Форт «Кроншлот». Прошлое и настоящее

1Отражение атаки шведских кораблей на «Кроншлоте»
в июле 1704 года. Репродукция с картины
художника С. Голубева

7Памятник-бюст Петру Великому на «Кроншлоте», установленный
в 2004 году.
Скульптор В. Сидоренко

копия3План форта Кроншлот
середины XIX века

Сегодня в Кронштадт каждый год приезжают тысячи туристов, чтобы познакомиться с его историей и многочисленными памятниками, прогуляться по улицам, набережным и паркам, побывать на Якорной площади и, конечно же, в Морском соборе – основной цели их визита на остров Котлин. Но мало кто из гостей знает, что главной исторической достопримечательностью города морской и воинской славы России по праву является форт Кроншлот.

Рождение уникального форта

В самый разгар Северной войны со Швецией, осенью 1703 года, на берегах устья Невы разносился стук топоров строителей будущей новой столицы России. Возводились первые бастионы Петропавловской крепости, строились дома, прокладывались улицы Санкт-Петербурга. Однако городу требовалась надёжная защита с моря. Это прекрасно осознавал Петр I.
И как только стало известно из письма А. Меншикова к царю, что эскадра из девяти шведских кораблей под командованием вице-адмирала Нумерса, стоявшая вблизи острова Ретуссари и запиравшая выход в море из Невской губы, отправилась на зимнюю стоянку в Выборг, в Финский залив устремились русские яхта и галиот под командованием Государя. По ходу движения судов Пётр лично произвёл промеры глубин. Северная часть залива из-за множества камней и мелей оказалась малопригодна для судоходства. И лишь у южного побережья острова был найден узкий фарватер, по которому могли пройти к строящемуся Санкт-Петербургу боевые корабли врага. И здесь же была обнаружена обширная отмель, тянувшаяся до южного берега залива. Пётр I сразу оценил стратегическое значение острова, как будто самой природой созданного для строительства именно в этом месте будущего морского форпоста города на Неве. И времени даром не терял. Он решил возвести на отмели насыпной форт, а напротив него – в самом узком месте фарватера – построить береговую батарею, чтобы перекрёстным артиллерийским огнём преградить путь вражеским кораблям. Что и было сделано в кратчайшие сроки.
Пётр, прибыв в октябре в Воронеж, собственноручно изготовил деревянную модель форта и выслал её в Петербург А. Д. Меншикову, которому поручил за зиму и весну 1704 года, скрытно от шведов, возвести первые укрепления задуманной им фортеции на острове Котлин. Работы по их постройке выполнили солдаты полков Толбухина и Островского под общим руководством бомбардира В. Корчмина. Заранее заготовленные на берегу брёвна, камни и грунт на санях по льду подвозили к месту постройки будущего форта. Затем солдаты и рабочие сбили ряжи – бревенчатые ящики-срубы длиной 10 метров, высотой 2-3 метра и стали заполнять их булыжным камнем и землёй. После этого подрубили лёд вокруг ряжей, и они опустились на дно отмели. Сверху поставили очередной ряд бревенчатых ящиков. Так, постепенно, по древнерусской технологии (с помощью которой строились дамбы и устои мостов на реках) было возведено подводное искусственное основание форта. Кроме того, вокруг ряжей забивали шпунтовые сваи и делали отсыпку камнями, чтобы впоследствии, они не разрушились и не сдвинулись от ударов волн. Когда поверх фундамента на высоте почти одного метра над водой был выложен бревенчатый помост, началось строительство стен десятигранной трёхярусной деревянно-мазанковой башни форта с окнами-бойницами и шатровой крышей по верху с сигнальной вышкой-маяком и флагштоком. Высота форта составляла 36,5 м, ширина – 29 м. Так был построен первый в мире морской форт с искусственным основанием. Дело в том, что ранее в других странах форты морских крепостей строили или на берегу, или на скалах.
7 (18) мая 1704 года Пётр I на нескольких судах вышел в залив из Санкт-Петербурга к острову Котлин. По его указаниям на башне форта в амбразурах установили четырнадцать 6-фунтовых орудий. Затем Новгородский митрополит Иова совершил обряд освящения новой русской фортеции, получившей имя «Кроншлот» (Коронный замок). Этот день мы сейчас отмечаем как день основания Кронштадта.
Царь гордился постройкой форта и дорожил им, понимая его стратегическое значение. И не случайно, ещё до торжественного открытия и освящения Кроншлота он лично составил инструкцию гарнизону форта, которая начиналась словами: «Содержать сию ситадель с Божию помощию, аще случится, хотя до последнего человека. Стрельбою не спешить, по выстрелянии последней пушки, первая была бы готова, и ядер даром не тратить»
Пётр Великий (сам того не ведая) с постройкой Кроншлота, а затем и береговых укреплений центральной крепости опередил иностранных инженеров-фортификаторов почти на столетие, основав первую в мире фортовую крепость Кронштадт (с морскими и береговыми фортами, вынесенными за оборонительную ограду главной крепости). Странно, но почему-то кронштадтские краеведы этот факт всемирной истории фортификации упорно замалчивают.

Боевое крещение Кроншлота

Одновременно с постройкой форта, гарнизон которого составил около 70 человек, на южном берегу острова Котлин была возведена и первая береговая батарея в составе восьми орудий. Она стояла напротив Кроншлота и впоследствии её называли Старой. А буквально через два месяца, в июле 1704 года, к острову Котлин подошла вражеская эскадра вице-адмирала Де Пру (всего около 40 вымпелов). К удивлению шведов, они обнаружили на нём береговые батареи, форт на фарватере и стоявшие возле него русские корабли и скампавеи (полугалеры) молодого Балтийского флота.
Двенадцатого июля у западной оконечности острова с помощью шлюпок началась высадка шведского десанта, который при подходе к берегу был внезапно обстрелян ружейными залпами солдат полка, возглавляемого Толбухиным, которые скрывались между деревьями, кустами и камнями. Враги в панике и с немалыми потерями отступили. Тогда адмирал Де Пру принимает решение атаковать русский форт. В течение двух суток шведы вели обстрел Кроншлота из своих корабельных орудий, но из-за дальности расстояния, так и не смогли в него попасть. Зато ответный меткий огонь наших артиллеристов нанёс ощутимый ущерб и повреждения вражеским кораблям. В результате шведская эскадра, подняв паруса, была вынуждена уйти обратно в Выборг.
Вот так – своевременным строительством первых укреплений на острове Котлин и воинской доблестью русских солдат и моряков – была начата славная боевая летопись истории Кронштадта, ставшего впоследствии сильнейшей и неприступной морской крепостью не только в России, но и в мире, ни разу не захваченной иноземцами. Причем «Кроншлот» в период
XVIII-XIX веков стал единственным морским фортом Кронштадтской крепости, реально участвовавшим в боях по отражению атак кораблей вражеского флота, пытавшихся прорваться к Санкт-Петербургу.

Кроншлот — родина морской пехоты России

Форт «Кроншлот» вписал еще одну важную страницу в историю города-крепости и Российского флота, когда на нём по указу Петра Великого 16 (27) ноября 1705 года был сформирован (штатный) Морской полк. Этот день стал днём рождения морской пехоты России. Командовать им был назначен полковник Трейден – первый комендант форта. Офицерский состав Морского полка был укомплектован унтер-офицерами лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, которые обучали и воспитывали своих солдат, и вместе с ними приобретали боевой опыт в ходе Северной войны: в абордажных схватках морских сражений и высадках десантов на вражеское побережье. На фарватере вблизи Кроншлота в период навигации стоял на якорях галерный (гребной) флот, который и использовался для перевозки морских пехотинцев и проведения боевых действий с их участием. Вместе с артиллерией форта и береговых батарей на Котлине гребные боевые корабли являлись еще одним препятствием для предотвращения возможного прорыва вражеских кораблей к Санкт Петербургу.

Перестройка и модернизация

После победы русских войск в Полтавском сражении, ставшей переломной в ходе Северной войны со Швецией, Пётр I вновь уделил главное внимание Балтике, в частности, строительству города-крепости и порта на острове Котлин. К тому времени стало ясно, что «Кроншлот» уже не соответствовал своим оборонительным функциям из-за малого количества орудий, стоявших в башне форта, и требовал перестройки. В этой связи в 1717 году на форту развернулись большие работы по его расширению, которые закончились к 1724 году. Теперь Кроншлот, помимо старой башни, имел укрепления в виде вытянутого пятиугольника бастионного начертания, возведённые на ряжево-свайном основании, где установили 120 орудий. Кроме того, на форту появилась небольшая внутренняя гавань, где могли швартоваться корабли гребного флота.
Однако, к середине XVIII века башня Кроншлота окончательно обветшала, и её разобрали. Тогда же было разработано два варианта постройки новой башни. Над чертежами одного из них работал известный петербургский архитектор Доменико Трезини. В конце концов от её строительства отказались, так как она уже не соответствовала требованиям фортификации тех лет. Вместе с тем в 1783-1789 годах Кроншлот – его бастионы, куртины и стенки гавани форта были первыми в составе Кронштадтской крепости перестроены в камне. А на месте фундамента знаменитой башни форта Петровской эпохи было возведено многогранное основание, обшитое гранитными плитами. Оно сохранилось до наших дней. На нём, как известно, планировалось возвести каменное здание морской тюрьмы, но, к счастью, от этой идеи отказались.
Очередная модернизация и перестройка форта «Кроншлот» произошла в период так называемого «каменного строительства» Кронштадтской крепости. Во многих странах Европы и в России это было время постройки многоярусных казематированных фортов и батарей, вооружённых бомбическими орудиями, которые считались более совершенными, дальнобойными и надёжными, чем старые гладкоствольные пушки.
В 1808 году в восточном углу гавани «Кроншлота» было возведено восьмигранное кирпичное здание порохового склада с шатровой крышей. Оно и сейчас очень напоминает по своему внешнему виду старую дерево-земляную башню форта. Многие экскурсоводы не знают этого и до сих пор ошибочно зовут его старым Кроншлотом.

С 1850 по 1863 год на западном фасе обороны форта Кроншлот по проекту инженера-фортификатора И. А. Заржецкого была возведена Николаевская казематированная батарея. На её вооружение, в частности, установили несколько мощных бомбических орудий системы Н. Маиевского, в то время лучших в мире, которые могли вести кинжальный огонь прямой наводкой вдоль всего Большого Кронштадтского рейда на расстояние почти 4,5 км. Орудия располагались в амбразурах нижнего казематированного яруса батареи, сложенных из кирпича и защищённых снаружи гранитными блоками общей толщиной почти 3 м. Верхний (открытый) ярус батареи был выполнен в деревоземляном виде, где за бруствером также стояли орудия форта.
Однако артиллерия и фортификационные сооружения постоянно совершенствовались, и к концу XIX века казематированные укрепления сухопутных и береговых крепостей окончательно устарели. На смену гладкоствольным пушкам тогда пришла нарезная артиллерия, более дальнобойная и скорострельная. В результате форт «Кроншлот» в 1896 году был выведен из боевого состава крепости и разоружён. Его здания и сооружения постепенно стали ветшать.

копия5Знак «В память 200-летия
крепости Кроншлот»

Кроншлот начала XX века

В 1906 году во время подготовки праздничных торжеств, посвящённых 200-летию основания Кронштадтской крепости, о «Кроншлоте» все же вспомнили. Территорию форта, здание и внутренний двор Николаевской батареи, а также пристань в гавани привели в порядок, украсив флагами. Когда 9 мая 1906 года на форт с катеров высадились почётные гости с дамами, их встречали не только военнослужащие гарнизона, стоявшие в парадном строю, но и матросы, переодетые в форму бомбардиров и фузилеров петровского времени в шляпах-треуголках. Они стояли возле уникального старинного орудия (1724 г.ода с прямоугольным каналом ствола, предназначенного для стрельбы специальным снарядом (книппелем). Он состоял из двух полушарий, соединённых цепью для разрыва парусов и снастей вражеских кораблей во время морского боя.
Вот как об этом событии писала кронштадтская пресса: «В 11 часов прибыл комендант крепости Т. М. Беляев с супругой. Приняв рапорт от командовавшего войсками А. А Адлерберга, он обошел, здороваясь, войска. После молитвы, совершенной митрофорным протоиереем отцом Иоанном Сергиевым, и здравиц Царю, был салют в 101 выстрел. По провозглашении вечной памяти императору Петру Великому состоялся парад всех родов войск».
Кроме того, специально к празднованию юбилея, который планировалось провести ещё в 1904 году, был заказан и изготовлен Знак в память 200-летия крепости Кроншлот. А в 1914 году, на территории форта вблизи восточного (тыльного) фасада здания Николаевской батареи (на стене которого и сегодня закреплены памятные мемориальные доски в честь строителей фортификационного сооружения) была установлена гранитная стела с надписью: «Петру Великому – державному основателю Кроншлота».

Форт в дореволюционное
и советское время

С конца XIX века и вплоть до 1930 годов на нём располагались различные морские инженерные службы, минная станция и склады для нужд флота. В 1879 году вместо верхнего открытого яруса здания Николаевской батареи был возведён второй этаж, где разместилась казарма гарнизона форта. Кроме того, на территории форта в 1897 году по заказу России специалистами французской компании «Батиньоль» был сооружён створный маяк, изготовленный из стали. Выкрашенный в красный цвет, он до сих пор стоит на южной стенке Кроншлота. У западной стены Николаевской батареи располагается еще один маяк, но он уже давно не используется по назначению.
В конце 30-х годов прошлого столетия на форте, рядом с бывшим пороховым складом, было воздвигнуто массивное железобетонное здание ангара с эллингом, в котором в зимнее время на специальных основаниях – кильблоках – стояли и ремонтировались боевые катера Балтийского флота. Оно и сейчас сохранилось, только находится в заброшенном состоянии.
В годы Великой Отечественной войны и вражеской блокады на Кроншлоте базировались два дивизиона малых морских охотников (МО) Кронштадтского ОВР (охраны водного района). Там же располагался и штаб соединения, откуда осуществлялось общее управление дозорной службой в восточной части Финского залива. Помещение штаба находилось в одноэтажном здании на самой восточной (круглой) оконечности форта, где в петровскую эпоху стояла старая мазанковая башня Кроншлота. А вот на втором этаже многогранного здания бывшего порохового склада размещалось общежитие офицеров и телефонная станция.

8Внутренние казематы Николаевской батареи форта Кроншлот.
Фото 2008 года

Прошлое и настоящее

В здании Николаевской батареи в годы блокады и в послевоенный период на первом этаже находились столовая личного состава, а также камбуз и продовольственный склад. На втором этаже – жилые кубрики старшин и матросов, а также клуб с кинобудкой и небольшой сценой. Катера «МО» швартовались у деревянных причалов в южной части гавани форта. Рядом, на берегу, размещались аккумуляторная станция, склады для топлива и боезапаса. Зенитной батареи ПВО на форте не было. Для отражения воздушных атак самолётов противника использовались орудия и пулемёты «морских охотников».
В 1945 году на территории форта Кроншлот была смонтирована и открыта первая в СССР станция размагничивания кораблей. Для её оснащения использовали трофейное немецкое оборудование. Оно было захваченно в городе-порте Поркалла-Удд в Финляндии, где размещалась в годы войны одна из СРК «Кригсмарине», которую изобрели инженеры фашистской Германии. Они активно использовали её для размагничивания своих боевых кораблей и транспортных судов. Только немецкие станции устанавливались на железнодорожных платформах, а кабели размагничивания находились под водой.
На форте Кроншлот станция была смонтирована в помещениях северного крыла здания бывшей Николаевской батареи. Её оборудование и последующая многолетняя бесперебойная работа позволяли обеспечивать высокую скрытность и скорость процесса размагничивания кораблей флота. Станция на Кроншлоте и сейчас находится в рабочем состоянии.

Вместо эпилога

В настоящее время Кроншлот находится в ведении МО РФ, на балансе Территориального управления имущественных отношений, расположенного в Санкт-Петербурге. Форт и сейчас является охраняемым военным объектом, посещение его посторонними лицами ограничено. Однако, не могу не высказать новым хозяевам уникального морского форта, ныне совершенно заброшенного и запущенного, ряд существенных замечаний и предложений.
Во-первых, не пора ли обратить серьёзное внимание на разрушающийся памятник отечественного фортификационного строительства, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, каким является форт Кроншлот – один из важнейших памятников истории и культуры федерального значения. И наконец-то принять меры по решению его дальнейшей судьбы.
Во-вторых, неужели законсервированное оборудование трофейной станции размагничивания кораблей представляет ценность большую, чем уникальная и многогранная история самого первого морского форта России? Не пора ли превратить территорию форта с его историческими объектами в филиал Центрального Военно-Морского музея, а также выделить на его капитальный ремонт, реставрацию и музеефикацию соответствующие финансовые средства? Ведь дальше уже тянуть нельзя. Иначе мы можем потерять один из важнейших памятников истории нашего Отечества, Российского флота и Кронштадта.
И в-третьих, форт Кроншлот в случае его воссоздания и музеефикации может и должен стать военно-исторической и туристической «жемчужиной» Кронштадта. Но для этого нужно приложить соответствующие усилия ответственных лиц, от которых зависит окончательное решение вопроса по возрождению уникального – первого в России и мире морского форта, построенного на искусственном основании. Ведь сегодня просто горько и стыдно смотреть на Кроншлот, с которого и началось зарождение нашего славного города-крепости и порта.

Александр ЕСЬКОВ, краевед, председатель Кронштадтского районного отделения ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»

копияНВ-5337Вид Кронштадтского рейда с фортами Кроншлот, Пётр и батареи
Меншиков. Фото 2-й половины XIX века

копия4Вид восточной части форта Кроншлот. Фото конца XIX века

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: