Мудрость творческого начала
Люди – это всегда дети своих матерей…
Без Матери – нет ни поэта, ни героя.
А. М. Горький
И творец победил…
Когда Софии Кувайкиной предложили в 1971 году, а ей только исполнилось 25 лет, создать детскую художественную школу в Кронштадте (единственную в городе и пятую в Ленинграде) и возглавить её, первым импульсивным действием был отказ. Духовный мир свободно мыслящей личности восстал против традиционного образа чиновника советского периода нашей истории. В Комитете по культуре Софии предложили посетить выставку детских работ первых, тогда только созданных в Ленинграде, художественных школ. И творец победил в непростом решении избрания жизненного пути.
Метод осуществления замысла был выбран верно, в чём можно убедиться по прошествии сорока пяти лет. Такой грандиозный проект могла осуществить только энергетически мощная личность, художник, мыслящий образами. София Кувайкина не руководила, не управляла, а создала образ учебного заведения. И сделала его жизнеспособным, придумав все его составляющие: прекрасные светлые мастерские, тщательно продуманные, изысканные интерьеры, шикарный выставочный зал, а главное: атмосферу, в которой творят дети и художники-преподаватели. По сути, это миры, вкладывающиеся в один большой мир, как в матрёшку. Этот Образ мира, сотворённый Софией Кувайкиной, существует и радует всех её многочисленных учеников, выпускников, друзей, знакомых и гостей города из разных стран.
Цифра «5» оказалась для Софии счастливой. Детская художественная школа № 5 Кронштадтского района города Ленинграда, а ныне Санкт-Петербургская детская художественная школа им. М. К. Аникушина, считается одной из ведущих школ Северной столицы. Она богата созвездиями лауреатов, победителей и участников международных и всероссийских конкурсов. Выпускники школы поступают и успешно заканчивают высшие и средние художественные заведения Санкт-Петербурга.
Когда директор продолжает рисовать
Основным критерием для успешной преподавательской деятельности, по мнению Софии Михайловны, является творческая потенция художника-педагога, постоянное участие его в художественной жизни города и страны. Только таким образом преподаватель может донести творческий импульс до своего ученика.
Сама София Кувайкина много и плодотворно работает как художник. Её произведения наполнены романтикой белых ночей, поэзией цветов и трав скромной северной природы, петербургской интеллигентностью, тонким и чутким ощущением окружающего мира. Манера исполнения легка и непринуждённа в изысканных акварелях, пастелях и печатной графике. Член Союза художников России, Заслуженный работник культуры София Кувайкина – постоянный участник городских, российских и зарубежных выставок. Интерес к различным проявлениям искусства в окружающем мире делает творчество художницы ещё более многогранным. Она как истинный творец преобразует окружающее пространство в свой мир эстетики и изящества. Мудрая чуткость, духовная целостность господствуют здесь.
Необходима преемственность поколений
В детском творчестве Софию Кувайкину восхищает способность детей удивляться, открывать красоту там, где взрослые её и не замечают. Это роднит художника и ребёнка. Детские работы интересны ещё и потому, что авторы создают их исключительно ради удовольствия, познания себя и окружающего мира.
Нет ничего случайного в этом «подлунном» мире. Всё предопределено. Невозможно возродить духовность из ничего. Необходима преемственность – духовная преемственность поколений.
Дед Софии Кувайкиной – священник. В 1932 году репрессирован. У внучки каким-то мистическим образом сохранились его письма, написанные изящным каллиграфическим почерком и адресованные жене и сыну. Впоследствии дед стал учителем математики в сельской школе Воронежской области. Мама Софии Михайловны – Валентина Герасимовна – всю свою жизнь посвятила профессии преподавателя русского языка и литературы. Это был человек необычайной души, огромного литературного и педагогического таланта. А ещё у неё был чудесный звонкий голос, который во время Великой Отечественной войны помогал бойцам идти в бой и побеждать. Валентина Пальцева (Рейлли) воевала
в музыкальном взводе.
Составляя литературное наследие матери для последующего издания книги, София Кувайкина нашла аккуратно переписанное Валентиной Герасимовной стихотворение Константина Симонова, где как в зеркале отразилась её судьба:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
…Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
В окружении книг, в атмосфере любви к театру…
Детские годы Софии – это послевоенный Ленинград, Васильевский остров. Отец погиб. Мама, несмотря на трудности, продолжает учёбу в Литературном институте. У неё литературный талант. Она пишет стихи и прозу. Валентина Герасимовна Рейлли растила дочь в окружении книг, в атмосфере любви к театру, часто вывозила Софию на прогулки в пригороды: Павловск, Пушкин, Ораниенбаум. Детская любознательность, живость ума развились в постоянно жаждущую знаний пытливую личность.
Будучи уже сама директором детской художественной школы, София Кувайкина продолжала учиться в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. И в это же время появляется на свет её первенец. Во время сессии приходилось мчаться с одного конца города на другой для того, чтобы кормить грудного ребёнка.
Познать и испробовать всё
В этом её суть: несколько дел одновременно, всё интересно познать и испробовать, да ещё удовольствие от этого получить. Этим объясняется нежелание принадлежать только секции графики в Союзе художников. «Эх, государство маловато – разгуляться негде!»
В её школе художники-педагоги обучают детей рисунку, живописи, станковой композиции, скульптуре, декоративно-прикладному искусству. Сама София с огромным желанием познаёт секреты акварели, пастели, печатной графики, масляной живописи, скульптуры и обжига в муфельных печах, резьбы по кости, плетения гобеленов. Какой бы материал ни избрала София Кувайкина для воплощения своих замыслов, всё выходит легко и непринуждённо, а главное профессионально.
Римма Ремишевская,
ученица С. М. Кувайкиной, выпуск 1983 года
Написать комментарий: