Николай Петрович Чикер

Контр-адмирал-инженер

(Начало в номере № 23
от 18 июня 2015 года)

Н.П.ЧикерКонтр-адмирал Николай Петрович Чикер делится опытом с будущими водолазами

Подъём
немецких лайнеров

В августе 1949 года Николай Петрович Чикер был назначен начальником отдела AСС ВМФ по подъёму лайнеров в Германии (город Штральзунд). Надо сказать, что и до этого он занимался разработкой проектов подъёма двух лайнеров: «Ханза» и «Гамбург» водоизмещением по 31 200 тонн. Суда однотипные, они были потоплены немцами весной 1945 года: «Ханза» в девяти милях от порта Варнемюнде, «Гамбург» – в двух милях от порта Засниц (остров Рюген). Оба – в открытом море, на глубине 17-20 метров, с креном 860 на левый борт; погрузившись в илистый грунт на 2-3,5 метра. На «Гамбурге» было 2500 тонн груза.
Работы по подъёму каждого из лайнеров проводились в три эта­па: поворот на ровный киль; заделка повреждений и 500 иллюмина­торов левого борта (правобортные были заварены – правый борт возвышался над поверхностью воды); осушение отсеков, очистка от груза и ила и, наконец, ввод в порт. Поворот судов осуществлялся с помощью 60 гиней тяговым усилием 60 тонн каждая. Ходовые концы гиней выбирались ручными 10-тонными лебёдками. Для увеличения плеча поворота на выступающих над водой правых бортах лайнеров устанавливались 60 специальных стальных кронштейнов высотой по два метра. В качестве платформ для лебёдок и крепления гиней ис­пользовались две секции недостроенного стального гигантского плавучего дока (строился немцами для докования двух крупнейших линейных кораблей «Бисмарк» и «Тирпиц»). Их устанавливали на расстоянии 60 метров от днища поднимаемого судна. Для того, чтобы секции не сползали к лайнеру, к их днищам приваривались по 20 стальных сошников, углубляющихся в грунт на 1,7 метра.
Для облегчения поворота у днища судна отмывался котлован. Дополнительно у палубы каждого из лайнеров острапливались по пять понтонов общей подъёмной силой 1500 тонн.
Работы по подготовке лайнеров к повороту велись одновременно с февраля 1949 года в сложных погодных условиях.
К концу августа на «Ханзе» они были закончены. Поворот производился вручную, с помощью лебёдок с одновременным продуванием понтонов и длился непрерывно 48 часов. В работе участвовали около 1000 человек, расписанных по боевым постам по чёткой организационной схеме. Чтобы поставить лайнер на плав, потребовалось снять кронштейны, заварить бортовые отверстия цистерн Шрама (успокоителей качки), остропить понтоны для остойчивости при откачке, убрать большую часть грязи с креневого борта. Всё это было выполнено за 20 суток. Генеральная откачка длилась непрерывно двое суток. 20 сентября судно всплыло и было отбуксировано на внешний рейд Варнемюнде, где его окончательно очистили. 15 декабря спасатели ввели лайнер в порт и передали представителям Балтийского пароходства.
Тем временем обе секции были переведены к лайнеру «Гамбург». Поворот судна осуществлялся тем же способом, но в более сложных условиях: более мягкий грунт, большая глубина затопления, штормовая погода. Лайнер был поднят в 1950 году и также передан Балтийскому пароходству.
За успешное выполнение сложных работ по подъёму лайнера «Ханза» в 1950 году руководитель работ Николай Петрович Чикер был удостоен Государственной премии вместе с рядом сотрудников, принимавших участие в этой работе. Формулировка: «За разработку и коренное усовершенствование методов подъёма затонувших крупнотоннажных судов».

Операция
по спасению теплохода «Русь»

Несколько ранее, в январе 1949 года, Николай Чикер возглавил операцию по спасению теплохода «Русь» (бывший «Кордильера»), поднятого до этого в Балтийском море в порту Свинемюнде (Свиноустье). «Русь» на буксире следовала в Антверпен на ремонт, в море разыгрался девятибальный шторм, и капитан решил отстояться в проливе Зунд. В это время здесь проходил крупный норвежский танкер. Не заметив стоящий на якоре лайнер, он врезался в его левый борт и прорезал его от верхней палубы до второго дна, углубившись своим форштевнем на 5 метров в корпус судна. Отработав затем задним ходом, он развернулся и ушёл. Площадь пробоины соста­вила около 80 кв. метров. Судну грозило затопление, переборки под давлением воды вспучились. Борьба за непотопляемость судна длилась пять суток. Только в подводную часть трюмов было уложено 10 тонн стальной арматуры и 100 тонн бетона. Надводную часть пробоины заделали щитами из толстых брёвен. Все это позволило удержать судно на плаву в условиях продолжающегося шторма и благополучно довести его до Антверпена. Там лайнер был восстановлен. Владельцам тара­нившего его танкера пришлось возместить убытки.

Поднять корабль со дна вверх днищем

В январе 1956 года Николай Петрович назначается командиром экспедиции особого назначения (ЭОН) по подъёму линкора «Новорос­сийск» в Севастополе. Эта крупнейшая в послевоенное время судо­подъёмная операция продолжалась до октября 1957 года. Линкор в результате взрыва опрокинулся и затонул в Северной бухте кверху днищем. Судоподъёмные работы характеризовались крайней сложностью их выполнения и колоссальным объёмом и разнообразием применения технических средств. Генеральный план предусматривал продувку сжатым воздухом многочисленных отсеков внутри корпуса судна, остропку более двадцати судоподъёмных понтонов большой грузоподъём­ностью (400 и 200 тонн), подъём кверху днищем продувкой внутренних объёмов корпуса и понтонов, срезку электрокислородной резкой па­лубных надстроек, труб, мачт, многочисленных палубных конструкций (в том числе броневых барбетов артиллерийских башен).
Для работы внутри корпуса был установлен ряд шлюзовых шахт. Работы внутри корпуса проводились под давлением (как в кессонах). Требовалось произвести расчистку завалов и выгрузку из внутренних помещений корабля различных корабельных конструкций, сорвавшегося со своих мест корабельного оборудования и подготовить многочисленные отсеки для их продувки. Срезку палубных конструкций в том числе и барбе­тов орудийных башен пришлось вести водолазам «на весу» после всплытия корабля над местом его затопления. Поднятый корабль вверх днищем был отведён для разделки на металл в октябре 1957 года.

Лодка вспыла вместе с экипажем

Осенью 1957 года Николай Петрович Чикер руководил спасением подлодки «M», затонувшей у берегов Крыма с личным составом, кормовой оконечностью касаясь грунта на глубине
81 метр с дифферентом на корму примерно 60°. Самоотверженная работа водолазов и спасателей, которая длилась в штормовых условиях трое суток, увенчалась успехом. Лодка всплыла вместе с личным составом.

Операция
на Северном флоте

В октябре 1957 года Николай Петрович назначается заместителем начальника АСС ВМФ и, оставаясь в этой должности, в том же году – командиром ЗОН по подъёму подлодки С-200 на Северном флоте. Лодка затонула в Баренцевом море на глубине около 200 метров – легла на грунт на ровный киль с незначительным креном, глубоко погрузившись в илистый грунт. Работы выполнялись со спасательно-судоподъёмного судна «Карпаты», оборудованного четырьмя грузоподъёмными устройствами по 250 тонн грузоподъёмности каждое, и специально спроектированного и изготовленного для этой цели захватного устройства, оборудованного двумя парами гидравлических храпцевидных захватов, охватывающих корпус затонувшей подводной лодки. Все работы по подрезке под корпус кольцевых стропов со штоками для двух направляющих тросов для спуска на лодку захватного устройства и другие работы на глубине выполнялись с помощью рабочей камеры, оборудованной манипуляторами. Лодка была поднята на захватном устройстве под корпус спасательно-судоподъёмного судна «Карпаты» и в подвешенном под судном состоянии доставлена в Мурманск, где её положили на грунт и подняли на поверхность продувкой цистерн.

Работа на пользу ВМФ

В январе 1958 года Николай Чикер назначается начальником АСС ВМФ, а после объединения Вспомогательного флота с АСС ВМФ в марте 1963 года – заместителем начальника ВС и АСС ВМФ – главным инженером АСС ВМФ. Находясь на этих должностях, Николай Петрович провёл большую, очень полезную и нужную для ВМФ работу:
■ по организационному укреплению подразделений АСС на флотах, исходя из усложнённых условий аварийно-спасатель-ного обеспечения ВМФ;
■ по несению боевой службы кораблей флота в океанах и Средиземном мо­ре;
■ по обновлению устаревших судов современными спасательными судами: ССПЛ пр. 527 (универсальное спасательное судно пр. 537 – носитель глубоководных поисково-обследовательских обитаемых автономных глубоководных аппаратов Поиск-2 (глубина использования 2000 м), спасательных снарядов и рабочих снарядов (глубина использования 500 м) для спасения подводников по «сухому» способу (ПСС и Арс) оборудованное также водолазным комплексом устройств для работы водолазов до 300 м из условий «длительного пребывания под давлени­ем»; спасательная подводная лодка-носитель спасательных снарядов ПСС и оборудованная водолазным комплексом устройств для работы водолазов из условий «длительного пребывания под давлением»; ря­дом новых спасательных судов для оказания помощи и спасения надводных кораблей и судов; противопожарных судов; водолазных судов и ботов; поиско-спасательных катеров и так далее;
■ по разработке и внедрению новых видов аварийно-спасательной техники, водолазного снаряжения, подводной электроники, водолазной телефонии, средств подводного освещения, гидроакустической связи, поисковой аппаратуры, спасательного оборудования и снаряжения для стационарной установки на ПЛ ГШ и самостоятельного спасения подводников и других средств.
■ по укреплению лабораторной базы НИИ АСС ВМФ для физиологических исследований и разработки глубоководного во­долазного снаряжения, противопожарной, электротехнической, ава­рийно-спасательной техники; снабжения НИИ электронно-вычислитель­ными машинами и приборами и т. д.
■ по разработке программ перспективного развития технических средств АСС ВМФ, по подготовке ряда постановлений ЦК КПСС и СМ СССР по ОКР и НИР по созданию новых технических средств для АСС ВМФ в промышленности.
В январе 1972 года Николай Петрович Чикер был уволенв запас ВС по возрасту.

Капитан 1 ранга
К. А. Цыбин

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: