«Слышу шипение воздуха. Значит – будем жить!»
Водолаз – профессия героическая. Среди водолазов есть много достойнейших личностей, о которых должны знать и о которых надо рассказывать, у которых можно учиться и брать пример… Сегодня мы хотим представить вам одного из них. Знакомьтесь: водолаз-глубоководник Валентин Васильевич Сергеев, за плечами которого 980 рабочих часов под водой, порой на глубине до 160 метров.
– Валентин Васильевич, расскажите, пожалуйста, как Вы стали водолазом?
– Меня направили сначала в подводники. Потом в Севастополе, на сборном пункте, перевели в группу водолазов. Провели испытание в барокамере, которое я прошёл успешно. Я не стал спорить с судьбой – будь, что будет: водолазом так водолазом. И в учебном отряде в Севастополе, в Казачьей бухте возле Херсонеса, закончил 11-месячное обучение с отличием по специальности «водолаз-взрывник».
– Как попали на флот?
– С сентября 1958 года был направлен для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский военно-морской район, в Ломоносов, на спасательный корабль «Бунар» (бывший немецкий тральщик). Цель спасательных работ – оказание помощи аварийным подводным лодкам.
– В каких испытаниях водолазной техники Вы принимали участие?
– Принимал участие в поиске и подъёме торпед особого назначения (разработки технических институтов). Испытания проходили на Ладоге. Мы были вторыми, кто участвовал в испытаниях гелио-воздушных смесей, применяемых на больших глубинах. Также впервые участвовали в испытаниях новинки того времени – колокола.
Пример: глубина 70 метров. Лодка лежит на грунте. Наша задача – вывести личный состав на поверхность. Первая попытка оказалась неудачной, при приближении к лодке почти на один метр, направляющий трос оборвался, так как колокол имел слишком большую положительную плавучесть (набрали очень мало воды в балласт). Трос не выдержал и лопнул, мы вылетели с колоколом из воды, как пробка из шампанского. Испугались здорово. Всплыли в пяти метрах от борта своего же корабля! После корректировки балласта, повторный спуск прошёл успешно. Приняли двух подводников и подняли наверх. Правда, эти же подводники нам почти час не открывали люк. Видимо, боялись. Это ведь было впервые на флоте – выход в колокол. Честно. И мы гордились, что были первыми в такой операции.
– А что запомнилось из погружений в море?
– Самые впечатляющие погружения были на Чёрном море – вода чистая, как слеза. Стаи проплывающих над тобой рыб на глубине ста метров. Газету на дне можно читать! Какое отличие от мутных тёмных вод Балтики, где на глубине пяти метров уже ничего не видно!
Особо запомнился один подъём. Глубина 105 метров. Я был на грунте. После выполнения задачи получил задание зайти в колокол. Меня страховал второй водолаз на платформе. Начал заходить в колокол, попросил увеличить подачу воздуха, так как нагрузка на организм увеличилась при подъёме (на мне снаряжения на 90 кг). В ответ подачу воздуха наоборот – уменьшили! Кричу: «Больше воздуха!», а в ответ – перекрыли подачу совсем! Понимаю, что нужно успеть зайти в колокол и «взять» себя на подвеску крюком за шлем. Едва успел пристегнуться. И темнота… Отключился. Не знаю, сколько это длилось. Слышу шипение воздуха. Значит – будем жить! А перед глазами уже пронеслась вся молодая ещё жизнь… и мама. Как оказалось потом – оператор на пульте подачи газовой смеси перепутал номера водолазов (в это же время второй водолаз просил уменьшить подачу воздуха).
За годы службы пережил две «кесссонки». Узнал, что такое ломка суставов до боли, до слез. Ещё из ярких впечатлений – в 1960 году участвовал в первенстве Ленинградского военно-морского района по гребле на шлюпках. Командиром шлюпки был старший лейтенант Иван Григорьевич Добот. В тяжелейшей борьбе с кровавыми мозолями на ладонях заняли мы четвёртое место.
– Не жалеете, что стали водолазом?
– Нет! Абсолютно не жалею. Наоборот, согревают душу воспоминания о товарищах, с которыми ходил под воду, делил все трудности нелёгкой водолазной службы. Умели мы и хорошо отдыхать: давали на верхней палубе концерты – песни, пляски – при прохождении мостов по Неве, чем вызывали восторг гуляющих по набережным.
– Чем Вы занимаетесь сегодня?
– После службы в 1962 году учился в Одесском политехническом институте по спецальности «инженер-электромеханик». В дальнейшем работал в Запорожье на заводе – прошёл путь от мастера до заместителя главного инженера производства. В 70 лет закончил трудовую деятельность и теперь «отдыхаю» на даче. Развожу картошку и помидоры. В последние годы стали традиционными встречи на День флота со старыми друзьями, а особенно с командиром водолазной службы Иваном Григорьевичем Доботом. Также очень рад открытию музея водолазной службы в Кронштадте. Хотелось бы, чтобы молодые поколения знали и помнили тех, кто отдал свою жизнь такому нелёгкому и опасному делу – водолазной службе.
Владимир Шатров
Написать комментарий: