Рыцари госпиталя

Здание Кронштадтского морского госпиталя
в первой половине XX века

Физиотерапевтическое отделение Кронштадтского морского госпиталя.
1905 год

В 2017 году Кронштадтский Военно-Морской госпиталь отмечает юбилей – 300 лет со дня основания. Когда-то он слыл лучшим в Европе военным медицинским учреждением. Врачи и фельдшеры госпиталя перевели на русский язык с латыни и французского всю учебную медицинскую литературу, разработали русскую терминологию и начали массово готовить медицинские кадры для нужд российского флота. И не только для флота. Первый учебник по акушерству на русском языке был написан хирургом Кронштадтского госпиталя В. Н. Нестеровичем. Из классов и лабораторий госпиталя вышли многие новые направления медицины.
У нас были сделаны первый рентгеновский снимок и первая пункция перикарда; разрабатывались методики профилактики тропических инфекций и химподготовки питьевой воды, консервирования продуктов для дальних морских походов и многое другое.
В № 7 от 6 апреля мы начали публикацию материалов о Кронштадтском ВМГ, которые подготовил давний друг «КВ» и наш постоянный читатель, руководитель «Здравушки» и краевед Евгений Жмаев. Сегодня публикуем вторую, завершающую часть.

Главный доктор
Морского госпиталя
Иван Яковлевич Ланг

Рапорт № 4. Общественник Ланг

Как неспешно на место деревянных бараков госпиталя XVIII века пришло грандиозное анертовское здание 1840-го года, так медленно, но неуклонно вращалось колесо модернизации флота и его медицинской службы.
В 1848-м одновременно произошли два важных события – главным доктором Морского госпиталя был назначен Иван Ланг и женился Великий князь Константин.
Иван Яковлевич мог рассчитывать на покровительство Константина Николаевича, который в день свадьбы в возрасте 21 года стал контр-адмиралом, а спустя пять лет – Морским министром, значительно переменив дела к лучшему. Многое из того, что раньше было немыслимо, стало не только можно, но поощряемо. Периодические издания, общественные организации, конференции постепенно набирали силу и становились для русской жизни нормой. Обжёгшийся в 1825-м на декабристах Николай I под благотворным влиянием своего невероятно энергичного сына теперь стал видеть в «обществах» более пользу, нежели угрозу.
Доктор Ланг воспринял появление в том же 1848-м году журнала «Морской сборник» как сигнал к тому, что и врачам можно начать обдумывать выпуск периодики. «Распространение полезных сведений между служащими флота и вообще в морской службе необходимых знаний» было Высочайше одобрено, но Ланг понимал, что спешить нельзя, да и военная обстановка накалялась. И только после завершения Крымской войны и осознания модернизационной философии Александра II ушли причины для промедления.
7 февраля 1859 года Иван Яковлевич открыл первое заседание «Общества морских врачей Кронштадта». Девиз общества придумывался тщательно. Он должен получать подлинную поддержку всех будущих членов и снимать возможные подозрения со стороны генерал-прокурора: «Верны Присяге, Престолу, Родине, Андреевскому флагу».
Общество морских врачей – главное детище Ланга – сыграло колоссальную роль в развитии  российской медицины. Его периодические заседания стимулировали докторов к тому, чтобы сообщать коллегам новые научные факты, а для этого необходимо было их добывать. Это побуждало к исследованиям, экспериментам, порождало смелые идеи.
В старинных шкафах библиотеки госпиталя корешок к корешку стоят подлинники протоколов общества, в которых и современные врачи находят немало полезного в области хирургии, диетологии и даже акушерства (в госпитале было 110 коек для жён офицеров и нижних чинов).
«В память 11 февр. 1873 г., дня 25-летнего юбилея Ивана Яковлевича в звании гл. доктора.» – так называется 24-страничный биографический очерк, отпечатанный в типографии «Кронштадтского вестника» и хранящийся в оригинале в Российской национальной библиотеке на углу Невского и Садовой. Доктор Ланг, дослужившись до тайного советника, будучи почётным членом Военно-медицинского учёного комитета, умер в мае 1874 года, оставив госпиталь прекрасно оснащённым медицинским учреждением, в котором царил свободный исследовательский дух и стремление к истине, помогающей людям.

Рапорт № 5. Гигиенист Боголюбов

Дискуссия на исторические темы нередко упирается в острый вопрос: «Мир меняется, или всё, в целом, остаётся как прежде?» Поменялась ли Россия после «всемилостивейшего дарования крепостным людям прав состояния» в 1861 году? Изменилось ли в целом отношение к человеку, хотя бы он был и простой матрос?
Осмотр публикаций Общества морских врачей в Кронштадте показывает, что да, изменилось. Вековое отношение к служивым как к расходному материалу уходило за горизонт вместе с XIX веком. Как никогда раньше, лучшие умы стали систематически заниматься улучшением условий бытовой жизни и питания моряков.
1900-й: «О хлебопекарнях при экипажах и их санитарном состоянии в связи с вопросом о дурной выпечке хлеба».
1901-й: «О кубрике или жилой палубе военного корабля».
1902-й: «Наблюдение над паровым отоплением в морских казармах города Кронштадта».
1903-й: «Материалы по морской гигиене. Вода. Морская поверхность».
Все эти работы выполнил необыкновенный энтузиаст, который, родись он на полвека раньше, не встретил бы понимания коллег. Судовой врач Николай Фёдорович Боголюбов, назначенный в 1902-м году помощником главного доктора госпиталя, без устали бил в одну точку: «матросов надо беречь».
В «Медико-топографическом описании города Кронштадта» Г. А. Воробьёва (1911) читаем обобщение выводов Боголюбова об основе питания экипажей: «По отзывам врачей, отпускаемый командам хлеб в большинстве случаев был сыроват, имел толстые подгорелые корки, которые давали большой процент отбросов со стола. Санитарное состояние пекарен (…) не удовлетворяло требованиям гигиены».
Именно благодаря хлопотам и увещеваниям Николая Фёдоровича, снискавшего поддержку влиятельных людей – главного доктора госпиталя Исаева и губернатора Кронштадта Макарова – в городе в 1904 году появилось учреждение, поднявшее морской паёк на мировой уровень – Центральная хлебопекарня для морских команд (ныне в этом здании расположен завод «Здравушка»).
Николай Фёдорович умер в 1907 году и был похоронен на русском кладбище в Кронштадте. Его надгробие, как другие дореволюционные могильные плиты, пошли на гранитную крошку, которой посыпали во время блокады взлётно-посадочную полосу находящегося через дорогу военного аэродрома. Но время не перемололо память о нём. Я выбрал белые ромашки, чтобы украсить мемориальную доску, где есть имя Боголюбова. В благодарность ему и всем человеколюбивым рыцарям госпиталя.

Галерея библиотеки Морского госпиталя. Современный вид

Кронштадтский некрополь. Одна из памятных досок упоминает Николая Фёдоровича Боголюбова 

Евгений ЖМАЕВ

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: