«Служу Отечеству поныне»

НикитинскийВ Приозерской городской библиотеке передо мной сидит интеллигентный, не стареющий душой человек, за плечами которого непростая судьба, в которой были и трудные годы войны, и послевоенное лихолетье, и счастливое постижение любимой профессии. Леберт Дмитриевич Никитинский. Водолаз.

Наставник кочегаров
Он родился в Архангельске. Отец оставил семью, и на попечении матери Любови Петровны было двое детей, Леберт и его сестра. Мама работала в кинотеатре контролёром. Жили тяжело. Поэтому после окончания четырёх классов он поступил в ремесленное морское училище. В мае 1944-го получил специальность судового машиниста. 14 из 26 выпускников были отобраны в Ленинградское морское пароходство. В тот год всем мест машинистов не хватило, и ему предложили стать кочегаром 2 класса. В декабре 1944 года, после успешной сдачи зачётов Никитинскому присвоили 1 класс и звание кочегара-наставника.

Призыв
После прорыва блокады в 1944 году он помогал восстанавливать в Ленинграде котельные и здания, пострадавшие от бомбёжек. Потом три года проработал в котельной Высшего мореходного училища. Вернулся домой, в Архангельск. И оттуда в июле 1949 года его призвали на флот. На медкомиссии предложили стать водолазом. В Рижской водолазной школе обучение шло по ускоренной программе – за один год два месяца. Распределили в Таллин, в отряд аварийно-спасательных и подводных работ.

Первая мина
«Началась напряжённая, опасная работа со спусками и подъёмами, где нас ждали встречи не с девушками, – с минами. – рассказывает Леберт Никитинский. – Нужно было проявлять смекалку, знания, осмотрительность и осторожность. Мы жили на плавбазе. Каждое утро майор Петров проводил разбор работы водолазов за прошедший день и ставил задачу на текущий. На катерах идём в заданный район. На каждом катере – подробная карта дна гавани, разделённая на квадраты, и каждый должен работать в строго отведённом ему квадрате. Наш катер, согласно разнарядке, работает по обследованию дна Минной гавани. Первые две недели под воду я не ходил. Присматривался, привыкал. Александр Смагин, наш старшина, успокаивал: не спеши, ещё успеешь! Наконец, на третьей неделе, мне разрешили спуститься под воду – походить по ходовому концу, отработать ходьбу по сигналам. Спуск за спуском я нарабатывал навыки. Через две недели уже мог самостоятельно выполнять задания. Через месяц мог уже многое. Но в самые первые дни в каждом подводном камне мерещилась мина.

В один из рабочих дней встали на якорь в своём квадрате. Немного штормило. На рее катера подняли флажный сигнал: «Тише ход! Работает водолаз». С утра под воду шёл я. Проверил снаряжение, расписался о готовности в «Журнале спусков». И стал одеваться. Шерстяные рейтузы и свитер. На ноги – шубенки. Водолазная рубаха. Встал у трапа. Надел галоши, груз с манишкой и сигнал. Спустился по трапу на три ступеньки вниз. Заработал компрессор, и Александр надел на меня шлем.

– Лёня, как воздух? – спросил Александр.
– Всё нормально!

Раздался шлепок ладонью по шлему, что означает разрешение на спуск, и я шагнул по трапу вниз – в воду. Поплавал около трапа, проверяя скафандр на герметичность, махнул рукой – всё, мол, в порядке, и стал погружаться. С каждым метром становилось всё тяжелее. Вот и грунт. Глубина 14 метров, видимость около метра. Осмотрелся. Дёрнул раз за сигнал – я на грунте, чувствую себя хорошо. Нашёл ходовой конец и, взяв его, пошёл к грузу. Под галошами ил, который закрывает колени. Передвигаюсь медленно и тяжело. Дошёл до груза. Взял его в руки и перенёс на метр вперёд. По ходовому концу вернулся к другому. Вот так галсами, от груза к грузу, и продвигался вперёд. Прошло около часа. Наваливалась усталость. В скафандре жарко, пот глаза заливает. Остановился – надо провентилироваться. Дёрнул сигнал два раза. Воздуху прибавилось. Стою, покачиваясь, чуть откинувшись назад. Приятно – из-под щитка шипит воздух. Становится прохладней, обсыхает лицо. Отдохнул. Пора дальше работать. Ходовой конец в руке. Иду к грузу.

Внезапно охватывает чувство тревоги. Пригляделся. Впереди, сквозь толщу воды, вижу какой-то предмет. Прошёл ещё несколько шагов и остановился. Жду, когда муть, поднятая галошами, осядет. Стало светлее. Наклонился. Всматриваюсь внимательнее и вижу стоящую вертикально мину, зарывшуюся в ил. Потрогал рукой, не сдержался. Чувствую коррозию. Думаю: если коррозия, то явно мина старая. По спине холодный пот льётся. Испуга не было, но внутри что-то неприятное, тревожное. Телефона нет. О мине не сообщить. Надо выходить на поверхность и докладывать. Принимаю решение – чтобы мину не искали, подтягиваю к ней груз с буйком. Теперь можно и наверх. Дёрнул сигнал три раза – выхожу, значит. Набираю в скафандр воздух и всплываю. Появился на поверхности метрах в 20 от катера. Ребята подтянули к трапу. Поднялся на палубу. Отвернули иллюминатор, сняли шлем. Взволнованно докладываю, что нашёл мину.

– Значит так, – говорит старшина, – успокойся, сейчас мы тебя разденем, а потом ты всё обстоятельно расскажешь.

Меня освободили из водолазного снаряжения, и мы с Александром и Колей отправились в кубрик. Открыли альбом, в котором были собраны изображения и данные всех видов и типов мин. На странице с электронно-импульсными минами я сразу узнал: она! Старшина сказал коротко: «Это, ребята, серьёзно. Надо самому посмотреть – что и как». Быстрое одевание, шлепок рукой по шлему, и Александр, проверившись на герметичность, уходит под воду. Я стоял на шланге подачи воздуха, а Коля на сигнале. Старшина, направляемый Николаем, быстро дошёл до мины. Видим, покачивание на воде буйка – значит, Саша осматривает мину. Время тянется бесконечно. Кажется, что прошёл час, однако всего двадцать минут. И вот сигнал: старшина выходит. Быстро выбираем шланг и сигнал. Он поднимается, мы раздеваем его. Старшина смотрит на меня и улыбается:
– Ну, Лёня, поздравляем тебя с первой миной.

Крепко жмёт мне руку, а Коля хлопает по плечу: «Молодец!». Через полчаса на катер прибывает майор Петров, а вместе с ним офицер связи. Ещё раз рассматриваем мину в альбоме и ещё раз убеждаемся, что она – электронно-импульсная. Давно эта мина должна была взорваться, да, видимо, механизм не сработал. Петров доложил командованию о ситуации. Приняли решение о подъёме мины. На месте поднимать нельзя – рядом пост СНиС и пирс. Решено было обвязывать мину мягкими стропами и поднимать резиновым понтоном, а после всплытия – отбуксировать на полуостров Полисарри, где её будут ждать сапёры.

На сигнальной мачте поста СНиС подняли сигнал, запрещающий кораблям вход в гавань и выход из неё. Сигнальщиков поста эвакуировали. Катерам, стоящим у пирса, приказали отойти от места работы водолазов на безопасное расстояние. С пирса убрали посторонних и выставили охрану. Обстановка на катере была рабочей и спокойной. Александр одевался, готовясь к спуску под воду. По гавани быстро разнёсся слух, что водолазы нашли мину. За ограждением на причале собирались люди. Они тихо разговаривали, смотря в сторону катера. Подъехала автомашина с необходимым понтоном, стропами и шлангами. Старшина стоял уже на трапе. Всё, как и всегда, шлем, воздух, шлепок, и Александр уходит на глубину. Пузыри воздуха на поверхности указывают – где и как идёт к мине Саша. На шланг-сигнале стоит Николай, я – на подаче воздуха. Мы готовы по команде старшины незамедлительно подать ему на грунт стропы и понтон.

С волнением смотрим на пузыри и ждём. Но вот последовал сигнал подать стропы. Отправили стропы и снова ждём. Притопили понтон и присоединили к нему воздушные шланги. Сигнал от водолаза. Подали понтон. Опять ждём, волнуемся – как там Саша?.. Примерно через полчаса сигнал дернулся три раза. Быстро выбираем слабину шланг-сигнала, и вот Александр поднимается по трапу. Сняли шлем. На нас смотрит мокрое от пота, но улыбающееся лицо нашего старшины. Улыбка говорит о том, что всё в порядке. Снялись с якорей и малым ходом отошли метров на 40 от лежащей на дне мины. Заработал компрессор, и воздух по шлангам побежал к понтону. Вот на поверхности появились пузырьки от продуваемого понтона. А вскоре на поверхности появился и сам понтон. Со шлюпки отсоединили воздушные шланги и закрепили на понтоне буксирный трос. Катер дал ход и медленно направился к выходу из гавани. Сзади за катером на безопасном расстоянии тащился понтон с прикреплённой под ним миной. Вышли из гавани и прибавили ходу. Курс на полуостров Полисарри. Вот и берег, где нас ждут. Передаём на берег буксирный трос. Всё. Дальше наступает работа сапёров. Они зацепили трос к автомашине. Мы с интересом следили с катера. Вот из воды на берег выполз понтон. За ним и сама мина. На душе стало спокойно и легко: мина поднята и уже никогда и никому не принесёт смерти и вреда. Особенно приятно, что задание выполнено и выполнено нами. Доложили командованию гавани о завершении операции: мина поднята, отбуксирована и передана сапёрам. И в тот момент, когда катер вернулся на базу, все услышали взрыв…»

Профессия – водолаз
Он добросовестно служил Отечеству. За это время всего лишь четыре раза был в отпуске. Во время одного из всплытий заработал кессонную болезнь – «белый билет». Отправили на родину. Лечился рыбьим жиром, овсянкой, ходьбой и бегом. За полгода – полное выздоровление. Он прошёл медкомиссию и был зачислен в отряд водолазов для работ по восстановлению моста, причём с допуском на глубину до 75 метров. Были в его жизни и различные курьёзные ситуации, но о них мы когда-нибудь прочитаем в его книге. А сегодня на улицах Приозерска можно часто видеть не спеша идущего, немолодого, очень спокойного и красивого человека. Леберт Дмитриевич состоит в творческом центре «Наше наследие», пишет стихи, а ещё – моржует.

Татьяна СЕЛЕЗНЁВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: