«Участковый терапевт должен знать всё»

Раиса Петровна Куковкина – любимый врач многих кронштадтцев

Прожив в Кронштадте более полувека и заслужив уважение горожан своей работой участкового врача, Раиса Петровна Куковкина в душе сохранила любовь к своим корням, верность родной Белоруссии. И даже акцент у неё, лёгкий, но сразу замечаемый – оттуда. И до сих пор Раиса Петровна с лёгкостью переходит на белорусский язык, читает стихи белорусских поэтов. Так что у нашей героини две родины, одинаково важные. Белоруссия – это детство, посёлок Шумилино Витебской области.

22 июня наша страна отмечает День памяти и скорби, начало Великой Отечественной войны. Нет у нас семьи, которой не коснулось бы её жестокое обжигающее пламя. Вот
и у Раисы Петровны Куковкиной, несмотря на её долгий жизненный путь, именно военные воспоминания – самые яркие, страшные и из памяти – неизгладимые…
Самое жуткое детское впечатление – появление немцев. Рае всего пять лет, но она всё запомнит: треск мотоциклов, страх односельчан.
– Я стояла в палисадничке, был яркий солнечный день. И с запада появилась колонна фашистов. Они прибыли в район на трёхколёсных мотоциклах. И сразу же стали по-хозяйски открывать сараи, ловить кур – грабить народ. Так началась оккупация.
Отец Раи работал в райисполкоме, занимался осушением болот. Мамы Цветковы лишились ещё до начала войны. Уходя на фронт, отец всё оборачивался: душа болела за малышей. Дочка запомнила этот взгляд. Рая и маленький Валера остались с мамиными родителями.
С первых дней оккупации Белоруссии в тылу врага развернулось партизанское движение, которое день ото дня приобретало всё более широкий размах. К началу 1943 года в Белоруссии действовало 512 партизанских отрядов, объединявших более 56 тысяч партизан. Родной брат матери, Иван Парфёнович Шутин, стал начальником штаба партизанского отряда. Это сразу привлекло внимание к семье тех, кто служил оккупантам. Старики были арестованы. В тюрьму с ними попали и внуки. Тюрьмой стала бывшая конюшня, только сколотили нары. Кормили похлёбкой. Водили стариков на допрос. Клали на кушетку и били плётками. Допытывались, где сын, где партизаны.
– Мы с братом на это смотрели сквозь щели в стенах, – вспоминает Раиса Петровна. – А однажды всех взрослых увели, сказали: улицу подметать. С тех пор мы их не видели. Нам не сказали сперва, не хотели пугать, а потом уж мы всё узнали. Тела повесили на видном месте, чтобы люди, проходя мимо, касались их плечами. И таблички на груди – «семья партизана».
Брата с сестрой спас хороший человек: сообщил, что детей из тюрьмы хотят вывезти, вероятно, в лагерь. А в лагерях детей мучили, подвергали экспериментам, отчего они гибли. Такая участь ждала и Раю с братом. Родная тётя успела забрать сирот к себе, не побоялась, что и она может за это поплатиться.
Накануне Дня Победы по одному из каналов показали передачу об эпизоде спасения детей, отбитых у немцев партизанами, лётчиком Сашей Мамкиным. Он вывез из Полоцка ребятишек, которым была уготована судьба попасть в лагерь. Среди них могла быть и наша героиня. В конце 1943 года разведгруппа партизан Полоцко-Лепельской партизанской зоны Белоруссии проводила рейд. В деревне Бельчицы, под Полоцком, где размещался немецкий оккупационный гарнизон, было обнаружено много детей. Разведчики установили, что это воспитанники Полоцкого детского дома № 1. Об этом было доложено командованию партизанской бригады имени В. И. Чапаева.
Командование бригады приняло решение освободить детей и вывезти их в зону, контролируемую партизанами, для чего был разработан план операции, получившей название «Звёздочка». Но долго находиться на территории партизан дети не могли. Следующим этапом стала их переброска за линию фронта с временного партизанского аэродрома. Восемь рейсов прошли без потерь, а во время девятого самолёт был подбит, загорелся, но горящий пилот Александр Мамкин, терпя невероятную боль, не стал катапультироваться. Он сумел посадить подбитый самолёт и спасти детей.
Этот сюжет до глубины души потряс нашу героиню. Она вернулась в своё детство, вновь пережила то, что не могла забыть восьмилетняя девочка. «Но на запад, на запад ползёт батальон, чтобы солнце взошло на востоке…» Раиса Петровна запомнила и то, как стали гнать немцев с территории родной Белоруссии.
– Вот только что они были тут, играли на губной гармошке, чувствовали себя хозяевами, но началось наступление, и их погнали!
А мы оказались на линии фронта. Нас вместе с ранеными погрузили в машины и вывезли в Смоленскую область. В дороге мы слышали, как палили «катюши», как тряслась земля – наши наступали!
Жители стали возвращаться в сожжённые немцами деревни. Селились в землянках. Пожила в землянке и Рая. Школа тоже находилась в таких условиях.
– Я была слабая, учительница брала меня к себе и отпаивала молоком – у них была корова, – вспоминает Раиса Петровна.
Затем дети Цветковы попали в детдом. Рая – в школьный, а брат, брат потерялся! Затем был другой детский дом, а школу с золотой медалью Раиса окончила уже в третьем. После войны способных учеников отправляли учиться в вузы, так Раиса стала студенткой Витебского медицинского института. Кстати, брат тоже учился на «отлично», его позже отыскали. Брат поступил в Горный институт в Ленинграде.
В Кронштадт Раиса Петровна попала, выйдя замуж в 1960 году. Пришла работать участковым терапевтом, да так и укрепилась в мнении, что это самая главная работа в медицине. За свой труд получила звание «Отличник здравоохранения», была награждена орденом «Знак Почёта». Почему она такое значение придавала работе на участке? Раиса Петровна Куковкина объясняет:
– Очень важно не пропустить ни инфекции: корь, желтуху, скарлатину, ни острую хирургическую патологию, ни внематочную беременность. Узкий специалист – он смотрит или почки, или горло, а участковый терапевт должен знать всё. И поэтому постоянно нужно совершенствовать свои знания.
42 года проработала в поликлинике Раиса Петровна Куковкина. Случилось, что корреспондент «КВ» оказалась с ней в одной больничной палате, и видела, с каким почтением относились к Раисе Петровне коллеги, которые знали её по прежней работе. Как обсуждали её проблемы со здоровьем, советовались. Да и она сама, казалось, готова была приступить к лечению своих соседок по палате – так заинтересованно слушала каждого, кто нуждался в помощи, забывая о своих проблемах. Тут-то и узнал автор этих строк о её военном, детдомовском, трагическом детстве. Но Раиса Петровна вспоминает детдом как хорошую школу жизни.
– Были распределены обязанности: бригада по прачечной, бригада по дровам, по кухне. Иной раз девочки заменяли поваров. Были у нас шефы из лётной части, они к нам приезжали с подарками. Запомнился аккордеонист Саша Кравченко, он играл для нас, а другой лётчик катал ребят на мотоцикле. Был один хулиган на весь детдом, а остальные – хорошие ребята.
Раиса Петровна до сих пор помнит имена своих воспитателей, благодарна им за доброту и требовательность.
– Трудно без родителей. Своих детей я никогда ни в чьи руки не отдавала, даже в санаторий никогда не ездила.
Дочь Татьяна окончила биологический факультет ЛГУ, сын Александр – Высшее училище ВФМ. Есть внуки и даже правнуки. А вот здоровье подводит: трудно ходить. Но сила духа чувствуется в докторе Куковкиной. Ей и сегодня звонят бывшие пациенты: хорошие доктора бывшими не бывают. Она спрашивает о здоровье и готова дать совет.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: