Прощай, тополёк наш в красной косынке…

Памяти Раисы Николаевны Сухановой

Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.

Анна Ахматова

135 лет у школьной доски…

Мир умирает каждый раз с умершим человеком. 31 марта в возрасте 70 лет ушла из жизни Раиса Николаевна Суханова.
В течение 35 лет работала Раиса Николаевна учителем русского языка и литературы в школе  № 423. 35 лет у школьной доски… Сколько же это учеников!
В нашей памяти она неизменна. Стройная, как будто стремящаяся ввысь, в возвышенность литературы. Балетная выправка, всегда прямая, ровная спина: по первой специальности Раиса Николаевна – хореограф. Строгая, пунктуальная. На работе каждый день – за час до начала занятий. Думы – всегда о работе. Никто так и не вспомнил, была ли она хоть раз на больничном. За 35 лет, кажется, был первый и единственный больничный, с которого она уже не вышла… Умерла, как и жила, учительницей.
Учительницей она была и дома: с дочерью, с внуком. Сеяла разумное, доброе, вечное. Как бывала счастлива, когда семена прорастали! Радовалась, гордилась до слёз успехами учеников: этот победил в конкурсе, тот стал призёром олимпиады. Когда её ученики выбирали жизненный путь, связанный с искусством: актёрство, музыка – и благодарили её за уроки литературы, не было для неё большей награды. Она всегда хотела добраться до вершины. Очень переживала, что компьютерные навыки даются не так быстро.
Раиса Николаевна любила всех учеников так, как любила своих родных. Была требовательна, ругалась с ними. Но… Почему-то двоек нет. «Как же так? Ведь вы же говорили: тут плохо, здесь?» «Он исправил, сдал всё, двоек нет», – в этом вся Раиса Николаевна.
Несмотря на внешнюю строгость, она на самом деле была ранима, даже беззащитна. «Тополёк мой в красной косынке» – это айтматовская метафора как будто о ней. Юный, хрупкий, но всегда прямо и упорно тянущийся вверх тополёк…
Ушла она быстро, упала, как подрубленное деревце. Болезнь сразила её. Но до последних дней (в прямом смысле слова) она всё делала дома как обычно. Скрывала свою нечеловеческую боль от мужа, чтобы не ранить его переживаниями. Надеялась выйти к своим ученикам и, как всегда, начать урок. Не будет больше её уроков… Но они останутся в её учениках. Никогда не забудут они эту трогательную, скромную учительницу, которая так любила их, любила по-настоящему русский язык и литературу, верила, что прорастут семена…
А для нас, её коллег, она была человеком, с которым мы бок о бок шли по трудному учительскому пути столько лет. Вёрсты, эпохи, тысячи детских судеб… 35 лет у доски… И ушла от доски.
Прощай, тополёк наш в красной косынке…
А за окном шелестят тополя… Одного деревца нет больше на земле…
Но Раиса Николаевна Суханова навсегда останется в памяти людей, для которых она жила. Ведь она никогда не жила для себя. Всегда — для других.

Коллектив 423-й школы

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: