Фотография в Коронном городе

Фотографов в Кронштадте в настоящее время очень много, причём некоторые из них в своём мастерстве достигли таких успехов, что язык не поворачивается называть их любителями. Творческие успехи у них вполне профессиональны. Кто-то из наших фотографов, помимо основного образования, закончил ещё и знаменитую Школу фотографии Гальперина (Людмила Семоева, Евгения Серко, Серафима Белевич, сейчас там учится Дмитрий Тарусов), а Александр Шеин даже получил диплом Нью-Йоркского института фотографии; многие ведут собственные сайты и страницы в соцсетях; публикуют свои фотографии в «Живом Журнале» (например, Андрей Макаров); организуют собственные фотостудии; участвуют в фотоконкурсах. С большим успехом проходят у нас фотовыставки. Памятна кронштадтцам деятельность «Кронографа» и «Арт-Синтеза», так много сделавших для объединения, развития и общения фотографов. И, конечно же, большинство кронштадтских фотокорреспондентов и фотохудожников публиковались (и публикуются!) в «Кронштадтском вестнике». Для такого интереса к фотоискусству есть в нашем городе соответствующая атмосфера: Кронштадт и Финский залив, корабли и маяки, якоря, соборы, памятники архитектуры, парки и скверы – красивы в любое время года. Но, оказывается не только в атмосферности дело. Осмелимся сказать, что не последнююю роль здесь играет и богатейшая историческая традиция. Вот о ней-то и рассказал на одной из встреч в Центральной библиотеке наш замечательный краевед Сергей Валентинович Зайцев.

Фотография это искусство, — которое, после своего появления, стало насущной потребностью всех образованных людей, вторглось во многие сферы жизни, науки, промышленности, военного дела и искусства. Роль личности фотографа в отображении мгновения, события — бесспорна. А насколько бесценен  этот картонный или бумажный прямоугольник для родных и близких тех, кто случайно или нет, оказался перед объективом фотографа.

В этой статье мне хочется попробовать стереть историческую пыль с событий и имен в городе Кронштадте, охватив временной отрезок с 1860-х г.г. до 1928г.  Попытаюсь добавить недостающие звенья в эволюции открыток (открытых писем) этого прекрасного города.

На сегодняшний день мне удалось найти информацию о 24 фотографах и о 6-ти фотоателье города Кронштадта.  Некоторые мастера фото камеры заслужили отдельных статей и даже книг, а о других, к сожалению, удалось найти материала только на несколько строчек.

Популярность фотографии в 1860-х г.г. была огромна, открывались новые фотоателье, в городе модным аттракционом становятся «Выставки – сеансы» в стереоскопических и фотографических кабинетах. Вот, к примеру, одно объявление:

 «С 25 декабря 1861 г. в зале Кронштадтской городской думы открыт будет ежедневно с 4 до 10 часов вечера большой фотографический, стереоскопический и механический МУЗЕУМ, состоящий из разных любопытных видов, с сюрпризами. Виды сняты с натуры на стекле в натуральном цвете парижским профессором Антонием Библо. Виды состоят из редкостей, семейных картин, групп, характерных сцен, маскарадных и бальных видов, ландшафтов разных стран.

 Цена 1 рубль серебром.

Простого звания люди не имеют входа на эту выставку».*

Театралы доказывали свою любовь к фотографии постановкой в городском театре спектакля-комедии в одном действии «Фотограф-любитель».

О возрастающем интересе к не портретным работам фотомастеров говорит одно из объявлений в местной газете в июле 1862 года «о продаже фотографической работы Монумента 1000-летия Россия в Новгороде».  И это на 2 месяца раньше его официального открытия и освящения, которое состоялось 8 сентября 1862 года.

В газетах того времени нередки заметки о необычном применении фотографии. Так в 1863 году доктор Легран Дю Соля, предлагает использовать фотографии «к изучению умственного расстройства и помешательства путем периодической съемки фотографических портретах больного».

Но вернемся к кронштадтским фотографам. Первыми  в городе мастерами этого дела были  Август Львович Бибер, В.М. Борхарт и Ф.Е. Коновалов (ил. 1)

Оборотная сторона паспарту Ф.Е.Коновалова

 

 

К ним можно добавить и фотографа из Санкт-Петербурга Ф.Монштейна, открывшего выездное ателье в Кронштадте. Монштейн был одним из первых фотографов в С-Петербурге. И уже в 1850-х годах работал на Невском пр. в доме Кудряшова.

По данным статистического управления в 1864 году в Кронштадте:

«- фотографических заведений – 5

— выручка одного заведения в среднем составляет 1000 рублей».

В рекламе тех лет указывались и расценки, так, зная, что стоимость 12-ти визит-портретов составляла 3-4 рубля, мы можем примерно подсчитать, что за год к одному фотографу приходило фотографироваться более 300 человек.

В услугах фотографов появляются предложения «получить копии с картин, гравюр и географических карт». Очень плодотворным в развитии фотографии для Кронштадта был 1866 год. Впервые в рекламе газеты «Кронштадтский вестник» упоминается о возможности съемки броненосных и парусных судов.  В этом же году был первый случай массового фото копирования фотографии жителя Кронштадта Осипа Ивановича Комиссарова-Костромского, который спас царя Александра Второго от покушения (ил.2,3)

 Изобразительная и оборотная стороны открытки Покушение Каракозова на Александра Второго. ГОЗЗНАК Москва 1931.

 

(О.И.Комиссаров помешал террористу Каракозову убить царя). Это событие произошло 4 апреля 1866 года, а уже менее чем через месяц  в фотоателье А.Л.Бибера, а затем и во многих магазинах и лавках города, началась продажа фотографических карточек О.И.Комиссарова-Костромского. После этого поступка он стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга, Кронштадта и многих городов Российской империи.

В августе того же года и  вновь у Бибера выходит объявление о поступивших в продажу «снимков видов Кронштадта, Собора (Андреевского), Штурманского училища, Таможни, Памятника Петру 1». Из этого можно сделать выводы: насколько становится популярными и востребованными фотоработы не только со своими портретами и своих родственников, но и видовые снимки. Подтверждением этих рассуждений является объявление в местной газете в 1868 году: «…об организации подписки на портреты судов, на которых моряки проходят службу – корвет «Баян», пароходо-фрегаты «Олаф», «Рюрик», шхуна «Компас».

Активное участие кронштадские фотографы приняли в Политехнической выставке в Москве в 1872 году. Им были присланы приглашения для участия следующего содержания: «Московское архитектурное общество желало бы видеть на своей выставке коллекции фотографий исторических архитектурных памятников. Фотографические снимки должны представлять общий вид здания, преимущественно с той стороны его, которое наиболее сохранилось от переделок и не закрыто позднейшими пристройками; внутренний вид здания и замечательные его детали. Фотографии должны быть крупного размера и без ретушовки.»

 Интересный нюанс – коллекции, получившие награды, оставались в собственности Архитектурного общества. Вследствие такого поворота событий, я мог бы предположить, что такие коллекции могли стать основой для выпуска в последующем, больших серий «Открытых писем» с «видами» и «типами» России, издаваемых за границей.

Но вернемся к Политехнической выставке. Для бесплатного входа на выставку использовались именные жетоны, фотографические билеты и бляхи. Фотографический билет представлял собой четырехугольный кусок тонкого цветного картона, наклеенного на такого же цвета коленкор. На правой стороне номер и ф.и.о. владельца. На левой – фотография владельца (поясная на белом фоне). Билет желтого цвета – экспонентам. Депутатам от разных обществ и учреждений – зеленые. Малоимущим студентам – розовые. Лицам, внесшим 25 рублей за свободное посещение – белые. Членам общества естествознания, редакторам газет, корреспондентам, таможенникам – лиловые. На выставке был построен отдельный фотографический павильон, с выставленными работами, а в центре  находились столы с выложенными на них для продажи фотографическими видами «торжественного шествия Ботика Петра 1 по Москве реке».  Что примечательно, доставка Ботика «Дедушки Русского флота» из Санкт-Петербурга в Москву была осуществлена техническими средствами и целиком оплачена кронштадтским купцом и кораблестроителем Бритневым.

Уже вошло в норму, что все события в Кронштадте: визиты иностранных эскадр, спуск кораблей, открытие памятников обязательно находило отражение в выпуске фотографических снимков. Так, например, в 1875 году кронштадский фотограф Гирш Маркусович Перл (ил.4)

Оборотная сторона паспарту Г. М. Перла с 1879 по 1882 года

 

выпускает в продажу снимок с открываемого монумента Беллингсгаузену, а для театралов – фотографию кронштадтского театра. Следующим заметным этапом в деятельности Перла стал выпуск 1880 году фотографического альбома судов Балтийского флота. Критики того времени отмечают прекрасное качество работ, не уступающего заграничным. Единственным их пожеланием было удешевление издания.

С развитием полиграфии, множительной техники, с постоянно растущим интересом к фотографии, логично появление на рынке новой, более дешевой продукции —  ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ КАРТОЧКИ.

Изобразительная и оборотная стороны одной из первых, поздравительных карточек с изображением Кронштадта. Фото Петровского парка и памятника Петру первому сделано в интервале с 1870-1882 годов

 

Объявление об их появлении вышло в  газете «Кронштадский вестник» 1889 году (подробнее в журнале Жук № 2 за 2011год). С началом продаж «поздравительных карточек», издаваемых как в России, так и в Германии (ил. 7, 8), и быстро завоевавших популярность, фотография стала терять свою монополию в несении визуального отображения мира.

 

Виды двух сторон варианта поздравительной карточки того времени

 

В Кронштадте в Морском Собрании регулярно проходят встречи с передовыми и модными деятелями науки и культуры того времени. Так, в октябре 1882 года выступал с огромным успехом путешественник Миклухо-Маклай. Свою лекцию он иллюстрировал своими фотографическими работами, сделанными на военных кораблях и в экспедициях.

В 1883 году после выхода книги лейтенанта Н.Н.Апостоли «Руководство к изучению практической фотографии для морских офицеров и туристов», состоялась его встреча с почитателями. После обсуждения книги, Апостоли прочитал лекцию по теме «Фотография и некоторые ее применения» с демонстрацией фотографий. Им была предложена методика использования светофильтров и новые способы  применения фотографии в строительстве железных дорог, расчете высот и расстояний различных объектов. Забегая немного вперед, можно упомянуть объявление в 1903 году в газете «Кронштадтский вестник»

«о продаже открытых писем с судами военного флота 82 вида издания лейтенанта Апостоли».

Почти каждое заседание Общества морских врачей ,возглавляемого главным врачом Николаевского морского госпиталя (в то время одним из передовых в мире научных и лечебных заведений) В. И. Исаевым,  сопровождалось показами фотографий. Это были снимки  из полевых лазаретов, операционных, городов охваченных эпидемиями, экспедиций, с форта «Константин» («Чумной»), где разрабатывалась противочумная вакцина.

Выдающимся фотографом и знаменательной фигурой для Кронштадта стал Павел Петрович Шауман (1843-1911).

Оборотная и изобразительная стороны фотографии П.П.Шаумана, 1882-1883 годов

Свою фотографическую деятельность он начал в 1860-х годах, работая в Санкт-Петербурге, Невский пр., д.10. Вероятно, именно там он и познакомился с протоиреем Иоанном Ильичем Сергеевым (Кронштадтским), в подтверждении этого имеются фотографии отца Иоанна, выполненные в 1870-х годах по указанному адресу. Возможно, их знакомство стало причиной переезда П.П.Шаумана в Кронштадт и открытия в 1882 году фотоателье на центральной улице Кронштадта (ил. 9, 10).

На первом этапе Шауман успешно совмещал профессию фотографа и работу в постройке, а затем в организации и руководстве Дома Трудолюбия — одного из направлений деятельности Иоанна Кронштадтского.

Вид Дома трудолюбия и домовой церкви во имя святого Александра Невского на Медвежьей ул. Издано для книжного магазина Василия Степановича Гадалина. До 1900 года

Являясь настоящим профессионалом фотодела, а теперь еще общественным деятелем, он стал вести фотолетопись событий Кронштадта и был любимым фотографом отца Иоанна. Известны его фотографии — Дома Трудолюбия, Мастерских, Столовой в присутствии Их Императорских Высочеств.

Все издаваемые книги протоирея Иоанна Ильича Сергеева (Кронштадского) имели портрет автора – работы Шаумана (ил. 12), что явилось новшеством в Церковных изданиях. Фотографии Иоанна помимо фотоателье и магазинов стали продаваться в Андреевском соборе г. Кронштадта, на что прихожане обратили внимание и через местную газету задали  вопрос – «в чью пользу (финансовую) продаются эти карточки?»

Шауман сопровождал батюшку и в его поездках по России, в том числе и на его родину в Архангельскую область в Суру.

Визит-портрет отца Иоанна Кронштадского

По завершению поездки, Шауман выпустил прекрасный альбом с 26-ю видами и портретами отца Иоанна. Альбом был издан в художественно-фототипийном заведении А.И.Вильборга. За эту работу Шауман был  удостоен от Императорской семьи наградой – «…золотым перстнем с рубином и бриллиантом и золотой булавкой с вензелем».

Мастерство Шаумана отмечали и столичные газеты. Так газета «Новости» в статье о выставке в Санкт-Петербурге пишет об очень удачных снимках, произведенных изохроматическим способом с картин И.К.Айвазовского.

Но самое интересное для коллекционеров открыток это его деятельность, связанная с изданием первых открыток с видами города Кронштадта. Первые видовые открытки Кронштадта были отпечатаны с негативов П.П.Шаумана и были выпущены по заказу Константина Антоновича Ламберга (владельца магазина и мастерской в Кронштадте) фирмой Гранберг в Стокгольме. Первые Кронштадские открытки в стиле «Gruss aus»  были нарисованы так же с фотографий Шаумана . При внимательном осмотре верхний правый рисунок в точности повторяет фотографии на ил. 14, но, что еще любопытнее, то, что шведский художник (копиист) никогда не был в Кронштадте и оригинал-макет кронштадскому заказчику не показывал. Иначе не получился бы исторический ляп. На обеих фотографиях запечатлена Господская улица, но только одна её восточная сторона, а художник умудрился их собрать, воедино получив фантастический вид.

 Одна из первых кронштадских открыток в стиле «Gruss aus». Выпущена для магазина К.А.Ламберга фирмой Гранберг в Стокгольме 1897 год

Одна из первых кронштадских открыток с фотографиями. Выпущена для магазина К.А.Ламберга до 1900 года

Помимо этого издателя, Шауман сотрудничал с Ришаром. Большую серию открыток по его негативам выпустил кронштадский книготорговец Василий Степанович Гадалин. Позже многие виды Шаумана были переизданы издательством КПЛ (Леонтьевым). Были выпущены открытки без выходных данных, но зато с указанием автора изображения .

 

Изобразительные стороны открыток, выполненные с фотографий П.П.Шаумана. Выходных данных нет, после 1904года

Последнюю награду за фотографическую деятельность Шауман получил в 1895 году.

После 1898 года постепенно отходит от занятий фотографией и целиком посвящает себя работе в должности председателя Андреевского попечительского общества. Свою любовь к фотографии он сохранит до конца своей жизни, помогая и сопереживая русским фотографам. С его подачи Иоанн Кронштадский был первым жертвователем большой суммы в созданный в 1896 году на Первом съезде русских фотографов, «Фонд помощи фотографов в случае потери способности к труду».

Огромным потрясением, сказавшимся на здоровье Павла Петровича Шаумана, стала смерть отца Иоанна в 1908 году. Он стал много болеть и пережил его только на два года.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех фотографах Кронштадта, но еще об одном фотомастере, оставившем после себя большое наследие, я хочу рассказать.

Иван Яковлевич Яковлев – открыл свое ателье в городе в 1882 году. Начав работать как портретист, вскоре на волне возникших интересов к флоту вышло объявление о большом выборе фотокарточек военных кораблей. Помимо этого Яковлев всегда был в центре городских событий. О визитах в Кронштадт царских и королевских особ можно сейчас запросто узнать, посмотрев на оборотку паспарту этого мастера.

Оборотная сторона паспарту И.Я.Яковлева образца 1892 года, любопытна тем, что паспарту изготовлено фотографом самостоятельно, очевидно горя желанием продемонстрировать публике и конкурентам очередную награду

За эти работы были и заслуженные награды, к примеру, за снимки Сиамского короля Яковлев удостоен: «…золотых часов с вензелем орла, инкрустированных бриллиантами».  Судя по большому разнообразию паспарту, спрос на работы был хороший. Много работ Ивана Яковлевича были изданы в виде открытых писем .

Трехэтажное здание слева, в нем находилась фотография И.Я.Яковлева и книжный магазин В.С.Гадалина. Фото для открытки было сделано в период с 25 апреля по 1 мая 1905 года. Издание книжного магазина В.С.Гадалина, 1905-1908 года

Известное и много раз переиздаваемое изображение «Ледокола Ермак».

Ледокол «Ермак», издание Н. Апостоли № 1. Тип. А.И.Вильборга СПБ. 1899-1904 года

Снимок сделан на кронштадском рейде в 10 часов 30 минут 4 марта 1899 года. Открытка вышла позже, а уже через день в магазинах и лавках города продавались фотокарточки первого ледокола. В Святой Евгении была выпущена серия открытых писем с №№ 743 по 756 с изображениями кораблей флота, автором также являлся Яковлев. Помимо этой серии,  на рубеже веков были выпущены открытки со снимками кораблей и другими издательствами, на некоторых даже виден  фирменный конгрев его фото ателье .

Изобразительная сторона открытки и выделенный конгрев И.Яковлева, фото 1901 года. Открытка без выходных данных, до 1904 года

Особо надо отметить фотографии, выполненные на открыточных бланках — виды Кронштадта, сцены отпевания и похорон первых жертв революции 1917 года.

Похоронная процессия после отпевания жертв революции март 1917года. Якорная площадь у Морского собора в Кронштадте

После митинга, у братской могилы на Якорной площади в Кронштадте. Лето 1917 года

Снимки сделанные в жуткие дни мартовского переворота еще раз доказывают, что для настоящего летописца важно личное присутствие. После прихода нового режима фирменные бланки больше не заказывались, ограничиваясь безликими Cabinet portrait , но небольшого размера конгрев И. Яковлев  присутствовал до 1928 года. Насколько знаменит и популярен был этот фотограф, можно судить из рекламы новых владельцев ателье с обязательным указанием «БЫВШЕЕ ЯКОВЛЕВА».

Я рассказал только о некоторых фотографах города Кронштадта и слегка прикоснулся к событиям, произошедшим в те года. Одним из факторов выбора именно этих мастеров фотографии был мой визит в два кронштадтских музея. Оба заведения в экспозиции имели копии с фотографий Шаумана и Яковлева, неоднократно их переиздавали. На вопрос об авторстве  и, кто это такие  – глаза экскурсоводов  искали подсказку на потолке.  И это печально…

Любитель города Кронштадта и открыток С.В.Зайцев

* Курсивом выделен текст с сохранением стилистики того времени.

 

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: