Помыслы должны быть чистыми

Ступица. фото– Я не знаю, где граница искусства и религиозного мировосприятия – это неразделимо. Вот «Троица» Рублёва – она вне времени, это космос. Я по-настоящему смог оценить цвет, гармонию и пластику этой живописи, когда сам начал работать над иконами, – говорит кронштадтский художник Юрий Ступица.

Только для храма Иконы Владимирской Божией Матери Юрий Ступица написал более десяти икон. Это образ «Моление о чаше», для иконостаса – образ Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила, святителя Николая Чудотворца и икону Владимирской Божией Матери. В иконостасе возрождённого Морского собора тоже есть его работа.
– Написать икону – это совсем не просто, – говорит художник. – Для начала нужна полноценная профессиональная подготовка. К сожалению, сегодня иконы порой пишут люди недостаточно профессиональные. При храмах и монастырях есть мастерские, в которых за три года готовят людей, и они начинают заниматься иконописью – неправильно это. Я к работе долго готовлюсь: изучаю раннее христианство, афонскую икону, живопись Византии. Нужно проникнуться духом, ощутить движение времени. Вспомните фильм «Андрей Рублёв» Тарковского. Через какие муки проходит мастер, как ищет ускользающую идею, живое чувство! Поэтому его живопись и сегодня нас волнует!
Юрий Ступица считает, что материальная сторона дела не должна волновать человека, пишущего икону: «Помыслы должны быть чисты». Но художник живёт в реальном мире, он обязан платить за жильё и мастерскую, содержать семью. Это противоречие мастер пытается разрешить, вкладывая в работу все силы, весь профессионализм, а уж как заплатят – это не его проблема. Но в душе он мечтает писать, не думая о деньгах, писать так долго, как этого требует произведение. Ведь икона – это посыл в вечность, это мысли о вечных ценностях.

Город,
ставший судьбой

Мы сидим в мастерской, пьём чай и любуемся видом из окна. А за окном – фирменная кронштадтская погода: то дождь, то солнце сквозь тучи.
– Я бы хотел писать пейзажи, – неожиданно говорит Юрий. – Поехать бы куда-нибудь в красивые места и ни о чём не думать, не заботиться – писать по вдохновению. Как в молодости, когда учился в Академии.
Но сначала было художественное училище в Одессе. «Ах, какой это город, – ностальгирует мой собеседник. – Солнечный город!» Он с ужасом смотрел по телевизору кадры хроники одесской трагедии. Он чувствует, что город уже не сможет стать прежним. Как бы ни дистанцировался художник от политики, она – увы! – занимается нами помимо нашего желания.
После училища была армия. Так в его судьбе появился Кронштадт. Он служил на форту Красная Горка, на крейсере «Киров». Здесь же матрос Ступица крепко влюбился и создал семью. Он остался в Кронштадте и ни разу об этом не пожалел. Закончил институт имени Репина – Академию художеств СССР: друг сказал, что лучшее образование – это в Питере. Кронштадт ощущает сжатой историей России. Сожалеет, что большая часть этой истории сегодня лежит в руинах в самом прямом смысле слова. Но для него за развалинами Адмиралтейства зримо проступают черты великой эпохи. Художник воплотил их в картине «Пётр I – основатель Кронштадта». Она находится в здании администрации города. Им же написана серия портретов почётных граждан Кронштадта, украшающая главную лестницу бывших Градских присутственных мест. Это не просто заказ, это способ всмотреться в прошлое города, увидеть людей, которыми он гордится. Каждый персонаж для художника – это судьба, биография, события. Город оценил его вклад в культуру.

Авангард – соцреализм – иконопись

Его пример подтверждает, что в любом месте творческий человек найдёт применение своим талантам. В 2010 году Юрий Михайлович для Международного экологического фестиваля «Кронфест» изготовил две скульптуры, которые и сегодня украшают площадку вблизи Музея истории Кронштадта. Его «Кронштадтский Пегас» и «Рыба» были сделаны из разбитых бочек, которыми топили печки на территории Адмиралтейства. Художника привёл в восторг цвет старого дерева – оттенки серого, пегого, рыжего. За эти скульптуры Ступица получил диплом комитета по культуре Государственной думы РФ и звание «Мастер». Спрашиваю: не лучше было бы жить в Петербурге? Простора больше, общения, возможно, заказов?
– Я устаю от Питера, – признаётся Юрий. – Кронштадт, он соразмерен человеку, не подавляет. Ритм жизни здесь более спокойный.
– А не смущает некоторый налёт местечковости?
– Вот уж не замечал, – удивляется Юрий. – Конечно, не хватает профессионального общения, но это можно поправить – Петербург рядом. Кстати, раньше у нас в Кронштадте был Союз художников «Остров», человек 15 в нём состояло. Тогда у нас были зарубежные поездки, мы выставлялись в Польше и в Финляндии, представляя художественную культуру Кронштадта. Сейчас союз приостановил работу. Нужен лидер, мотор. Выставочная деятельность – дорогое удовольствие. А художники бедствуют, им бы выжить. Тут власти могли бы помочь.
Художнику нужно общение и приобщение к мировой культуре. Вот только процессы, которые в ней происходят, настораживают.
– В молодости я увлекался авангардом. А сейчас прихожу в Русский музей и наслаждаюсь работами художников советской эпохи. Те же Моисеенко, Мыльников – какие мощные мастера! На западе, с одной стороны, публику шокируют с помощью скандальных выставок, эпатажных работ, а на аукционах умные люди покупают наших мастеров советской эпохи – потому что это настоящая живопись. А ещё – там чувства, там сверхзадача, масштаб событий! А как в то время оценивали работы! Сидит худсовет, там все – настоящие профессионалы. С тебя семь потов сойдёт, пока они разберут твою работу. И ты понимаешь, что они всё видят. И их оценка дорогого стоит, в том числе и в денежном эквиваленте. Удачная работа давала возможность художнику жить и творить целый год, а ведь ещё были творческие дачи, дома отдыха. Теперь же всё отдано на откуп заказчику. А это зачастую люди, которые в живописи просто ничего не понимают. Приходит состоятельный человек и говорит: хочу семейный портрет. Ну, типа, я в латах, жена в старинном платье, ну и детишки соответственно… Сколько стоить будет? Называю сумму. Ну, говорит, я в интернете видел: у китайцев дешевле! Китай по-страшному демпингует, там это бизнес, которым кланы занимаются. Они отлично копируют, но и только. Пытаюсь объяснить разницу в цене – не понимает. Говорю: вам и вашим друзьям будет казаться, что китайский товар – это красиво, а понимающий в живописи человек только усмехнётся. Хотя заказчик в латах – это само по себе смешно.

Живые краски

Юрий показывает два тюбика краски.
– Этот ещё довоенной поры, но краска живая, она не высохла. И на картине она будет жить и жить. А вот новый тюбик. Года не прошло, а краска сохнет. А что будет с полотном?
Художник вынашивает замысел написать портрет архитектора Морского собора Василия Косякова. Он воображает его сидящим в кабинете, с макетом собора в руках. На стенах – эскизы образов святых.
– Это серьёзная работа, – говорит художник. – Думаю о ней уже два года. И вообще хотел бы писать картины на исторические темы. Мне это близко. А ещё есть замысел: я видел фото, которое меня поразило. На нём Иоанн Кронштадтский, сидит старенький, в шляпе. Рядом – настоятельница монастыря Ангелина. В этом монастыре он и обрёл вечный покой. Она стоит – молодая, красивая, в чёрной рясе, взгляд одержимый. А он спокойный, умиротворённый. Перед ними – зелёный луг. Мне это фото в душу запало. Там столько психологических слоёв, столько возможностей размышлять о жизни!
Круг интересов Юрия Ступицы не замыкается на религиозной теме. Он считает, что искусство может увидеть красоту, где угодно.
– В музее Вены есть картина «Женщина, ловящая блоху». И, знаете, это красиво, это живопись. Помните работу Моисеенко «Красные идут»? Изменилось время, взгляд на события, искусство осталось. И вообще, соцреализм – огромный пласт нашей культуры. Тот же Александр Дейнека на аукционе «Сотбис» на ура идёт.
Мы ещё долго говорим о судьбе искусства в современном мире. Надежды на рыночные отношения оказались призрачными. В России рынка как такового нет. Художники выживают, как умеют. А ещё – растёт поколение равнодушных к искусству людей. Дети воспитываются на плохой картинке комиксов, мультфильмов, компьютерных игр. Всё мелькает, не задерживаясь более чем на секунды. Дети не умеют рассматривать картину, вникать в детали, видеть колорит. В музеях они тянут родителей к выходу, чтобы вернувшись домой, поскорее припасть к компьютерам. Конечно, есть художественные школы, где детей учат на образцах настоящего искусства, но в целом страна стремительно теряет свои культурные традиции. По мнению Юрия Ступицы, государство напрасно отошло в сторону. Возражаю: мы ещё не забыли, как художники ездили на великие стройки и прославляли человека труда. Сколько было написано конъюнктурных полотен – и где они сегодня?
– Свобода оказалась хуже несвободы, – говорит Юрий Михайлович.
На мольберте в его мастерской – новая икона Иоанна Кронштадтского, над которой художник сейчас работает. Первый портрет был подарен в 2007 году патриарху Алексию II во время его визита в Кронштадт. А в 2008 году художник создал небольшую серию женских образов. Её героини связаны с Иоанном Кронштадтским. Среди них его мать и духовная наставница Феодора Сергиева, сподвижница Праскева Ковригина, игуменья Таисия Леушинская, а также родные сёстры батюшки. Портреты находятся в доме-музее Иоанна Кронштадтского.
7 мая 2014 года Юрию Михайловичу был вручён памятный знак «За заслуги перед Кронштадтом». Юрий Ступица, кронштадтский художник, иконописец, специалист Музея истории Кронштадта награждён за значительный вклад в сохранение исторического и культурного наследия.
– Признание заслуг радует, но я понимаю, что нужно много работать, нужно пытаться реализовать то, что мне дано Богом. Это долг каждого художника, прежде всего – перед собой.

Галина Беляева
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: