Первым делом – самолёты

IMG_1994В середине апреля, накануне 71-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, энтузиасты Кронштадтского Морского музея при поддержке морских инженеров из Санкт-Петербурга подняли со дна Керченского пролива два советских самолёта Ил-2. Операцию по подъёму обеспечивало новейшее российское аварийно-спасательное судно «Спасатель Демидов», несущее службу в Чёрном и Азовском морях.

Самолёты-штурмовики были обнаружены в ходе поисковой операции летом прошлого года, когда исследователи метр за метром прочёсывали акваторию пролива с помощью современного гидрографического оборудования в поисках самолётов и судов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Им удалось обнаружить четыре самолёта, предположительно штурмовика Ил-2.
Самые серьёзные потери советская авиация понесла на этом направлении в 1943 году в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции, целью которой был захват двух плацдармов на Керченском полуострове, последующего накапливания на них основных сил и наступательных действий в направлении – Керчь – Михайловка – Ивановка – ст. Багерово. В этой операции было задействовано свыше 1000 самолётов 4-й воздушной армии и авиации Черноморского флота. Среди них были и самолёты-штурмовики Ил-2, которые обеспечивали огневую поддержку десантников, осуществляли сброс грузов, выполняли боевые задания по уничтожению кораблей и плавсредств противника.
По номерам двигателей поднятых самолётов поисковикам удалось установить членов экипажей и обстоятельства их гибели. 14 апреля 2016 года был поднят штурмовик лётчика младшего лейтенанта Валентина Петровича Едуша и стрелка младшего сержанта Владимира Николаевича Силина, сбитого группой истребителей Ме-109 2 декабря 1943 года. Останки в самолёте обнаружены не были, так как он лежал на дне кабиной вниз. Через три дня, 17 апреля 2016 года, исследователи подняли Ил-2 лётчика младшего лейтенанта Николая Петровича Воронина и стрелка младшего сержанта Ивана Ильича Лындова, который был сбит огнём вражеской зенитной артиллерии 5 декабря 1943 года. Удалось поднять только мотор штурмовика. Кабина, в которой могут находиться останки лётчика, осталась лежать на дне: её не удалось поднять из-за сильного замытия грунтом.
Таким образом, число поднятых поисковой группой Кронштадтского Морского музея самолётов в Керченском проливе достигло трёх: в августе 2015 года усилиями исследователей на землю из своего последнего полёта, затянувшегося на 72 года, вернулся Ил-2 лётчика гвардии младшего лейтенанта Александра Петровича Ударова и стрелка сержанта Петра Павловича Калинкина. Их самолёт был сбит 1 ноября 1943 года. В кабине были обнаружены останки лётчика, которые в мае 2016 года переданы родственникам для захоронения. Сам штурмовик был очищен от ила, морских организмов и передан в качестве экспоната в военно-патриотический парк культуры и отдыха ВС РФ «Патриот», где он занял почетное место.
По окончании реставрационных работ самолёт-штурмовик Ил-2 В. П. Едуша и В. Н. Силина, поднятый в этом году, планируется установить в качестве памятника в Геленджике. Самолётом Н. П. Воронина и И. И. Лындова уже заинтересовались несколько российских музеев, экспонатом одного из которых он, вероятно, и станет в недалёком будущем.
Исследователи не останавливаются на достигнутом, ведь на дне Керченского пролива, помимо части штурмовика Ил-2  Н. П. Воронина и И. И. Лындова, где могут находиться останки лётчика, лежит ещё один самолёт, поднять который в этот раз не позволило наличие на нём боеприпасов. Новая экспедиция не за горами – уже есть предварительные планы о её проведении летом этого года. Организация подобных исследований – реальный вклад в дело сохранения истории Великой Отечественной войны и увековечивания памяти погибших при защите Отечества.

Илья Мельников
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: