Призраки потерянных зданий

Предлагаем совершить экскурсию по Кронштадту, на улицах которого возвышаются во всём своём великолепии здания, навсегда оставшиеся в далёком минувшем – призраки архитектуры старого города, воспоминания о которых хранят дореволюционные фото и открытки. Как бы выглядели знакомые всем нам уголки города, если бы все эти здания сохранились. Историческая реконструкция Евгении СТЕЛС.

Когда оборачиваешься назад, пролистывая страницы истории, возникает щемящее чувство сожаления. Жаль, когда погибает что-то красивое. Эти здания являлись украшением города, частью его жизни.
И возникает желание восстановить всю эту утраченную красоту, чтобы призраки ожили и заняли своё прежнее место. Иногда это случается, погибшие здания возрождаются, и в этот момент происходит настоящее чудо. Но многое из утраченного восстановить невозможно. Одно можно сказать точно: воссоздавать уже потерянное гораздо сложнее, чем сохранить то, что ещё живо. Очень важно современникам помнить об этом и беречь памятники архитектуры, беречь нашу историю.

Театр на Осокиной площади

В XIX веке на Осокиной площади (ныне – сквер им. Кирова) в Кронштадте существовал городской театр. Судьбу театра, к сожалению, счастливой назвать нельзя – пожар не единожды вмешивался в его жизнь, и однажды уничтожил окончательно.
Первое здание театра появилось 22 января (4 февраля) 1861 года. Простая деревянная постройка зимой не отапливалась, зрители в театре верхнюю одежду не снимали. 12 января (25 января) 1871 года здание сгорело. Через два года начали строить новое. Архитектором стал Вильгельм Виндельбандт – автор знаменитой ограды Летнего сада. Накануне открытия в 1874 году в Кронштадте вспыхнул сильный пожар. Деньги, собранные с первого спектакля, были пожертвованы пострадавшим.
Новый театр отвечал всем требованиям театрального строительства, вмещал до 900 человек. К сожалению, он просуществовал всего семь лет.
В ночь на 28 декабря (10 января) 1880 года роковой пожар унёс жизни 8 человек и оборвал театральную жизнь города. Чёрный скелет театра несколько лет стоял на площади. В конечном итоге его снесли.

Морская Богоявленская церковь

В восточной части острова Котлин, на «горе» (пересечение Пролетарской и Интернациональной улиц), находилась одна из старейших церквей Кронштадта – Церковь Богоявления Господня. Указ о её строительстве был издан лично Петром I в 1722 году. Освящение состоялось 24 мая (3 апреля) 1731 года. Автор проекта – крупный российский архитектор Иван Коробов.
Стиль храма в общих чертах напоминал Петропавловский собор. Деревянное одноэтажное здание, крестообразное в плане, с небольшой главкой в восточной части и 52-метровой колокольней на западе, которая служила своеобразным маяком для судов. Согласно воле Петра I внутреннее убранство храма соответствовало морской тематике. Деревянный резной иконостас сверкал позолотой, два ангела с короной в руках венчали царские врата, расписные своды украшала деревянная мозаика. В храме с самого его основания собирались редкости, связанные с историей флота.
К 100-летнему юбилею церкви власти планировали перестроить храм в камне и придать ему статус Морского собора, но средств не нашлось. Юбилей 31 мая (10 апреля) 1831 года Богоявленская церковь встретила в прежнем деревянном виде. В 1841 году здание разобрали до основания в связи с аварийным состоянием. В 1861 году решили, что пока идёт сбор необходимой суммы для возведения каменной церкви, нужно построить временную деревянную. 23 сентября (6 октября) 1862 года новый временный храм освятили на старом месте. Проект (на фотореконструкции) принадлежал архитектору Кронштадтского порта А. Кудинову. Созданное им здание с шатровой главкой и колокольней простояло в Кронштадте до 1932 года. Преемником традиций Морской Богоявленской церкви стал Никольский Морской собор на Якорной площади.

Римско-католическая церковь

В начале Николаевского проспекта (ныне – проспект Ленина) находилась Римско-католическая церковь Апостолов Петра и Павла. Её строительство было начато в 1837 году. В 1850 году, 6 августа, церковь была освящена. Храм был спроектирован по подобию древнеримского пантеона, что, безусловно, выделяло его среди прочих построек – каменные стены имели форму цилиндра, куполообразная крыша завершалась золочёным крестом, вход украшал портик с четырьмя колоннами. В 1930-е годы здание использовали под склад и газоубежище. В 1941-м взорвали, а то, что осталось, употребили для укрепления болотистого поля аэродрома истребительной авиации.

Историческая реконструкция Евгении Стелс

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: