Арина Мельникова: «Судьбы водолазных офицеров неотделимы от судьбы России»

Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию новую книгу – «Кронштадтская водолазная школа. 1882–1917». Её авторы – отец и дочь Мельниковы, и это вторая книга, созданная ими в соавторстве.
Она продолжает поднятую в первой книге – «Декомпрессия памяти», изданной в 2019 году – тему истории водолазного дела в Кронштадте. А это, по существу, история водолазного дела во всей России, ведь именно в нашем городе была создана первая водолазная школа и получило развитие так необходимое флоту водолазное дело.

– Уважаемая Арина Юрьевна, позвольте мне от имени всей редакции «Кронштадтского вестника» поздравить Вас, Вашего отца
и соавтора – Юрия Алексеевича Мельникова, Вашего брата – Артёма Юрьевича Мельникова – создателя Морского музея в Кронштадте, с выходом в свет новой книги о сильных и мужественных людях замечательной профессии – о водолазах. Завершена большая исследовательская работа. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
– Эта книга по своему жанру – биографический справочник. Именно справочник. И это обстоятельство жёстко определяет его структуру и способ подачи материала. Он включает в себя биографии 112 офицеров и девяти врачей, окончивших Кронштадтскую водолазную школу (КВШ) с 1882 года по 1917-йи удостоившихся звания водолазного офицера. Это были как строевые офицеры, так и офицеры различных корпусов – инженеры-механики,  штурманы, артиллеристы, кораблестроители, чины, числящиеся по Адмиралтейству и морской строительной части.
Все биографии представлены в алфавитном порядке в виде отдельных статей, состоящих из типовых разделов, отражающих сведения о рождении, происхождении, прохождении службы, о кампаниях на море, награждениях, участии в боевых действиях, а также сведения о семье и близких родственниках.
На мой взгляд, очень важно было добавить к этим данным характеристики, составленные во время учёбы в учебных заведениях, аттестации непосредственных начальников, судебные дела и воспоминания современников. Это обстоятельство, я надеюсь, «оживит» издание и позволит увидеть в водолазных офицерах не просто «персоналии», а живых людей с их реальными судьбами: достижениями и неудачами, катастрофами и страданиями, чудачествами и заблуждениями, геройством и слабостями.
Все они были очень разные люди. Например, был среди водолазных офицеров один князь, до того принявший участие в кругосветном плавании на корвете «Витязь» под командованием тогда ещё капитана 2-го ранга С. О. Макарова. Я специально не буду называть здесь фамилии, чтобы оставить интригу и привлечь внимание к справочнику. А были и крестьянские дети, и даже из числа бывших крепостных. Один из них – сын дворового человека барона Л. Н. Гартунга, мужа старшей дочери А. С. Пушкина Марии Александровны. Были в числе водолазных офицеров и два вице-адмирала. Оба – герои Порт-Артура, а один из них – ещё и замечательный фотограф, автор многих известных снимков. Ещё один из водолазов, тоже Порт-Артурский герой, завершил свою военную карьеру в звании генерал-лейтенанта флота. Пятеро из водолазных офицеров стали контр-адмиралами, пятеро – генерал-майорами.
Кстати, многие из выпускников КВШ были продолжателями славных морских династий: Лазаревых, Нахимовых, Небольсиных, Ратмановых, Шишмарёвых.
Конечно же, нельзя не упомянуть о том, что такие водолазные офицеры, как контр-адмирал А. А. Кононов, капитаны 1-го ранга Е. В. Колбасьев
и М. К. фон Шульц, доктора Н. А. Есипов и В. П. Аннин внесли огромный вклад в развитие водолазного дела в России. Причём, как с точки зрения совершенствования водолазного снаряжения, так и с точки зрения разработки теоретических вопросов физиологии и гигиены водолазных спусков.
Важно отметить, что судьбы водолазных офицеров тесным образом связаны с нашим городом и неотделимы от судьбы России. Многие из них приняли участие в Русско-японской и Первой мировой войнах. Но были и другие, менее известные военные конфликты, участниками которых были кронштадтские водолазы. Например, восстание ихэтуаней в Китае в 1900–1901 годах, восстание сипаев в Сингапуре в 1915-м, англо-бурская война, на которой погиб один из офицеров. Пятеро выпускников КВШ погибли в Цусимском бою, двое – в Первую мировую. Ещё восемь человек были убиты во время Февральской революции и Гражданской войны. После революционных событий 1917 года многим пришлось делать нелёгкий выбор: оставаться в России или предпочесть эмиграцию.
Из тех, кто остался в СССР, по меньшей мере треть подверглась репрессиям, четверо были расстреляны. Среди них – внук известной украинской и русской писательницы М. А. Вилинской (Марко Вовчок). Ещё четверо бывших водолазных офицеров умерли в блокадном Ленинграде, и только трое пережили Великую Отечественную войну. При этом судьбы эмигрантов складывались тоже по-разному, но всё же, гораздо более благополучно.
– Почему эта тема привлекает вас обоих? Имеет ли значение в этом выборе тот факт, что Артём Юрьевич Мельников (сын и брат) создал в Кронштадте уникальный Морской музей с экспозицией о водолазном деле.
– Мне трудно говорить за своего соавтора. Скажу о себе. Я не знаю, насколько это плохо или хорошо (видимо, когда как), но в жизни я часто «плыву по течению». Обстоятельства сами подталкивают к определённым решениям. Когда брат – Артём Мельников – начинал свой проект Кронштадтского морского музея, я подумала, что могу ему помочь и заняться историей Кронштадтской водолазной школы. А самое интересное для меня внутри этой темы – люди.
– Как это – работать в соавторстве с отцом? Не довлеет ли отцовский авторитет над Вами?
– Это трудный вопрос… У нас разделение обязанностей. Папа, как исследователь, работает в архивах, осуществляя поиск документов. Моя задача – анализ и систематизация данных, определение путей дальнейшего поиска, а также представление всей накопленной информации в том виде, в каком она предстаёт перед читателем. Так что основной объём работы был выполнен отцом. Это, пожалуй, больше пяти лет ежедневного кропотливого труда в архивах. Это самое главное в книге. Без этого никакого справочника не было бы. Идея же сделать такое издание изначально была моя. У нас нет соперничества, хотя двум очень упрямым людям не всегда просто работать вместе.
– Будет ли продолжение работы над темой?
– Сейчас сложное время, когда, по-моему, слишком самоуверенно говорить о своих планах.
– В новой книге представлены биографии водолазов, людей, посвятивших себя этой опасной профессии. Кто из них лично у Вас вызвал наибольший интерес?
– Большинство из тех, чьи биографии представлены в справочнике, неизвестны широкому кругу читателей. Для меня же интересны все. Интересно, почему они сделали такой выбор – стать водолазными специалистами. Сразу скажу, что дело отнюдь не в финансовой заинтересованности – за эту специальность платили немного, а ответственность и опасность для жизни большие. Мне интересно, как они вели себя в трагические минуты: на войне или во время водолазных спусков. Интересно, как и почему выбирали «белых» или «красных», Россию или эмиграцию. Следя за их судьбами, можно видеть, как люди ломались под напором обстоятельств или, наоборот, раскрывались с какой-то неожиданной стороны.
Среди выпускников Кронштадтской водолазной школы есть несколько очень известных имён. Я уже назвала некоторых из них. Но есть те, кто не сделал большой карьеры и почти неизвестен или мало известен даже историкам флота. Между тем, эти люди, эти офицеры, заслуживают благодарной памяти потомков.
Среди таких я бы назвала Павла Владимировича Симонова. Это был очень скромный человек, «закрытый», как сказали бы сейчас, но при этом очень знающий и опытный водолазный офицер, усердный и надёжный. Он участвовал во всех важных работах, которые вела Водолазная партия во время Первой мировой войны, в том числе на крейсере «Рюрик» в 1914 году и в том же году на немецком крейсере «Магдебург» – том самом, на котором были найдены сигнальные книги и лоции Балтийского моря. В 1917-м он руководил подъёмом на рейде Йоканьги ледокола «Канада». Кстати, будучи переименованным в «Фёдора Литке», этот ледокол впоследствии вошёл в историю, как первый, проделавший за одну навигацию переход из Владивостока в Мурманск. В 1933 году П. В. Симонов руководил водолазными работами при подъёме в Кандалакшской губе ледокола «Садко», который тоже внёс значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути.
И мне было очень приятно узнать, что в 2020 году имя «Павел Симонов» было присвоено рейдовому водолазному катеру РВК-2188, вошедшему
в состав Беломорской военно-морской базы.
Ещё один офицер, биография которого показалась мне интересной – контр-адмирал Альфонс Карлович Цвингман. Не буду рассказывать подробности – они слишком необычны. Скажу только, что это был очень храбрый, решительный офицер, лихой моряк. «Управляя судном, восхищает всех», – так писали в его аттестациях. Он был награждён медалью «За спасение погибающих» – спас тонувшего матроса. Герой Порт-Артура –
в шторм и пургу на 10-весельном катере прорвался из осаждённой крепости в Чифу, доставив туда секретные документы. Среди его наград – золотая сабля с надписью «За храбрость». Он был одним из первых капитанов ледокола «Ермак», назначенный на эту должность по личному приказу вице-адмирала С. О. Макарова. В 1917 году именно А. К. Цвингман стал капитаном ледокола «Святогор» («Красин») при переходе из английского Ньюкасла в Архангельск. К сожалению, я не знаю, как сложилась судьба этого офицера после 1917 года. Думаю, что трагически.
Ещё один офицер – Георгий Александрович Вильсон. Он мог бы сделать прекрасную карьеру. Его считали блестящим офицером и грамотным специалистом. Это был человек необыкновенных профессиональных и душевных качеств. У него было пять боевых орденов за Порт-Артур. Все его аттестации написаны только в превосходной степени. Но жизнь изменили революционные события 1917 года. Г. А. Вильсон выбрал сначала борьбу в Белом движении, а потом эмиграцию. Он прожил очень долгую жизнь, в которой было много лишений, нищета, смерть единственного сына и любимой жены. Он много работал и помогал другим, таким же как он, неприкаянным эмигрантам. Скончался в 1970 году в Хельсинки.
Очень много интересных судеб. Например, семья одного из первых выпускников КВШ Владимира Константиновича Дитерихса была тесно связана с семьёй Л. Н. Толстого, а также с творчеством таких художников-передвижников, как М. В. Нестеров и Н. А. Ярошенко. Он и сам, прослужив несколько лет, вышел в отставку и поступил в Императорскую академию художеств. Но потом всё-таки вернулся во флот и закончил карьеру в чине контр-адмирала.
Виктор Андреевич Виноградов – водолазный офицер и офицер подводного плавания – служил в морской контрразведке. В 1912 году, будучи арестованным в Германии за шпионаж, он был обменен на германского разведчика капитана Вернера фон Штюрцера, осуждённого за аналогичную деятельность в Варшаве. Уже после революций, в 1918 году, В. А. Виноградов загадочно исчез, инсценировав собственную гибель.
Можно много рассказывать. Назову только, пожалуй, ещё одного водолазного офицера – Илью Ильича Кульнева. Это был человек, мягко говоря, небезупречный: слабохарактерный и даже истеричный. Однако он вошёл в историю русской авиации, как автор первого в мире перевёрнутого полёта и «мёртвой петли», выполненных на гидроплане.
– Водолазное дело – это ведь очень кронштадтская тема. Но многие годы она, на мой взгляд, как-то не звучала… Хотя, может быть, я ошибаюсь, просто была не в курсе? Морской музей, созданный Артёмом Юрьевичем Мельниковым, совершил в этой теме как бы прорыв. Какие ещё, на Ваш взгляд, темы (события, люди, открытия), которые могли бы прославить город «провисают»
в Кронштадте?
– Нет, я не могу согласиться, что водолазная тема не звучала раньше. Просто это очень узкая тема, она в принципе не способна увлечь всех. Между тем, публикации были. Например, я очень хорошо помню публикацию в 2007 году в «Кронштадтском вестнике» статьи А. И. Еськова, посвящённую этой тематике. Были и другие публикации в других изданиях. Это же обширная тема, хронологически занимающая несколько столетий. Если же мы говорим о Кронштадте, то историю водолазного дела в нём стоит отсчитывать почти от самого основания, от строительства гаваней и докового канала. В Музее истории Кронштадта несколько лет назад была замечательная выставка, подготовленная Е. Ю. Кобчиковым, где, в том числе, говорилось и о водолазах, строивших канал и док Петра Великого. Найденные им материалы недавно вошли в книгу известного московского историка П. А. Боровикова «Водолазное дело России. Первые шаги».
Что же касается исторических тем, которые, на мой взгляд, важны для нашего города, то таких много. До конца не исчерпаны, несмотря на множество публикаций, темы, связанные с революционными событиями. Нет анализа и оценки событий Великой Отечественной войны и блокады, выполненных на основе комплекса архивных, в том числе, вновь выявленных, документов и дневников. Но это огромные темы, освоению которых можно посвятить жизнь. Я бы добавила к ним ещё и историю купечества, домовладения, повседневной жизни Кронштадта.
Понимаете, историческое исследование каждого, даже не самого значительного, события или явления всегда требует времени, много времени. По-другому не бывает. Я вижу, как много делается для изучения истории нашего города музейным и краеведческим сообществами. «Дорогу осилит идущий».

Вопросы задавала
Анна Макарова

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: