Судьба опального наморси
О подвиге капитана 1 ранга Щастного, организовавшего и возглавившего Ледовый поход 1918 года

Три века существует Балтийский флот. Много героических страниц в его истории. Никогда не померкнет и подвиг, совершённый моряками весной 1918-го года. Подвиг этот вошёл в историю под названием «Ледовый поход».

1SJ_p79pzen4

Германские империалисты пытались прорваться к Петрограду. Для осуществления этого плана они стремились захватить Балтийский флот, наиболее мощные корабли которого находились в гаванях Ревеля и Гельсингфорса. 16 февраля 1918 года Совет народных комиссаров дал директиву Центробалту немедленно перевести корабли из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт.

Согласно Брестскому договору, Советская Россия была обязана сдать Германии военно-морские силы на Балтике, находящиеся в Гельсингфорсе. Между правительствами Советской России и Германии существовали два секретных договора с двумя пунктами. По первому – сдать безоговорочно! По второму – взорвать, затопить! Решение принималось в строжайшей тайне. Изуверский приказ Ленина: «Ввиду безысходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, (к таковым он отнёс Наркома по морским делам П. Е. Дыбенко – прим. автора) флот уничтожить немедленно». Приказ был отдан лично капитану 1 ранга Алексею Михайловичу Щастному. 22 марта Совкомбалт, а 5 апреля Совет народных комиссаров назначили его начальником морских сил Балтийского моря – наморси.

В мировой морской практике есть правило топить свой флот при входе в бухту защищаемого города, чтобы не допустить проникновения туда вражеских кораблей. Таким приёмом пользуются в безвыходных положениях… Наморси Щастный принял единственное, как обязывала его офицерская честь, архирискованное решение: вывести из скованного льдом Гельсингфорса боевые силы Балтфлота.

Северный поход

Состояние кораблей в этот критический момент было крайне тяжёлым. На них оставалось в среднем около 30 процентов команды. Запасы топлива были ничтожными. Многие корабли и суда находились
в ремонте, их механизмы были разобраны. Катастрофически не хватало ледоколов. Спешно завершив ремонт, 11 апреля 1918 года корабли вышли в поход при сложных метеорологических условиях. На всём 180-мильном походе над судами кружились немецкие самолёты. Они обстреливали ледокол «Ермак». На кораблях из-за недостатка топлива стоял невыносимый холод. Люди спали по два – три часа не раздеваясь и снова принимали вахту. Ели неразогретую пищу, не уходя с постов.

И всё же, благодаря своей энергии и высокому профессионализму, 22 апреля капитан 1 ранга Щастный все боевые корабли и суда привёл в Кронштадт. Их было 233, что составляло 42 процента от всех 558 кораблей Балтфлота, бывших на конец 1917 года. 30 апреля открылся 3-й съезд моряков Балтийского флота. Делегаты стоя приветствовали наморси, спасшему корабли от позорного плена или бессмысленной гибели в морской пучине…

Но не прошло и месяца, как по постановлению Верховной Морской Коллегии капитан Щастный был арестован «по подозрению в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой на флоте, неисполнении приказов Советской власти и планомерной дискредитации её в глазах матросов с целью её свержения».

За основу было взято состряпанное следователем В. В. Кингисеппом дело наморси Щастного. А «заслуги» Кингисеппа были отмечены тем, что город Ямбург был переименован в его честь. И до сих пор носит это имя.

Далее состоялся Революционный Трибунал при ВЦИК, который вынес приговор: «Именем РСФСР Революционный Трибунал, рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника Морских сил Балтийского флота гражданина А. М. Щастного, 37 лет, постановил – расстрелять. Приговор привести
в исполнение в течение 24 часов».
На рассвете 22 июня 1918 года во дворе Александровского военного училища Щастного расстреляли, фактически по решению Ленина, Свердлова и Троцкого.

Виражи непредсказуемой истории Балтфлота продолжились. Через десять лет после расстрела, 23 февраля 1928 года, вышел приказ РВС СССР о награждении Балтийского флота орденом Красного Знамени. Приказ гласил: «Красный Балтийский флот под угрозой захвата его германским империализмом совершил бесмертный в мировой истории Ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт. Балтийский флот был спасён исключительно энергией и самоотверженностью моряков». Из текста следует, что имя наморси вычеркнуто из списков морских офицеров Советской России и предано забвению.

77 лет понадобилось, чтобы реабилитировать героя. В решении о реабилитации указано: «Реабилитация Щастного – флотоводца, сознательно боровшегося с советской властью, не будучи в рядах белого движения, – это реабилитация офицера, погибшего за иной путь развития страны после ноября 1917 года. В его чувствах, мыслях, поступках не было состава преступления перед Россией».

Капитан 1 ранга Щастный ценой своей жизни спас Балтфлот – тот самый, который в Великой Отечественной войне сыграет роль в защите Ленинграда, Кронштадта и всей Советской страны. Алексей Михайлович заслужил памятник, а не забвение.

В Кронштадте – городе Воинской славы, в котором корабли завершили героический Ледовый поход, должен быть увековечен беспримерный подвиг капитана 1 ранга Щастного. В сквере на Посадской улице, у дома № 17, где он жил с 1905 года, предлагаю воздвигнуть памятник. На постамент установить бюст Щастного, который находится в кронштадтском Морском собрании (работа скульптора Тавиди). На постаменте разместить текст: «Спасшему смертью честь и флот».

Уважаемые кронштадтцы, ветераны флота, все кому не безразлична судьба опального наморси, перейдём от разговоров к конкретным делам! У нас есть 3 года, ровно столько осталось до 100-летия Ледового похода.

Д. Герман

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: