Судьбы моряков Русской эскадры, ушедшей из Крыма в 1920 году

105-2Капитан второго ранга Иван Сергеевич Рыков

Вспомним судьбы моряков, сохранивших преданность основным идеалам русских моряков. Все они закончили Петербургский Морской корпус и связали свои жизненные пути со службой на Балтийском море.

БизертаХрам-памятник Русской эскадре в Бизерте

Продолжение династии

Сын генерал-майора флота Сергея Ивановича Рыкова, потомственный дворянин Иван Сергеевич Рыков родился на Дальнем Востоке 17 сентября 1883 года. Он пошёл по стопам своего отца и деда. В 1906 году закончил Морской корпус в Петербурге. Сначала он служил на Балтике, в 1-м Балтийском флотском экипаже. С 1907 года он подпоручик по Адмиралтейству. Затем служил в чине лейтенанта экспедиции особого назначения на Дунае в должности коменданта вооружённого парохода «Ксения». В 1908 году так же, как его отец и дяди, продолжил службу на Тихом океане, где проводил гидрографические работы в должности помощника начальника Гидрографической экспедиции Восточного океана. С 1912 года он вновь служит на Балтике, участвует в гидрографических работах в Финском заливе. В том же году Иван Рыков женится. Его женой стала Полина Ивановна Ефимова, 1895 года рождения, дочь киевского купца первой гильдии. Она прошла вместе с мужем трудные годы революции, гражданской войны и вынужденной эмиграции, воспитала в труднейших условиях дочь.
Дочь Ивана Сергеевича Рыкова – Валентина – родилась 2 октября 1913 года в Морском госпитале Петербурга. Её крещение состоялось в Никольском соборе Петрограда.
После 1913 года И. С. Рыков служил старшим офицером канонерской лодки «Кубанец». Революцию он не принял, оставаясь верным воинской присяге. В Добровольческой армии и ВСЮР (Вооружённые силы юга России) с 24 января 1919 года он в чине старшего лейтенанта, с августа 1919 года командир канонерской лодки «Грозный». В ту пору Иван Сергеевич Рыков проходил службу в Севастополе, где сохранялась ещё относительно спокойная обстановка.
Следствием слабости государственной власти явился выход Украины из состава России. 15 июня 1917 года сформировано первое Украинское правительство и создан Генеральный секретариат, который 26 июня 1917 года принял Декларацию. В этом документе Центральная рада была названа так: «Высший не только исполнительный, но и законодательный орган всего организованного Украинского народа». После провозглашения независимости Украины начался отток украинцев из России.
Все дороги между севером и Украиной были к тому времени уже окончательно перерезаны линией фронта России и Германии. Семье переехать к Ивану Сергеевичу было практически невозможно. Когда же стало известно об отделении Украины, то Полина Ивановна (его жена) вспомнила о том, что её отец был родом из Киева. В тот же день вопрос о получении въезда в Украину был решён, и получены разрешение и билеты на дипломатический поезд.
Семья Ивана Сергеевича воссоединилась после того, как мама с дочкой добрались до Севастополя. Там они поселились в Морском госпитале. Тем временем кольцо войны вокруг Севастополя сжималось. Во второй половине 1920 года многим стало ясно, что город придётся сдать. В городе скопилось большое количество гражданских беженцев, а в порту стояли десятки военных и гражданских судов.

Сохранить традиции

Черноморская эскадра готовилась к эвакуации из Севастополя. Рыков с семьёй ушли в Константинополь на ледоколе «Илья Муромец», командиром которого он был. Всю эпопею ухода эскадры блестяще описала А. А. Манштейн-Ширинская в своей книге «Бизерта. Последняя стоянка». В ней описан не только сам переход Черноморской эскадры, но и военно-политическая обстановка, предшествующая этому, взаимоотношения семей моряков, их жизнь на чужбине. Особенно ценными представляются её воспоминания, описывающие мысли и чувства моряков и их семей. Основной лейтмотив их жизни был: «Мы сохраним исторические традиции и вернёмся в Россию».
Семьи моряков жили в стеснённых условиях. Семья Рыкова ютилась на броненосце «Георгий Победоносец» в каюте № 13. Зарабатывать на жизнь приходилось тяжёлым повседневным трудом. Но в то же время беженцы из России жили полной духовной жизнью, надеялись на лучшие времена. Находившийся недалеко от кораблей Морской Корпус способствовал оживлению общей обстановки. Большой любовью и уважением пользовался помощник директора Морского корпуса «владыка Кебира» (как его называли) – Михаил Александрович Китицын.
Владимир Владимирович Берг, строевой командир рот, помимо занятий с кадетами, увлекался литературным творчеством. Его пьесы ставились в театре Корпуса. Выходил «Журнал кружка морского училища» (январь-апрель 1922 года).
С июля 1921-го по декабрь 1924 года на Русской эскадре издавался «Морской сборник». В эти годы редактором сборника был капитан второго ранга Нестор Александрович Монастырёв. Всего было издано 26 журналов. В Первую мировую войну Н. А. Монастырёв служил на миноносце «Жаркий», которым командовал А. С. Манштейн. Журналы, изданные в Бизерте, были опубликованы в 1995 году издательством «Русское военно-морское зарубежье».
В крепости Бизерты, как уже говорилось, размещалась церковь. Ежегодно 6 ноября отмечался традиционный праздник Морского корпуса. Здесь, в Бизерте, готовились кадры для будущего Российского флота, который, как все надеялись, когда-нибудь вернётся на Родину. Школьники пели в хоре, обучались танцам, ставили спектакли. Вечерами на палубе кадеты Морского корпуса и матросы красиво пели русские и украинские народные песни. Жаль, что нет записей их пения. Обитатели «Георгия Победоносца» тесно общались, совместно отмечали православные праздники, в трудностях помогая друг другу. Жизнь русских в Бизерте продолжалась. Своим трудолюбием и добротой они смогли завоевать доверие местного населения.

Эмигранты

Но вот наступило 28 октября 1924 года. Франция признала Советский Союз. В 17 часов 25 минут 29 октября 1924 года раздалась последняя команда: «На Флаг и Гюйс», – и спустя одну минуту – «Флаг и Гюйс спустить». Тихо спускались флаги с изображением креста Святого Андрея Первозванного, символа Флота. Не стало символа былой, почти 250-летней славы и величия России. Русским было предложено принять французское гражданство, но не все этим воспользовались.
После признания СССР Франция решила расформировать флот, который, надо сказать, сохранял боеспособность. До этого момента невольные пленники чинили корабли, обучали подрастающих отпрысков в Морском Корпусе. Но вот корабельный горн протрубил сигнал: «Разойтись!». Вскоре закрылся и Морской Корпус в Бизерте.
Для принятия решения о судьбе боевых кораблей была создана межгосударственная комиссия из представителей Франции и СССР. Любопытно, что в состав комиссии со стороны СССР входил адмирал Евгений Андреевич Беренс, а со стороны Франции – последний командующий Русской эскадры Михаил Андреевич Беренс. Два родных брата оказались по разные стороны баррикад! Оба брата были честными людьми, сознательно избравшими свою судьбу согласно своим политическим взглядам. Вот трагическое лицо Гражданской войны. Во время работы комиссии, в соответствии с предварительным протоколом, братья не встретились. Судьба Русской эскадры была решена. Некоторые корабли в дальнейшем продолжили свою жизнь. Например, ледокол «Илья Муромец», которым командовал И. С. Рыков, прослужил Франции под названием «Поллакс» ещё четверть века, а судьба линкора «Генерал Алексеев» сложилась драматично. В 1936-м линкор был разобран на металл.
С момента спуска Андреевского флага эскадры у русских началась другая жизнь. Офицеры сняли военную форму. Они стали эмигрантами, которых держали в полном неведении о переговорах, касающихся судьбы эскадры, продлившихся еще несколько лет.
«…Мы эмигранты…мы в огромном большинстве своем не изгнанники, а именно эмигранты, то есть люди, добровольно покинувшие родину. Мы, так или иначе, не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину…» (И.Бунин «Миссия русской эмиграции»). Так трагически завершилась история некогда могущественного Черноморского флота.
У оставшихся моряков и их семей была возможность принять французское гражданство. Однако многие решили оставаться русскими подданными. Часть семей уехала в Европу и Америку. Моряки, оставшиеся в Бизерте, пытались приспособиться к новым условиям.
Иван Сергеевич Рыков не принимал французского подданства до 1954 года, вплоть до своей кончины. Единственным документом у него был нансеновский паспорт (международный документ, который удостоверял личность держателя, и впервые начал выдаваться Лигой Наций для беженцев без гражданства). Поэтому он не смог получить работу по профессии. И он не был одинок, оставаясь верным поданным России.
После роспуска Русской эскадры и расформирования Морского корпуса в 1924 году И. С. Рыков, как и многие офицеры, желал работать по специальности на гражданском флоте. В списках Управления общественных работ Бизерты сохранилась запись: «…Рыков Иван, капитан второго ранга, гидрограф, просит место командира буксира…». Однако пришлось служить простым землемером при Управлении общественных работ, трудиться по свободному найму топографом, геодезистом на строительстве дорог, в геологических и археологических партиях. Пригодилась хорошая профессиональная подготовка по астрономии и геодезии, полученная в бытность обучения в Морском корпусе.
И. С Рыков был членом образованного в 1930 году комитета по сооружению в Бизерте памятника-часовни Русской эскадре. В комитет входили: председатель – контр-адмирал С. Н. Ворожейкин (начальник Морского Корпуса), капитаны первого ранга М. Ю. Гаршин и Г. Ф. Гильденбрант, капитан второго ранга И. С. Рыков, старший лейтенант А. С. Манштейн и капитан артиллерии Г. Янушевский. Труды комитета не пропали даром. Храм-памятник Русской эскадре был возведён в 1938 году в Бизерте.
Пожертвования на строительство храма поступали из Туниса, Франции, Чехословакии. В храме сохраняются многие реликвии, связанные с флотом. Церковь строилась по проекту и под руководством военного-инженера полковника Н. С. Сухоржевского. Торжественное освящение храма состоялось 10 сентября 1938 года. Первым настоятелем церкви был священник Иоанникий Полетаев. Вместо алтарной завесы на царских вратах повесили Андреевский флаг с корабля «Георгий Победоносец», оттуда же были иконы Христа Спасителя, Богоматери, равноапостольных святых Константина и Елены. Храм сильно пострадал в результате авианалётов на военную базу Бизерты в период Второй мировой войны. В 1949 году храм был восстановлен под руководством игумена Феодосия, организовавшего сбор средств. В Бизерте в то время проживало 25 русских семей. Французское правительство выделило на ремонт 975 000 франков, остальные суммы, до полутора миллионов, были собраны среди верующих.
Русский подданный Иван Сергеевич Рыков скончался 11 февраля 1954 года в Тунисе. Похоронен на русском участке кладбища «Ле-Буржель» в городе Тунис (столице Туниса).

Валентин Поликарпов

(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: