Хранить вечно

Письма Великой Отечественной войны

(Окончание.
Начало в «КММ» № 4
от 21 апреля 2016 года)

30-10-1944d0b3-d0bfd0b8d181d18cd0bcd0be-d0bdd0b0d0bfd0b8d181d0b0d0bdd0be-d0bdd0b0-d0bed0b1d0bed180d0bed182d0b5113567947816f7Пестрота и многообразие изображений, иллюстрирующих почтовую корреспонденцию Великой Отечественной войны, поражает воображение. Это примеры из нашего героического прошлого, мужественные образы наших предков, портреты героев гражданской войны, героика, посвящённая военным событиям, её храбрым воинам, их подвигам, изображения фронтовых наград, фотографии и рисунки деятелей культуры прошлого и настоящего с их патриотичными высказываниями, яркая сатира на фашистских захватчиков, их главарей и приспешников, а также картины и рисунки, вызывающие гнев, ярость и боль за страдания советских людей, призывающие к мести за творимые врагом зверства, за разрушенные города и сёла, за смерть родных и близких. Стихи, лозунги, призывы, тексты песен и нот, помещённые на открытках, также служили средством агитации.
В начале июля 1941 года Наркоматом связи СССР было введено дополнение к действующим почтовым правилам о бесплатной пересылке простой личной корреспонденции как с фронта, так и на фронт. Войска снабжались конвертами и открытками бесплатно, а население их покупало по действующим тарифам и продолжало оплачивать услуги связи, если переписка велась внутри страны.
Одни виды почтовых отправление оказались менее практичными, чем другие. Так обычные довоенные письма в конвертах были менее востребованы, так как их обработка на почте была более длительной. Их с лёгкостью заменили «секретки» – листы бумаги, напечатанные типографским способом, которые складывались вдвое и заклеивались при отправке. Для них не нужно было покупать конверт. Именно они вместе с открытками и почтовыми карточками стали самыми распространёнными видами фронтовой переписки.
Массовые выпуски полиграфии для почтовых нужд осуществлялись в Москве и Ленинграде разными издательствами и типографиями. Известны также многие издания областных центров: Свердловск, Казань, Красноярск, Ташкент, Тбилиси и так далее. Политотделы и редакции многих войсковых частей и соединений также выпускали секретки, бланки писем и другой материал для нужд почты на фронте. Несмотря на большой объём печати, из-за того, что в стране ощущался острый дефицит бумаги (большинство целлюлозы уходило на порох и взрывчатку), бумажная промышленность не могла полностью справиться с возросшими потребностями военного времени. Это привело к нехватке почтовой продукции. Население само нашло выход из этой проблемы. Стали делать самодельные почтовые карточки, открытки, конверты. Возникло безграничное народное творчество в изготовлении и использовании для этого любых подручных бумажных и картонных материалов: листов школьных тетрадок, книг, газет, разных бланков и документов. Поэтому уже с января 1942 года почте разрешалось принимать корреспонденцию на любых носителях, укладывающуюся в весогабаритные характеристики. Население также широко использовало советские довоенные, любые иностранные и дореволюционные почтовые бланки и конверты (даже прошедшие почту старые бланки заклеивали, поверх писалось письмо и снова отправлялось по почте).
Символом войны стал знаменитый солдатский треугольник – незапечатанный, сложенный определённым нехитрым способом лист бумаги с текстом письма и адресом. Эта удобная форма письма была рождена в период зимней финской войны 1939-1940 годов и в период Великой Отечественной войны приобрела поистине всенародное признание. Она использовалась повсеместно на фронте и в тылу. Существовало два способа сложения треугольного письма. Кроме треугольной формы было ещё несколько вариантов складывания незапечатанных писем: прямоугольная, трапециевидная, ромбовидная, квадратная.
Самый богатый, самый интересный, но и самый сложный материал для исследований – текстовый. Здесь безграничный объём сведений и информации. Неограниченная свобода для творческого поиска. Большинство текстов содержали дату написания письма. Чаще в начале письма, реже – в конце. Эта деталь была важнейшей составляющей текста, подтверждавшей, что такого-то числа человек был жив. Она стала характерной особенностью писем военного времени. Нередко случалось, что письмо доходило до адресата, когда отправителя уже не было в живых. По мере продвижения фронта за линию границ СССР поток корреспонденции на трофейных карточках возрастал. Особенно интересны отправления из мест последних боёв.
К концу войны меняется формат текста. Письма становятся более торопливыми, часто немногословными, что было связано с резко ускорившимся передвижением воинских частей вместе с наступающим фронтом. Только самое главное, самое важное: «Жив, здоров, продолжаю бить врагов. Крепко целую. Твой Пётр».
На войне воюют не просто государства и армии, воюют народы, воюют люди. В бою колоссально важен человеческий фактор, он становится главным, определяющим. Любой военный скажет: «Поведение человека на войне в бою – это основной элемент боя». Убивает не оружие, а тот, кто им владеет и управляет. Насколько человек мотивирован, собран, морально подготовлен к бою с таким же человеком – противником, от этого в конечном итоге зависит исход боя, сражения, кампании, войны, судьба страны. Дух армии, дух народа становится определяющим фактором войны.
Простая открытка из дома с письмом воину от его маленького сына, хранящая тепло родного дома, своим воздействием многократно укрепляла его дух и стойкость, повышала убеждённость в правоте и справедливости своего дела, звала на защиту своего Отечества, своей Родины, поднимала в атаку лучше любых политруков.
Найдена запись в записной книжке бойца: «Ведь ты не знаешь, нас ведут, как флаги, все ваши письма сквозь огонь и дым». Известны стихи фронтовиков:
«Когда в кругу друзей
мы вспоминаем
о дружбе нашей,
жизни фронтовой,
один из первых тостов
поднимаем
мы за здоровье почты
полевой…»

Письма тоже воевали. Большинство попадающихся собирателям карточек, секреток военного времени имеют характерный сгиб пополам и сильно потёрты – это след войны, примета времени, знак долгого хранения. Размер нагрудного форменного кармана не позволял хранить письма и открытки в полном формате – их приходилось складывать. Письмами очень дорожили, берегли как частицу родного дома, носили с собой, бережно хранили в кармане у самого сердца, вместе с фотографиями родных и близких – в солдатских гимнастёрках, матросских бушлатах, офицерских кителях на фронте, в куртках, спецовках, пиджаках, комбинезонах, ватниках в далёком тылу. Многие из писем сохранились в плохом состоянии, изломаны, зачитаны, затёрты до дыр именно потому, что служили долго, их носили с собой иногда всю войну. С ними шли в бой. Они погибали вместе с бойцами, пробитые осколками снарядов или пулями. Они вместе с солдатами мёрзли в окопах и блиндажах. Теплом своих строк они согревали сердца, их многократно перечитывали в перерывах между боями. Новостями из дома делились со своими боевыми товарищами как глотком воды, как куском хлеба, как патронами. Часто они становились последним резервом в смертельном бою.
Когда берёшь сегодня в руки открытку, посланную с «передовой», из горнила сражения под Москвой или из окопов Сталинграда, от десантника перед решающей операцией, посланную с Курской дуги, из захваченного у немцев блиндажа или из только что освобождённого города, испытываешь настоящее волнение. Их писали когда-то живые люди, а потом погибшие в бою или умершие от ран, и вот сейчас будто ожившие. Они словно начинают разговаривать с вами. Вы становитесь сопричастными к этим событиям, к жизни этих людей и незримо входите в быстротекущую реку времени. Открытка становится посланием не только с фронта в тыл, а превращается в послание, обращённое из прошлого в будущее, в наше сегодняшнее время. На особо ценных и важных документах в наших архивах ставится штамп «Хранить вечно». Этот штамп нужно ставить на всю почтовую корреспонденцию Великой Отечественной войны, так важно то, что она содержит!
Храните и берегите наше героическое прошлое!
Участившиеся в последнее время попытки переписать историю, переделать, исказить ход войны, перечеркнуть истинные корни и истоки нашей победы заставляют сегодня быть особенно бережными к сохранению любых подлинных документов Великой Отечественной войны, в том числе и почтовой корреспонденции тех лет: писем, открыток, секреток. Они – важная часть нашего исторического и духовного наследия, без которого невозможно понять истоков нашей Победы.
Бесспорен вклад в Победу нашей почты. В те суровые дни все почтовые службы, её работники, сами письма были на переднем крае, стали воинами – были зримо и незримо в одном строю с бойцами, в одном строю с нашим народом, с нашей страной. Победив вместе со всеми в той страшной войне, они по праву стали слагаемыми нашей Победы, а почта тех лет по праву должна нести звание «Почта Победы».
Большая часть прошедшей почту корреспонденции хранилась и хранится ещё в семьях, вместе с похоронками, с вырезками из газет, с обагрёнными кровью документами как дорогая бесценная семейная реликвия, как память о самых дорогих и близких людях. Небольшая часть этой корреспонденции по крупицам собирается неравнодушными людьми, которые выполняют дело огромной важности, способствуя их сохранению, сбережению и изучению.
Представляемая в Кронштадтском Морском музее выставка – это выставка писем и документов – подлинных писем и документов, документов-свидетельств, документов-очевидцев. Они не подвластны времени – эти простые человеческие письма, ставшие свидетелями самой жестокой и кровавой войны за всю историю человечества. Они стали бесценными, боевыми, фронтовыми реликвиями тех лет. Война уходит в историю вместе с её участниками, а вместе с ними постепенно стирается память о тех событиях. Это естественный, но грустный процесс. Потому-то сегодня всё актуальней вопрос: как продлить эту память? Как продлить чувство сопричастности к нашему героическому и трагическому прошлому?
Наша память как нить связывает нас с окружающим миром, с отчим домом, с народом, с историей. Страшно беспамятство, когда оно наступает. Страшно и историческое беспамятство. Значит, жить и помнить – наша человеческая обязанность, прежде всего для самих себя, потому что наша память – это наша совесть. Это нужно и нашим детям, чтобы они понимали и помнили то, что помним мы, чтобы не повторить трагедий и бед прошлого. Это нужно и нашим предкам и ушедшим от нас поколениям, потому что пока мы помним и храним их образы, они живут вместе с нами, живут в наших сердцах, наших делах и поступках.
Нужно просто, открыто, доступно и честно писать, рассказывать и показывать всю правду о войне, о величии подвига и о безмерном человеческом горе многих людей нашей страны. Эта правда и будет самым достойным памятником всем павшим. Но правда не бывает сладкой, она чаще всего горька. Надо открыто и честно писать и об истории нашей страны и ее народа, о его героических и трагических страницах. Только так! Только вместе!
Нашу Победу никогда не состарит время. Поколения, выросшие после войны, всегда будут в долгу перед поколениями войны и обязаны это помнить. Надо гордиться своим народом и помнить тех, кто ценой своей жизни подарил нам счастье жить! Подарил нам весну 1945 года – наш бессмертный народный праздник.

Владимир Ёлкин филокартист, собиратель-исследователь

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: