Как стать Катериной Великой?
Екатерина Ильинична Цехместер только что отметила 80-летие со дня рождения и 55-летие своей трудовой деятельности в качестве доктора. Родилась в крошечной деревеньке в многодетной семье. Профессию врача осваивала в труднейших условиях Дальнего Востока. В Кронштадте более 10 лет работала участковым педиатром и более 36 лет – в дошкольном отделении детской поликлиники, из них 22 года – в детском саду № 4. Ведомственных наград её удостоили и врачи и педагоги: «Отличник здравоохранения СССР» и почётный знак «За верность профессии». Её считают своим наставником и медицинские работники, и воспитатели. Почему? И где куются такие кадры и такие характеры?
Спасена!
Катерина Картышева родилась в маленькой деревеньке Тверской области (тогда Калининской). Всего 12 дворов были частью колхоза «Дружба» и жили в основном натуральным хозяйством. Мать семейства Анна Ивановна, родившая пятерых детей, была большой умелицей и труженицей. В кладовой стояли бочки с солёными грибыми, солёными огурцами и квашеной капустой. В хозяйстве были огород, дегтярня, домашний скот и птица. Мама умела ткать, шить и выделывать шкуры животных. Она покупала фарфоровые головы и шила дочкам куклы.
На Новый год в доме всегда появлялась роскошная ель – вместе с мамой дети мастерили игрушки из бумаги, а она потом раскрашивала их теми красками, которые использовала для домотканых половиков.
Семилетняя Катерина поступила в первый класс в 1942 году, и ходила в начальную школу в деревню Малиновка за 4 километра от своего дома. Не только училась, но и во всём помогала матери. Ярче всего помнятся оттёртый добела песком и веником-голяком дощатый пол и также выскобленный добела обеденный стол.
Великая Отечественная война прокатилась мимо затерянной в лесах деревни – бои проходили в шестидесяти километрах от неё. Отец Илья Сергеевич, как и другие колхозники, ушёл воевать, а в доме однажды по пути на фронт ночевали красноармейцы. Дети слышали канонаду боёв на Калининском фронте и видели в ночном небе яркие всполохи ракет.
Отец служил пулемётчиком и после ранения получил кратковременный отпуск. Мама чуть было не погибла, навещая его в госпитале, попав по пути под бомбёжку. Вагон, в котором она ехала, чудом уцелел. Отпуск от войны подарил семье ещё одного ребёнка – в 1943-м родилась Мария. После родов мама тяжело заболела и чуть не умерла. Спасла фельдшер. Она жила в деревенском доме, полном детей, пока не выходила больную. Это событие во многом предопределило судьбу Катерины.
Деревенского фельдшера она вспоминает и благодарит всю жизнь, так же как и свою удивительную маму. Именно после этого события судьба Катерины была предопределена – быть медицинским работником. Во всяком случае, мама посоветовала поступать в медучилище, а не в восьмой класс. Она была абсолютно неграмотной, но очень умной. Своим дочерям Анна Ивановна внушала, что надо обязательно учиться, и умудрилась дать всем трём дочерям высшее образование и среднее специальное – профессию ветеринара – сыну, проявляя чудеса трудолюбия и преданности детям.
«Профессия врача – моё призвание»
– Я обязана своей маме за выбор професси, потому что профессия врача – моё призвание, – говорит Екатерина Ильинична сегодня.
Дорога к профессии была очень долгой, нужно было иметь много упорства, чтобы пройти этот путь и не сломаться. Начнём с того, что средняя школа находилась ещё дальше – за семь километров. На обед девочка брала с собой кусок хлеба, который зимой превращался в мёрзлый комок.
После седьмого класса Катерина вместе с подругами отправилась в Бежецк поступать в фельдшерско-акушерскую школу. Из одиннадцати одноклассниц поступила только одна – Катерина! Отучившись год на отделении медсестёр, она получила совет от одного из преподавателей – перевестись на I курс фельдшерского отделения, где учиться надо было три года. Катерина, приехав на каникулы, поделилась с мамой своими сомнениями – стоит ли, на что мама сказала: «Слушай, что говорят тебе старшие товарищи».
Через три года Катерина получила фельдшерский диплом с отличием и путёвку в любой мединститут Советского Союза. И куда же поехала восемнадцатилетняя девушка? Родные советовали учиться в Москве, потому что Калинин-городок – Москвы уголок. Однако старшие товарищи сказали, что самый лучший институт – санитарно-гигиенический в Ленинграде, и Катерина стала учиться в Ленинграде, в котором полюбила всё и особенно театры. На каникулы она съездила только после первого курса, начиная со второго курса, работала в больнице медсестрой. За лето зарабатывала себе новый гардероб, а в течение учебного года, когда кончались деревенские разносолы, нередко приходилось делить на семь частей, по числу дней недели, одну буханку хлеба. Но в театры ходила регулярно. Для этой цели были и платье, и туфли, и маленькая сумочка.
Катерина училась блестяще. Настолько хорошо, что ей предложили продолжить обучение в аспирантуре. Однако она выбрала – работать. Почти всей группой выпускники СанГига сели в поезд и поехали на Дальний Восток. По призыву коммунистической партии и Ленинского комсомола.
Во Владивостоке заведующий краевым отделом здравоохранения предложил 24-летней Катерине стать главным врачом районной больницы. От лестного предложения молодой врач отказалась, сказав, что ей не хватит опыта и таланта для того, чтобы руководить. И Катерину направили в межрайонную больницу на должность педиатра в город Иман, где она стала «многостаночницей»: нужно было лечить больных в стационаре, на участке поликлиники и в яслях.
– Лидия Алексеевна, заведующая отделением, давала мне однопрофильных детей, чтобы я изучила каждое заболевание. Так я изучила гематологию, а потом случилась вспышка дифтерии и серозного менингита, и Лидия Михайловна научила меня делать интубацию и спинно-мозговую пункцию. Мне было так страшно, а она говорит: «Ты должна учиться – мой руки!» Потом меня послали на переподготовку во Владивосток, где пришлось работать в больнице во время вспышки туберкулёзного менингита – в спинно-мозговой канал больному надо было вводить стрептомицин. Конечно, мне это уже было легко, а опытные врачи изумлялись, откуда я такая взялась.
Катерина работала на Дальнем Востоке уже почти два года и, увлечённая изучением тонкостей своей профессии, не думала ни о молодых людях, ни о замужестве. Хотя кругом были воинские части. Молодые врачи жили в Доме врачей, рядом был городской сад и ресторан, куда, конечно же, ходили гулять, потому что больше гулять было негде. Однажды в городском саду появился офицер-ракетчик Александр Цехместер. Катерина в тот момент была на дежурстве. Он пришёл в гости к её подруге, но, увидев Катерину, больше от неё не отходил.
Кочевая жизнь
Расписались 19 декабря 1960 года, и Александр уехал в воинскую часть. Свадьбу сыграли через неделю, перед самым Новым годом, и начался очень интересный период жизни молодой семьи. Южно-Сахалинск, Бухта Провидения, Анадырь – временное жильё, бытовые трудности. А на свет уже не замедлил появиться первенец Андрей. Он родился 23 февраля 1962 года. Декретный отпуск полтора месяца, и кочевая жизнь офицерской жены. Катерина не мыслила дальнейшей судьбы без своей профессии и упорно продолжала работать, устраивая младенца то у соседки, то у бездетной жены начальника политотдела. Андрюша достойно выдержал эти мытарства, его же брату Дмитрию повезло больше – он родился в Кронштадте в День Военно-морского флота. Два сына, рождённые в дни «мужских» праздников: в День Советской армии и в День Военно-морского флота – самые выдающиеся подарки жены мужу-офицеру.
Александра перевели с Чукотки на Красную Горку, а оттуда в 1967 году – в город-остров. По сравнению с дальневосточным периодом жизнь в Кронштадте показалась настоящим раем. За годы кочевой жизни Катерина многому научилась. Помощь больным приходилось оказывать в самых невероятных условиях: например, вылетать на вертолёте в тайгу к геологам, а на Чукотке спасать недоношенного младенца. Новорождённого весом 900 граммов удалось выходить в кювезе с подогревом, который по указанию Катерины Цехместер соорудили ракетчики. Семью с новорождённым вскоре отправили на материк, и примерно через год Катерине прислали по почте фотографию хорошенькой годовалой девочки.
В Кронштадте
В Кронштадте Екатерина Ильинична получила третий участок, а через десять с половиной лет пошла работать в морзаводовские ясли
№ 3, однако в 90-х годах, когда ведомственные дошкольные учреждения стали закрываться, вернулась в детскую поликлинику в дошкольное отделение и курировала сразу несколько учреждений: № 4, № 18, № 1 и № 2 – от Горы и до 19-го квартала. В этот период в отделении работали три Катерины: Катерина I, Катерина II и Катерина III.
На страже здоровья дошколят она стояла 36 с половиной лет, из них 22 года – в детском саду № 4. Всего 55 лет трудового стажа. Только достигнув почти 80-летнего возраста – юбилей семья, коллеги и друзья отпраздновали 28 ноября 2014 года – Екатерина Ильинична ушла на заслуженный отдых. Провожая её на пенсию, коллеги присвоили ей ещё одно звание: Катерина Великая. За что?
Вот как сказала Евгения Александровна Ульшина, считающая себя ученицей Екатерины Ильиничны, ныне заместитель заведующей ДОУ № 4:
– За умение работать стабильно, системно, последовательно и логично. За интуицию и предвидение. За мудрость и интеллигентность. За всегда хорошее настроение. Её профессионализм и её семья – пример для всех. Два великолепных высокообразованных сына, любимые невестка и внучка, а ещё нежнейшие отношения с мужем. Они прожили вместе 54 года, а он до сих пор говорит: «Катя, как же я тебя люблю! Я без тебя скучаю!»
Екатерина Ильинична Цехместер – Катерина Великая, учитель и медсестёр и педагогов, мастер в своей профессии, любящая сестра, жена, мать, бабушка и подруга. Что ещё нужно для счастья? Может быть, правнуки? Поздравляем с 80-летием и от души желаем всей семье счастья, и пусть все будут здоровы!
Надежда РЫБАКОВА
Фото из архива семьи Цехместер
Написать комментарий: