Град Небесный на Соловках

С 24 по 30 августа группа паломников из Владимирского собора побывала в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Для всех, без исключения, эта поездка стала очень важным событием в жизни, и Соловки остались в сердце каждого из нас навсегда.

Преподобные
и новомученики рядом

Кронштадтцы – участники поездки у стен Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря. Август 2017

«Соловки – это не точка на географической карте. Соловки – это состояние души». Экскурсовод, матушка Ирина, сказала эти слова в конце первой в программе нашего паломничества обзорной поездки по Большому Соловецкому острову. Потрясённые увиденным и услышанным, мы в полной мере осознали её слова позднее,
к концу пребывания на островах: Соловки действительно преображают души.
Казалось бы, эти северные острова, вобравшие в себя столько тяжких воспоминаний о мучениях, крови и смерти, должны рождать соответствующие чувства – тяжести в душе, подавленности, неизбывной боли за страну, в которой стали возможны такие чудовищные преступления. Ведь именно эти чувства испытываешь, когда читаешь
о Соловецком лагере особого назначения – в книгах, воспоминаниях узников, когда узнаёшь подробности этой трагической страницы в истории России. Но на душе светло.
Да, слёзы на глазах, когда слушаешь скорбный рассказ экскурсовода о мучениях заключённых на Секирной горе, где в Вознесенской церкви был устроен самый страшный штрафной изолятор лагеря и откуда живым практически никто не выходил.
Да, оглушает эта печальная тишина у крестов братских могил, когда понимаешь: здесь птицы действительно не поют. Да, невыносимо больно – ком в горле, спускаться с горы вниз по восстановленной лестнице, зная, что 365 её ступеней были орудиями смертельной пытки для заключённых.
По словам Ирины, пока у Вознесенской церкви в начале 90-х не прошли первые панихиды по убиенным, находиться здесь, как свидетельствовали очевидцы, было невыносимо тяжело: неотпетые души взывали о молитве, жаждали упокоения.
Но проходит некоторое время, и на душе вновь светло. И чем более мы здесь находимся, тем всё радостнее и благодатнее. Благодать растворена в атмосфере этих святых островов. И она покрывает всё. Наши мысли, наши слёзы, нашу боль.
«Чтобы воскреснуть духом, надо умереть плотью…», – написал Борис Ширяев, автор пронзительных воспоминаний о Соловецком лагере особого назначения в своей исповедальной книге «Неугасимая лампада». Он посвятил свои воспоминания художнику Нестерову, сказавшему ему после того, как прозвучал приговор: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко…» После Голгофы наступает Пасха. Я искала там, на Соловках, ответ на вопрос: почему же так светло на душе в таком скорбном месте, а нашла его уже после возвращения, читая в одной из приобретённых в монастыре книг высказывание наместника Соловецкой обители архимандрита Порфирия. Оно оказалось созвучно моим соловецким мыслям и переживаниям:
«… Многим на Соловках не по себе. Людям мирского мировоззрения здесь очень тяжело находиться. Они упираются сознанием только в мрачные лагерные застенки соловецкой истории XX века и в какой-то подавленности стремятся отсюда поскорее уехать. Но существует другое, более полное и глубокое восприятие жизни как единого потока истории, где была недавняя трагическая история, но есть и главы древней святости. Те, кто вышли на этот исторический простор, вдыхают разлитую здесь благодать и на своём опыте сердцем чувствуют, как тут легко и хорошо молиться, потому что и те и другие святые рядом – преподобные и новомученики. Для верующих и открытых к обретению дара веры на Соловках происходит живая встреча с Церковью торжествующей».
По вечерам, обсуждая увиденное и услышанное, пережитое за день, мы вспоминали Кронштадт и говорили о том, что надо бы сюда приехать всем тем, кто защищает названия кронштадтских улиц, носящих имена палачей. Быть может, тогда у них бы поубавилось желания с такой убеждённостью отстаивать их.

Главы древней святости

Студёное море, озёра, скудная северная растительность, камни и ветер – ничего более не было на Соловецких островах, расположенных всего в 165 километрах южнее Северного Полярного круга, когда сюда пришли преподобные отцы Савватий и Герман. И было это в 1429 году. Седая старина. У Сосновой губы, что на северной части Большого Соловецкого острова, на берегу озера, они водрузили первый крест и поставили первую келью.
Шесть лет молились преподобные в этой пустыни, освящая своей молитвой будущий русский Афон, будущие острова Спасения, будущий Ирий-Рай, как называли Соловки русские богомольцы, будущий Град Небесный на земле.
В 1435 году преподобный Савватий отошёл ко Господу. Через год, в 1436-м, преподобный Герман вернулся с материка с монахом Зосимой. Поселились они на новом месте – на берегу бухты Благополучия, у пресноводного озера, названного позднее Святым. Выбирая место, помолились сугубо, и преподобный Зосима увидел после молитвы божественный свет
и красивейшую церковь в небе на востоке. Вот на месте этого видения и вырос впоследствии Соловецкий монастырь.

История обители поражает

В ней было всё: начиная с середины XV века – зарождение монашеского поселения с суровым общежительным уставом под руководством преподобного Зосимы; в XVI веке – интенсивное развитие, строительство церквей, крепости, братских корпусов, дорог, каналов, гаваней, гидротехнических сооружений, хозяйственных заведений; в 1676-м году стрелецкие отряды берут морской монастырь-крепость, отказавшийся принять реформы Никона, измором; обитель не однажды приходит в упадок из-за политики российских государей и снова возрождается и укрепляется, когда эта политика меняется.
Обзорная экскурсия по монастырю длится четыре часа, но позволяет лишь слегка прикоснуться к поразительной истории этой обители. Она повествует о великих подвижниках благочестия; о духовных и воинских подвигах монахов; о посещении монастыря царями; о его богатейшем архитектурном, богословском и художественном наследии; о вдохновенном созидающем труде насельников, преобразующем необитаемые ранее северные острова; о многочисленных паломниках из всех слоёв русского общества, стекавшихся сюда изо всех уголков России, более 20 000 ежегодно (русские люди считали посещение Соловков таким же значимым событием в духовной жизни, как и паломничество на Святую Землю). И о самых трагических страницах – о первом концлагере для «перевоспитания» неугодных советской власти лиц – Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

О Русском кресте. О Русской Голгофе…

В 1939 – 1945 годах здесь базируется Учебный отряд Северного Флота и открывается Соловецкая школа юнг. В 1967-м создаётся Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник и начинается реставрация.
В 1990-м возобновляется деятельность Спасо-Преображенского мужского монастыря. Особым для возрождения святыни стал 1992 год – возвращение святых мощей преподобных Савватия, Зосимы и Германа.
А в 2000-м был учреждён праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.
Монастырский комплекс, укрывшийся за крепостной стеной, сложенной из громадных валунов (у каждого из нас вопрос: как это было возможно в XVI веке, без техники, руками) похож на сказочный город: Святые ворота с огромной иконой Спаса Нерукотворного (список с образа, написанного святым преподобным Елеазаром Анзерским
и занимавшим в его келье всю стену); главный храм Соловецкого монастыря – величественный Спасо-Преображенский собор, Успенский Трапезный комплекс; Никольский храм; 50-метровая колокольня; Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор; храм во имя святителя Филиппа; Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; связующая галерея-переход, созвучная крепостной стене, – незаменимая часть ансамбля в условиях холодного и сырого климата Соловков.
Службы проходят в недавно отреставрированном Свято-Троицком соборе. О Богослужениях нужно сказать особо, потому что они здесь действительно какие-то особенные – длинные, неторопливые, удивительно спокойные, благоговейные, дарующие умиротворение и благодать. Собственно, мы и отправляемся в далёкие паломнические поездки, в конечном счёте, за этим – чтобы получить благодать Божию. Получить столько, сколько может вместить и понести сердце. Понести и сохранить. Но как это трудно, вернувшись в городскую суету, – сохранить и не расплескать…

Анна Макарова

Одно из самых ярких впечатлений – поездка на остров Анзер. Но газетный формат так мал… Потому это лишь маленький срез нашего чудесного путешествия на Соловки, подробнее читайте на сайте газеты «Кронштадт Православный» (www.kronpravoslavie.ru), там же мы разместим впечатления других участников поездки и, конечно же, фотографии. А ещё готовится фотовыставка «Соловки», которая откроется в Кронштадтском Морском музее в конце этого года.

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: