Герман Тимофеевич Орлов. Тоже кронштадтец. Он выступал с творческой группой на сцене Дворца культуры химиков. И, конечно же, отец с ним познакомился. Они сразу нашли общий язык, оказались не только земляками, но и родственными душами. Оба из Кронштадта – им было о чём поговорить!
Герман Орлов во время войны жил на Советской улице, отец – в доме на пересечении Гражданской и Посадской улиц. Отец Орлова служил на подводной лодке в должности врача, наш дедушка был офицером-связистом….
С того времени они дружили всю жизнь. Часто перезванивались. Мы с отцом были в гостях у Германа Орлова в Ленинграде. Герман Тимофеевич много рассказывало своей жизни, о творчестве…
Отец был знаком со многими интересными людьми: поэтом Николаем Флёровым, Борисом Георгиевичем Старком (сыном Старка, который служил на крейсере «Аврора» в царское время); Дмитрием Ивановым, участником революции, служившим на линкоре «Гангут», который написал две книги воспоминаний о своей службе. Он переписывался с участником Кронштадтского мятежа в 1921 году Ермолаевым, одним из последних оставшихся в живых «мятежников» в те годы, а также – с членом экипажа подлодки С-13, рулевым сигнальщиком Геннадием Зеленцовым, оба они жили в Горьком.
На Серафимовском кладбище отец нашёл заброшенную могилу капитана 1 ранга Коваленко Якова Спиридоновича, командира БЧ-5 с подлодки С-13, участника «Атаки века», и организовал работы по приведению её в порядок.
Он сотрудничал с несколькими музеями, собирал и передавал им документы, письма. фотографии, экспонаты…
Всю блокаду проживший в Кронштадте, он не дожил до 75-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады совсем немного…»
Мы будем всегда помнить Вас, дорогой Борис Иванович! И будем надеяться, что все Ваши мечты обязательно исполнятся.

Редакция «КВ»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: