Судоподьёмные работы в республике Бангладеш

корабльСудоподъёмные работы в порту Читтагонг.
Бангладеш, 1972-1974

25 января 1972 года Советский Союз установил дипломатические отношения с новой Республикой Бангладеш. Бенгальский лидер встретился с Л. И. Брежневым и обратился к советскому руководству с просьбой помочь освободить порты Бангладеш от затопленных в годы войны кораблей и протралить минные поля. В результате 13 марта было принято решение об оказании республике помощи.

Постановка мин в ходе индо-пакистанской войны осуществлялась довольно активно обеими сторонами примерно в двух районах. В 1971 году бенгальскими партизанами на реке Пуссур была выставлена минная банка из 8 донных мин, на них, по индийским данным, подорвались три торговых судна (в том числе греческий транспорт) и пакистанская канонерка. Часть из них затонула, а другие, получив повреждения, выбросились на берег. Пакистанский флот в районе Читтагонга, южнее устья реки Карнап-хули, выставил 94 якорные мины контактного типа (по другим данным, 80 якорных мин типа «ЯМ» советского производства) на территории 450 квадратных миль.
По иронии судьбы для советских специалистов эта помощь была несколько курьёзной. Поднимать надлежало суда, потопленные индийскими лётчиками на МиГах с помощью ракет советского производства, а мины, которые предстояло обезвреживать, были тоже изготовлены в СССР. После окончания Второй мировой войны Советский Союз в качестве жеста братской помощи передал КНР десятки тысяч ЯМ-25 (якорная мина, вес – 25 кг).
Опасаясь атак индийского флота на Читтагонг и Кхулну, Пакистан закупил у Китая ЯМ-25 и выставил минные поля в Бенгальском заливе на подходах к этим портам. По правилам все минные постановки должны были тщательно картографироваться, но пакистанские моряки забрасывали залив минами хаотически и, по рассказам бенгальцев, порой сами же на них подрывались. Отсутствие необходимой документации значительно усложняло планируемые советскими тральщиками работы.
Малообнадёживающими оказались и первые результаты обследования районов предстоящих работ. Обследования проводили опытные специалисты спасательного и судоподъёмного дела из Аварийно-спасательной службы причём успех операции не гарантирован. Причиной таких выводов явились исключительно неблагоприятная гидрометеорологическая и гидрологическая обстановка, а также состояние самих судов, затонувших в акватории порта, не расчищенного от мин. Проблематичным был и подъём – на поверхность надо было достать глубоко завязшие в грунте, затопленные суда весом свыше 1000 тонн. И это тогда, когда советские плавающие краны поднимали грузы, не превышающие 100 тонн.

Согласно предварительному плану, составленному русскими экспертами, для возобновления судоходства реку надлежало расчистить примерно от 15 затопленных судов. Такие работы, по мнению западных экспертов, могли занять от 3 до 5 лет.
Тем не менее СССР обязался протралить Бенгальский залив и очистить акваторию порта к 1 июля 1974 года. Безвозмездно. С этой целью на базе кораблей и судов Тихоокеанского флота была сформирована Экспедиция особого назначения (ЭОН-12). В её состав вошли пять тральщиков, аварийно-спасательное судно, морской буксир, танкер, плавмастерская, киллектор, гидрографический промерный бот, разъездной и десантный катера. Министерство морского флота обязывалось направить в район действий спасательное судно и морской буксир, а также два плавкрана типа «Судоподъём», способны поднимать грузы весом в 800 тонн. Названные плавкраны (типа «Магнус») были закуплены в Германии специально для этой экспедиции. Всего в экспедиции насчитывалось семнадцать кораблей и судов, около пятисот военнослужащих, рабочих и служащих. Впоследствии численность экспедиции была увеличена до 750 человек. Командиром ЭОН-12 был назначен заместитель начальника Вспомогательного флота и аварийно-спасательной службы ВМФ контр-адмирал С. Зуенко.
Несмотря на сложные гидрометеорологические условия и значительный объём работ, к 15 апреля 1973 года участники 12-й ЭОН ВМФ СССР подняли со дна реки 13 затонувших судов, освободив все 12 причалов Читтагонга. Было выведено на разделку три повреждённых крупнотоннажных транспорта общим водоизмещением около 50 тысяч тонн; два судна переданы бангладешской стороне для восстановления. Суммарный тоннаж поднятых и выведенных судов составил около 90 тысяч тонн.
В 1974 году темпы работ экспедиции стали значительно выше по сравнению с 1972-1973 годами. Например, подъём судна «Джалдана» водоизмещением 800 тонн был осуществлён всего за двенадцать суток вместо восьмидесяти запланированных. Это было достигнуто за счёт внедрения в практику рационализаторских предложений, оригинальности решений некоторых задач, а также благодаря накопленному личным составом опыту и адаптации к местным условиям работ.
Внедрение новых технологий позволило сократить время работ по подъему 1900 тонн листового железа с двух затопленных барж примерно с 240 суток до 42, а также ускорить в 2,5 раза операцию по разделке судна «Сурма» водоизмещением 13 500 тонн. Работы на последнем, затонувшем у причала на реке Карнафули с креном 90 градусов, представляли особые трудности. Так, например, для его подъёма 40-м институтом МО было разработано 8 проектов. Из них отобрали два: 1-й по подъёму и передвижке и 2-й – по разделке на части для металлолома. Тем не менее 1-й вариант оказался не реализуемым из-за невозможности вывода носовой части на отмель, связанной с недостаточной глубиной фарватера. В результате было принято оригинальное инженерное решение о разделке судна на 16 частей для подъёма их 800-тонными кранами и последующей укладки на берег. При этом видимый левый борт и все палубы разрезали электро-кислородной резкой, а невидимый под водой правый борт, киль, днище и второе дно рассекали взрывами. В этой работе принимали участие шесть водолазных постов. Параллельно проводилась откачка ила для подготовки взрывов. Работа по отделению кормы при общей длине реза электро-кислородной резкой и взрывами в 70 погонных метров заняла 21 сутки. Последующий подъём и доставка секции на берег для более глубокой резки на металлолом заняли ещё 5 суток. Однако расчёты показали, что если таким же методом продолжать разделку секций оставшейся части «Сурмы», то вместо отведённых на работу 5 месяцев потребуется 9. Чтобы ускорить работы, было принято решение совмещать разделку взрывами пятикилограммовых зарядов с применением для резки 19-миллиметровго корпуса якорь-цепи калибром 87 мм.
В целом же охарактеризовать работы советских специалистов можно словами капитана порта Камала, приведёнными в воспоминаниях контр-адмирала С. Зуенко. Наблюдая за действиями специалистов, Камал сказал:
– Я много плавал, но такого ещё не видал. Советские моряки… творят здесь чудеса. По мнению многих специалистов, на восстановление порта требовались годы. Годы стали месяцами. Разве это не чудо? Если бы меня спросили, какая самая популярная страна в Читтагонге, я бы ответил – Советский Союз.
Параллельно с судоподъёмом и выводом повреждённых судов выполнялась работа по очистке фарватера и подходов к порту от мин. Следует отметить, что траление мелкопоставленных мин при резко выраженных приливно-отливных течениях советскими тральщиками проводилось впервые в практике ВМФ.
В итоге умелое руководство, рационализация и самоотверженный труд специалистов дали возможность выполнить все взятые Советским Союзом обязательства досрочно. За 26 месяцев работ экспедицией было поднято 26 затонувших судов суммарным водоизмещением около 100 тысяч тонн. Семь из них были переданы на восстановление. Протралено более 1000 кв. миль на подходах к порту и его акватории. В результате для нормальной эксплуатации освободились 12 причалов. Кроме того, силами советской ЭОН были подготовлены 44 местных специалиста аварийно-спасательной службы. 12 июня 1974 года основной состав экспедиции на теплоходе «Хабаровск» отбыл во Владивосток.
Ещё раз заметим, что работы в порту Читтангонг были выполнены безвозмездно. Но не без дальнего прицела – закрепления советских позиций в регионе. По некоторым данным, у советского руководства имелись планы создания в Читтагонге временного пункта материально-технического обеспечения кораблей ВМФ СССР. Однако этим проектам не суждено было сбыться.

Из книги А. Окорокова
«Тайные войны СССР»

читтагонг_медальКронштадтский
Морской Музей
отмечен послом Народной
Республики Бангладеш
в РФ за сохранение
памяти о проведении
крупномасштабной
специальной спасательной
операции ВМФ СССР
в Бангладеш

ВМФ и 40-го института аварийно-
спасательного дела Минобороны.
Они пришли к выводу, что работа
может затянуться на долгие годы,

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Валерий Деннисович | 18.02.2017 в 13:39

В канун 45 годовщины Экспедиции поздравляю всех участников c этим неординарным событием. Учитывая нынешний возраст, желаю всем участникам только одного — живите долго, не болейте и здравствуйте!!!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: