Судьба пароходов «Белоостров» и «Сестрорецк»

Копия_Пароход «Белоостров». 1948 гПароход «Белоостров». 1948 год. Фотография из коллекции Д. В. Васильева

 

В Историко-культурном музейном комплексе в Разливе завершилась совместная с Кронштадтским Морским музеем выставка «Сестрорецк – история на воде». Её экспозиция рассказывала о кораблях, названных в честь Сестрорецка и окрестных населённых пунктов Курортного района Санкт-Петербурга: миноносце, канонерской лодке, грузовых и пассажирских судах.

Копия_Пароход «Сестрорецк»Пароход «Сестрорецк».
Фотография из коллекции Д. В. Васильева

В ходе подготовки выставки сотрудникам музея удалось встретиться с родственниками членов экипажа парохода «Белоостров», которые поделились информацией и передали в дар музею фотографии и личные вещи моряков. Этот пароход, наряду с судном «Сестрорецк», был получен СССР от Финляндии в счёт репараций по результатам войны в 1945 году. Однако до 1945 года эти корабли назывались другими, финскими именами – «местные» наименования им предстояло получить несколько позже.

Превращение «Русалки»

Будущий «Белоостров» – двухпалубный пароход «Aallotar», чьё название переводилось как «Русалка», был построен в 1937 году на Хельсингёрской судоверфи в Дании для финской пароходной компании «Finska Ångfartygs Aktiebolaget». До начала войны он обслуживал линию от Хельсинки до английского города Халла (Гулля). После передачи судна в состав Балтийского морского пароходства в 1945 году пароход был переименован в «Белоостров» и в 1945-1946 годах ходил по маршрутам до Либавы, Штеттина, Гельсингфорса, Карлсхамна. С 1 июля 1946 года «Белоостров» начал курсировать на регулярной линии Ленинград – Хельсинки – Стокгольм – Лондон, став одним из первых пассажирских судов, связавших СССР с Западной Европой после войны.

От Ленинграда
до Лондона
за десять дней

Согласно расписанию движения парохода, которое можно найти в рекламных буклетах агентств-дистрибьюторов (пассажирские билеты на пароход продавались в офисах фирм «Интурист» в Ленинграде и Москве, в Хельсинки, Стокгольме, агентстве «Thomas Cook & Son» в Лондоне, а также в Осло и в Копенгагене), путешествие от Ленинграда до Лондона длилось 10 дней. Этой линией пользовались дипломаты, сотрудники торгпредств и ведомств, маршрут был популярен у финнов и шведов в качестве сообщения между странами Скандинавского полуострова. Записи в судовых журналах парохода за 1950-е годы свидетельствуют о том, что из Ленинграда в сторону Лондона отправлялось в среднем 10-12 пассажиров, а в обратную сторону, из Лондона до Ленинграда, ехали 30-40 человек.  При этом пароход, являвшийся грузопассажирским, доставлял также некоторое количество грузов в Финляндию и Швецию, а затем шёл через Кильский канал в Суррейские доки Лондонского порта на юго-востоке столицы Великобритании, где находился в течение трёх дней до приёма на борт новых пассажиров. Заход в Хельсинки осуществлялся на один день, в Стокгольм – на 2,5.

Сервис
на высшем уровне

Пароход был обеспечен 80 каютами для 156 человек: из них 51 каюта была первого класса, 29 – третьего. На борту находились два ресторана, первого и третьего классов, бар, музыкальный салон, в котором исполняли советскую и иностранную музыку (на английском и немецком языках). В ресторане готовили блюда русской и европейской кухонь. Одна из участниц интервью, проводимых сотрудниками Музейного комплекса в Разливе с родственниками членов экипажа парохода «Белоостров», – дочь плотника А. И. Шкарина, работавшего на корабле в 1945-1947 годах, вспоминает, что на судне, например, пекли «длинные булки» – багеты. На пароходе необходимо было создать комфортные условия для путешествия и достойный сервис. Потому не случайно, что известный капитан Балтийского пароходства А. М. Оганов, в 1960-1970-х годах открывавший пассажирское трансатлантическое направление Ленинград – Монреаль и Ленинград – Нью-Йорк на круизных лайнерах «Александр Пушкин» и «Михаил Лермонтов» и собравший на этих судах великолепную команду профессионалов, начинал свою карьеру пассажирским помощником капитана именно на «Белоострове». Рассказу о работе на судне Оганов посвятил главу своей книги «Капитанский час».
Экипаж «Белоострова» состоял из 70 человек. В 1948 году некоторое время капитаном корабля была Анна Ивановна Щетинина – первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. В 1935 году 27-летняя Щетинина потрясла международную общественность тем, что стала капитаном судна «Чавыча» и провела его из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский.
В Балтийском морском пароходстве она оказалась в 1946 году и проработала в его составе три года. В дальнейшем А. И. Щетинина занималась преподаванием в Ленинграде и Владивостоке, а также написала книгу «На морях и за морями…».  В 2006 году в честь Анны Щетининой был назван мыс в Японском море.

В условиях
«холодной войны»

На протяжении десятилетия пароход «Белоостров» был одним из немногих пассажирских кораблей, ходивших в порты Западной Европы (на линии до Лондона работал также пароход «Сестрорецк», однако в 1951-м он был передан в другое пароходство), поэтому, в условиях начавшейся «холодной войны» он достаточно часто становился участником различных скандалов в зарубежной прессе. Одним из самых громких случаев стала история, связанная с известным итальянским физиком-атомщиком, исследователем нейтрино Бруно Понтекорво. Будучи коммунистом, Бруно принял решение об иммиграции в СССР в 1950 году. В сентябре он прибыл со своей семьёй в Стокгольм, а оттуда взял самолёт до Хельсинки, после чего перестал выходить на связь.
В зарубежных газетах начались дискуссии о том, куда исчез учёный, но большинство сходилось во мнении, что из Хельсинки он был переправлен в Советский Союз. В дальнейшем появилась более детальная информация: согласно одной из статей, «Отправление русского судна «Белоостров» [из Хельсинки в Ленинград] должно было состояться в 10.40 утра, однако отплытие отложили до 17.00, ожидая Понтекорво и его семью». До конца жизни Бруно плодотворно работал в подмосковном городе Дубна, занимаясь научной и преподавательской деятельностью.
В Балтийском морском пароходстве «Белоостров» числился до марта 1956 года, после чего был переведён на Чёрное море, где эксплуатировался на линии Одесса – Дуррес с заходом в Констанцу, Варну и Пирей. В начале 1960-х в связи с ухудшением и полным разрывом дипломатических отношений с Албанией этот пассажирский маршрут заменили линией в Италию, а «Белоостров» было решено передать  в состав Сахалинского пароходства – ему на смену пришли более комфортабельные круизные лайнеры, которым уже не приходилось заниматься перевозкой грузов наряду с обслуживанием пассажиров.
С 1964 года новым портом приписки парохода стал Холмск. На Дальнем Востоке «Белоостров» совершал единичные рейсы до середины 1970-х, и в 1975 году был разделан в Японии на металлолом.

«Preussen» – «Polaris» – «Сестрорецк»

Вместе с судном «Белоостров» в состав Балтийского морского пароходства от Финляндии СССР был передан товаро-пассажирский пароход «Сестрорецк». Он был построен в Штеттине на заводе «Одерверке» в 1912 году для немецкой фирмы и назван «Prinzessin Sophiе Charlotte». Однако за время своего существования пароходу не раз пришлось сменить и имя, и владельцев.
Начало Первой Мировой войны пароход застал в Петрограде и вскоре был интернирован в состав Балтийского флота. После переоборудования в минный заградитель «Ильмень» он начал воевать против своих недавних владельцев. В 1918 году у берегов Финляндии пароход опять захватила Германия, и уже через несколько лет он был назван «Preussen». В начале 1930-х немецкая фирма продала его финской компании «Finska Ångfartygs Aktiebolaget», и пароход стал «Полярисом», начав обслуживать маршруты Хельсинки – Лондон и Хельсинки – Антверпен. По результатам Второй Мировой войны судно «Polaris» было передано СССР и переименовано в «Сестрорецк».

Возил грузы
в Лондон
и полярников
в экспедиции

С 1946 году пароход начал исполнять рейсы на грузопассажирской линии Ленинград – Хельсинки – Стокгольм – Лондон. Перевозки на этом маршруте были крайне востребованны: среди товаров, принимаемых «Сестрорецком» на борт, были меха, хлопковые очёсы, щетина.
В 1952 году пароход передали в Мурманское пароходство, где он первое время ходил до Териберки и Йоканги, однако в середине 1950-х судно подверглось большой модернизации в ГДР, в результате которой превратилось в теплоход. Это позволило «Сестрорецку» уже в 1956 году открыть регулярную пассажирскую линию от Архангельска до острова Диксон, связав его с Большой землёй. Теперь теплоход доставлял исследователей Арктики к месту их экспедиций, перевозил зимовщиков до Диксона и Шпицбергена. Уже достаточно обветшалое в 1970 году судно было продано югославской компании «Brodospas» и разобрано в городе Сплит в 1972 году.

Олеся Леонтьева,
научный сотрудник
 СПб ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе»

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: