Петергофский десант

Гуляя по парковым дорожкам Нижнего Петергофа, трудно представить, что вся окружающая тебя красота в далеком октябре 1941 года была местом боевых действий. В СССР о тактических десантах в рамках Стрельнинско-Петергофской наступательной операции, состоявшейся 5 октября 1941 года, предпочли надолго забыть. Их организаторы не смогли снискать ни славы, ни наград. Их участники, которые должны были помочь соединиться основным силам 8-й и 42-й армий, не выполнили своей боевой задачи и практически в полном составе погибли в ходе боёв, продолжавшихся несколько суток. О трагических событиях тех лет вспомнили лишь к 1980 году, установив на месте десантирования памятники и памятные таблички.

11339543058_desant3

Предыстория десантной операции
К 14 сентября 1941 года немцы вышли на побережье Невской губы и захватили Новый Петергоф, Стрельну и Урицк (ныне снова – Лигово). Данные действия привели к тому, что соединения 8-й армии, оборонявшей побережье, были дважды блокированы противником на так называемом Ораниенбаумском плацдарме. Теперь их снабжение можно было осуществлять лишь морским путём через Кронштадт. При этом фарватер Кронштадт – Ленинград мог простреливаться немецкой артиллерией, которая была установлена в районе Стрельны. Понимая, что восстановление сухопутных коммуникаций вдоль южного побережья Финского залива существенно улучшит положение советских войск и боевую устойчивость всей группировки, обороняющей Ленинград с юго-западного направления, командование фронта приняло решение о проведении операции по деблокированию 8-й армии. Части 8-й армии должны были наступать на Петергоф, а части 42-й армии из района Лигово на Урицк. Для поддержки данного наступления в тылу немецких войск планировалось высадить 2 тактических морских десанта.

В Кронштадте в короткие сроки был сформирован полнокровный батальон морской пехоты (477 человек), куда вошли добровольцы из числа экипажей линейных кораблей «Октябрьская Революция» и «Марат», стоявшей в Ораниенбауме «Авроры» (10 человек), недостроенного тяжёлого крейсера «Петропавловск» (40 человек), а также из числа инструкторов Учебного отряда и личного состава Военно-морского политического училища и островных фортов. В качестве усиления батальону был придан разведывательный взвод из состава разведотдела Балтийского флота в составе 43 человек. Общая численность отряда, таким образом, составила 520 человек. Командовал десантным отрядом полковник А. Т. Ворожилов, комиссаром был А. Ф. Петрухин.

Спешно сколоченные десантные роты не владели тактикой ведения сухопутного боя. Подготовка десанта, в том числе и учебные занятия, проводилась в течение всего четырёх суток – с 1 по 4 октября. Такой срок был поставлен вышестоящим командованием в лице Г. К. Жукова. Также по его приказу была отменена предполагаемая артподготовка, которая, по мысли Жукова, могла навредить внезапности операции.

Судьба Петергофского десанта
Высадка основных сил десанта началась ранним утром 5 октября возле пристани дворца Монплезир в Нижнем парке Петергофа, а также в Александрии (большая часть десантников высаживалась с буксируемых шлюпок, часть непосредственно с боевых катеров). Противник, скорее всего, не обнаружил приближение десанта (хотя существует версия о том, что немцы умышленно дали десанту приблизиться к берегу). Первая рота десантников высадилась по пояс в ледяную воду и без противодействия со стороны гитлеровцев выбралась на берег.

При попытке проделать в заграждениях проходы, немцы открыли по десантникам массированный артиллерийско-пулемётный огонь. В результате уже в первые минуты был убит командующий десантом полковник Ворожилов. И хотя тут же командование отрядом принял на себя комиссар Петрухин – безусловно, это отрицательным образом сказалось на организации боя и управлении отрядом.

К несчастью для наступающих десантников, огнём немцев были уничтожены обе радиостанции и радисты, в результате чего десант оказался на хорошо укреплённом противником берегу без какой-либо связи с командованием.

Под очень сильным огнём противника десантники прорвались в Нижний парк, заняли павильоны Монплезир и Эрмитаж. Именно в Монплезире комиссар Петрухин решил организовать свой КП. Здесь десантникам удалось встретиться с группой бойцов из состава морского батальона, который формировался в Большой Ижоре и входил в состав 10-й стрелковой дивизии 8-й армии. Данную группу возглавлял лейтенант П. Е. Кирейцев. Они пробились сюда со стороны Ораниенбаумского плацдарма. Это был единственный отряд, которому удалось соединиться с силами десанта.

К рассвету немцам удалось отрезать высадившихся матросов от воды. На окружённые силы десанта они обрушили огонь из артиллерии и миномётов. 5 октября немецкая пехота предпринимала неоднократные попытки атак со стороны каскада фонтанов «Самсон», но матросы оказывали им ожесточённое сопротивление, и ни одна из атак цели не достигла. Уже в сумерках немцы подогнали к Большому дворцу автомобиль с мощной радиоустановкой и прекратили огонь. Они начали уговаривать моряков сложить оружие, однако десантникам удалось перебить охрану установки, после чего пропагандистская машина была уничтожена.

Несмотря на то, что связи с высадившимся на берег десантом не было, днём 5 октября дважды
к берегу пытались подойти катера, которые надеялись обнаружить десантников и доставить им боеприпасы. К этому моменту берег был занят частями противника, и катера попадали под плотный огонь.

Скорее всего, уже к утру 6 октября Петрухин вынужден был перевести свой КП из Монплезира в грот, расположенный под каскадом Шахматной горки, когда решил, что никаких шансов на выполнение поставленной задачи у десанта больше нет. Тогда же он приказал оставшимся в живых матросам прорываться к частям 8-й армии в Ораниенбаум под прикрытием прибрежного тростника. Комиссар лично поднял бойцов в атаку на прорыв к плацдарму, но был смертельно ранен. Пробиться к своим морякам не удалось. К вечеру немцы в очередной раз использовали громкоговорители, призывая краснофлотцев сдаться в плен, а позднее спустили в парк несколько десятков натренированных овчарок, которые должны были искать десантников. Собаки набрасывались на раненых матросов, патроны у которых были на исходе. От собак отбивались при помощи ножей и штыков. Бой в районе лесной полосы Нижнего парка продолжался до 7 октября и завершился гибелью почти всех десантников.

Владимир ШАТРОВ

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: