Искусство маскировки

копиямаскировка 2Подводные лодки полностью сливаются с неровными очертаниями берегов, становясь их продолжением. Через палубу корабля, как ни в чём ни бывало, проходит извилистая просёлочная дорога и упирается в бутафорский дощатый фасад. Суровые декорации войны. Единственная возможность дезориентировать врага и спасти стратегически важные объекты от воздушных бомбардировок.

Маскировкой в годы Великой Отечественной войны занимались преимущественно профессиональные художники. Среди них – выпускник архитектурного факультета Академии художеств Борис Александрович Смирнов. Едва пережив блокадную зиму 1941-42 годов, он приступает к работе в маскировочной лаборатории Штаба КБФ. В семейном архиве хранятся редкие документы военных лет: «Удостоверение, выданное художнику-архитектору т. Смирнову Б. А. в том, что ему поручено по заданию Штаба КБФ произвести подбор и ознакомление с материалом по вопросу маскировки кораблей» и «пропуск на право прохода по городу Ленинграду с 22 часов вечера до 5 часов утра». Впрочем, главной «привилегией» инженер-капитана Смирнова было официальное разрешение на фотосъёмку.
В мае-июне 1942-го Борис Александрович изучает военные архивы, организует курсы для командиров кораблей КБФ. Маскировка – сложное искусство, уже в Первую мировую дело не ограничивалось одной лишь маскировочной сеткой. Офицер британского флота Норман Уилкинсон «декорировал» корабли многоцветными абстракциями в духе кубизма, красил их ассиметричными полосами. «Живопись» Уилкинсона в какой-то мере защищала от торпед, запускаемых с подлодок, но стала совершенно бесполезна с появлением эффективной авиации.
В блокадном Ленинграде для маскировки военных и гражданских объектов использовался весь арсенал доступных средств. На крышах действующих предприятий – фабрик и заводов – возводили фанерные города – обманки. С большой высоты они, действительно, напоминали жилые районы. В этой связи примечательна история с крейсером «Киров». Он стоял на Неве, накрытый маскировочной сеткой, а неподалеку от него, у Дома учёных, располагался тщательно замаскированный сухогруз – дублёр, который и подвергался яростным атакам с воздуха.
Лаборатория Штаба КБФ работала в Ленинграде, Кронштадте, Ленобласти. При участии Бориса Александровича Смирнова были замаскированы линкор «Октябрьская революция», крейсер «Максим Горький», лидер эскадренных миноносцев «Минск», эсминцы «Грозящий» и «Опытный», канонерская лодка «Красное Знамя», многочисленные катера, тральщики, подводные лодки.

Специалисты знали, что немецкие самолёты-разведчики распознают маскировочную сеть по наличию в ней ненастоящих или увядших растений. Учёные-ботаники разработали технологию консервирования срезанных ветвей и даже срубленных деревьев, благодаря которой растения долго сохраняли естественный цвет. В деле маскировки также нельзя было использовать обычную краску, нужна была специальная, недешифруемая. Её производство наладили на ленинградском химическом заводе. Разработка колеров камуфляжных красок осуществлялась под руководством Бориса Александровича Смирнова.
Художник любил вспоминать историю, связанную с эсминцем «Опытный». Корабль стоял у причала сталелитейного завода «Большевик». В маскировочной лаборатории было принято решение замаскировать и эсминец, и завод под единый жилой квартал. С этой целью построили бутафорскую улицу: она пересекала проспект Обуховской Обороны, территорию завода и сам корабль. Занимаясь маскировкой, Борис Александрович демонстрировал неординарность художественного мышления. Использовал неожиданные, иногда совершенно парадоксальные решения, смело оперировал различными материалами, превращая военные корабли в своеобразные арт-объекты.
В июне 1945 года Борис Александрович Смирнов был направлен Штабом Балтийского флота в командировку по изучению методов германской маскировки. Он исследовал военные объекты на побережье Балтийского моря – в районах Пруссии, Померании, Мекленбурга, острова Рюген. Составил подробный отчёт, с фотографиями и зарисовками. Первая реакция на эти материалы – удивление: многие из них долгие годы хранятся в архивах под грифом секретности.

Нина Филюта

копияБорис СмирновБорис Александрович Смирнов (1903-1986)

Заслуженный художник РСФСР, архитектор, график, дизайнер, иллюстратор, фотограф, основатель отечественной школы художественного стекла, классик прикладного искусства. В годы Великой Отечественной войны возглавлял маскировочную лабораторию Штаба КБФ, награждён Орденом Отечественной войны II степени.

копияпроект маскировки корабля с использованием деревянных плотов и листов ржавого железаПлан-рисунок маскировки военного корабля.
В левом верхнем углу надпись:
«На плотах положены листы ржавого железа и железные конструкции,
над командными постройками – домик из досок». Исполнил Н. Петров.
Утвердил военный инженер 2-го ранга Тупицин. 1942 год

копиямаскировка корабля в блокадном Ленинграде копиямаскировка линкора ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯПри маскировке использовал неожиданные,
иногда совершенно парадоксальные решения

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: