Кронштадтский мальчик в большом балете
Фото Даниила Рабовского
Юрий Смекалов с мамой, дедом и братом Ярославом (на пушке) в Кронштадте
В свои 38 звезда балетного мира Юрий Смекалов – солист и балетмейстер Мариинского театра, в прошлом один из ведущих артистов Театра балета Бориса Эйфмана, хореограф и режиссёр, даёт мастер-классы, снимается в клипах, придумывает хореографию для выступлений спортсменов Сборной России по фигурному катанию. В 2018-м отметил 20-летие творческой деятельности. Начало же этому славному пути было положено в Кронштадте. Именно отсюда в 1990 году мальчика повезли на экзамены в знаменитое училище имени Вагановой, поступив в которое, он открыл для себя яркий и волнующий мир сцены.
О детстве, проведённом на острове Котлин, Юрий вспоминает с особой теплотой. Тут у него есть родные адреса. И с некоторыми друзьями из своего дворового кронштадтского детства он до сих пор перезванивается – держит связь.
– Кронштадт – это лучшее детство, которое может случиться. Островная жизнь вдыхает в тебя вкус свободы. Ощущение, когда вокруг вода и ветер – это прекрасно. Я без воды жить не могу.
Врачи Смекаловы жили на улице Карла Маркса, за Гостиным двором, а потом в доме 22 на Урицкого, теперь она Посадская. Папа – Александр Стефанович – анестезиолог, создатель отделения реанимации в кронштадтской городской больнице. Мама Татьяна Николаевна – педиатр. В семье трое сыновей. Юрий – средний. Учился в 422-й школе. Во дворе пользовался авторитетом. И сам своё детство называет хулиганским.
– Однажды мы с одноклассником прямо с продлёнки уехали на форт Шанс, мне было тогда 7 лет – в итоге нас искали с милицией. Летом обязательно играли в футбол. Зимой гоняли в хоккей. Занимался в клубе «Котлин». А ещё был чемпионом по плаванию, играл на домре и фортепиано, рисовал. Меня на всё хватало. Всё нравилось.
Жизнь кардинально изменилась с поступлением в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Идея отдать мальчика в балет принадлежит маме.
– Мама мечтала стать балериной, закончила музыкальную школу,… но поступила в медицинский. Когда пошли разговоры о Вагановском училище, я туда не хотел. Но родители сказали, что там будет весело. И вот в 10 лет я оказался за кулисами Мариинского театра. Всё можно трогать: все эти полуобъёмные декорации, которые выглядят как настоящие, оказалось, сделаны из дерева, папье-маше. И всюду коридоры, коридоры, похожие на катакомбы… В меня выстрелило! Я решил остаться!
Юрий Смекалов играл за клуб Котлин. Фото из семейного архива
– Как в Вашей мальчишеской дворовой компании восприняли новость о балете? Друзья не смеялись?
– Нет, ребята знали: раз Юра так делает, значит так надо. И я 4 года ездил на занятия из Кронштадта.
10-летний мальчик из Кронштадта на учёбу ездил один. На метеоре – красота. Другое дело на автобусе зимой – 2,5 часа в одну сторону.
– Мама занимала очередь в 6 утра. В 7.45 брат по дороге в школу отмечался в этой очереди. Потом приходил я. Когда было совсем трудно – жил то у бабушки, то в интернате при училище.
Юрию было 14, когда в 1994-м семья переехала на Большую землю.
Окончив Академию русского балета в 1998-м году, Юрий Смекалов был принят в Театр балета Бориса Эйфмана, спектакли которого чаще основаны или на классической литературе, или посвящены историческим фигурам. Юрий танцует главные партии в балетах «Дон Кихот, или Фантазии безумца» (Дон Кихот), «Чайковский» (Чайковский), «Карамазовы» (Иван), «Русский Гамлет» (Павел), «Дон Жуан и Мольер» (Дон Жуан), «Анна Каренина» (Вронский). По итогам сезона 2007–2008 за образ Тригорина в балете «Чайка» получает главную театральную награду страны – «Золотую маску».
– Чему Вас научил Театр балета Бориса Эйфмана?
– Научил меня работать, объективно мыслить и не бояться высказывать собственные мысли. Когда танцуешь в спектаклях, созданных на великолепной литературной основе или посвящённых историческим личностям – это обогащает. Было прочитано огромное количество книг. «Братья Карамазовы» прочёл трижды. После первого раза появились вопросы, после второго – ответы. А потом начался поиск тех средств, через которые твой образ сможет стать максимально выпуклым, живым… В Мариинском театре так работать сложнее. Хотя я с солистами всегда обсуждаю всё, что связано с произведением, над которым работаем. Прошу их читать критические отзывы, изучать историю постановок.
– Какой театр сегодня Вы считаете своим домом?
– Сейчас это Мариинский театр. От Эйфмана я ушёл, потому что мне там стало одиноко. В своих постановках Эйфман транслирует только свои собственные переживания. Я просто устал от его внутреннего мира.
С 2009-го Юрий Смекалов в труппе Мариинского театра. Исполняет партии в классическом репертуаре – это балеты Мариуса Петипа («Жизель», «Лебединое озеро», «Корсар»), Михаила Фокина («Жар-Птица», «Петрушка»), Леонида Якобсона («Шурале», «Спартак»), Ростислава Захарова («Бахчисарайский фонтан»), Джорджа Баланчина («Драгоценности», «Сон в летнюю ночь»), Юрия Григоровича («Легенда о любви»). В то же время танцует в постановках с современной хореографией Алексея Ратманского («Конёк-Горбунок», «Анна Каренина», «Золушка»), в балете Михаила Шемякина «Щелкунчик» создаёт образ Дроссельмейера, на премьере исполнявшийся Антоном Адасинским, основателем пластического театра «Дерево». В 2011 году роль в балете «Парк» приносит Юрию Смекалову «Золотой софит» – высшую театральную премию Петербурга.
В жизни Юрия было разное. Много работы. Яркие роли. Лучшие сценические площадки. Были и серьёзные травмы – из-за колоссальных нагрузок, танцуя в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» главную партию, Юрий повредил позвоночник, два месяца был прикован к кровати и выпал из работы почти на два года. Но трудности ещё больше закалили характер. А забота близких помогла вернуться на сцену.
В балете «Анна Каренина» (Вронский)
– Как сильно нужно любить балет, чтобы в нём выжить?
– В театре как в спорте. Сколько поломанных судеб! А сколько счастливых! Жить без сцены не смогу – не важно в какой роли я там буду, в качестве постановщика или артиста. Это образ жизни. Это вечный процесс. Не нужны ни награды, ни деньги, когда есть этот процесс – тогда я чувствую, жизнь удалась.
Энергичный и неугомонный Юрий Смекалов окончил хореографическое отделение Академии русского балета. С 2008-го работает как хореограф.
– Как удаётся совмещать работу танцовщика и постановщика?
– Пока во мне уживаются оба. Но скорее всего скоро я изживу из себя танцовщика. Очень трудно и танцевать, и сочинять хореографию, и ставить. А ещё очень важно не пропустить тот момент, когда нужно уйти, чтобы не насиловать зрителей своим присутствием.
Фото со спектакля «Солярис»
Сегодня под началом Юрия Смекалова существует творческое объединение «M. A. D. Company», которое помогает артистам реализовать себя и предлагает театрам уже готовый спектакль. Один из таких проектов – ошеломляющий спектакль «Солярис» в «Приюте комедианта», премьеру которого шумно обсуждали в прошлом театральном сезоне. В основе – культовое произведение Станислава Лема. На сцене – сильнейшие артисты разных балетных школ Москвы и Санкт-Петербурга – из Большого, Мариинского, Михайловского театров и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Звучит космическая, сюрреалистическая музыка Бхимы Юнусова, специально написанная для проекта.
– Изначально мне хотелось поставить «Солярис» в Планетарии. Хотя «Солярис» – это же не космическая одиссея. Лем писал о Боге, о вере, о том, что нас объединяет. Но кто сегодня будет говорить о Боге? Гораздо удобнее оформить высказывание в обёртку космического путешествия… Я изучал, как относился Лем к творениям Тарковского и Содерберга, думаю, наш спектакль ему бы понравился.
– Над чем хотелось бы работать в будущем? Чем удивите поклонников вашего смелого таланта?
– В планах – создавать спектакли, в которых артисты балета будут… говорить. Я люблю драму, смотрю и изучаю её законы. На данный период самым крепким режиссёром нового театра является для меня Андрей Жолдак.
– Как сложилась судьба остальных братьев Смекаловых?
– Старший брат Ярослав – инструктор по лечебной физкультуре. А младший Валерий Смекалов – актёр! Снимается в кино, у него своя студия звукозаписи. У нас 9 лет разницы. Можно сказать, мой пример во многом на него повлиял.
– Если Ваши дети решат пойти на сцену, отговаривать будете?
– Дочь Злата с 4-х лет занимается балетом, поступила на подготовительное отделение в Вагановское училище. Сейчас ей 9. Считаю, для девочки это прекрасная профессия. А если сын Стефан захочет стать танцовщиком, я не буду против. Но прежде всего хочу вырастить из него человека, который умеет за свои поступки нести ответственность, а потом уже пусть будет профессионалом в том деле, которое выберет. Я благодарен жене Владе – если бы у меня не было этого тыла, я бы просто не смог всё, что есть в моей жизни, тащить. Я понимаю, им со мной нелегко. Как говорит моя жена: мы замужем за Юрой, а Юра женат на искусстве.
– И всё же у Вас есть жизнь вне балета? Как Вы отдыхаете?
– Если честно, у меня нет выходных. Если я в отпуске и не занимаюсь мастер-классами, виндсёрфингом или не учу детей плавать – день прожит зря. На день рождения друзья обычно желают: «Юра, научись расслабляться, напрягаться ты уже умеешь». Я езжу на мотоцикле. Кстати, с его приобретением стал чаще бывать в Кронштадте – мчаться летом по дамбе одно удовольствие. Когда приезжают друзья, я обязательно везу их в Кронштадт. И вот, что заметил: если у человека нет ни капли романтизма, то Кронштадт не для него. Его способны оценить романтики. Это чистый, красивый город. И для меня – это Родина.
Беседовала Серафима Белевич
Написать комментарий: