Морская династия Рыковых на службе России.

Кронштадт в судьбе моряков Рыковых

(Окончание. Начало в «КВ» № 46 («КММ» № 11) за 2013, в «КВ» № 3 («КММ» № 1), в «КВ» № 7 («КММ» № 2) за 2014)

Кронштадтская крепость, заложенная Петром I, сыграла выдающуюся роль в истории нашей страны. Она на протяжении трёх веков стоит непреодолимым препятствием на пути врагов России. Она обеспечила условия для рождения Российского флота и, в первую очередь, Балтийского флота. Выпускники Петербургского Морского корпуса, как правило, начинали службу на Балтийском флоте. Так и моряки морской династии Рыковых начинали службу на Балтике. При Петре I Рыковы служили матросами, строителями кораблей, литейными мастерами, а с 19-го века в роду появились офицеры и адмиралы.

копияКап 3Сергей
Сергеевич Рыков после реабилитации в 1955 году

Сергей Сергеевич Рыков обещал стать
выдающимся флотоводцем

Внук одного из плеяды флотских адмиралов – Сергея Ивановича Рыкова, Сергей Сергеевич Рыков (1907-1972) принадлежит к четвёртому поколению рода моряков Рыковых. Он был племянником Ивана Сергеевича Рыкова, о судьбе которого было рассказано ранее. Предыдущие поколения Рыковых честно служили России на протяжении более, чем двух веков. Сергей Сергеевич был первым в роду Рыковых советским морским офицером.
Сергей был принят в подготовительное Военно-морское училище, где обучался с сентября 1922 года по май 1925 года. Здесь он и подружился на всю жизнь с Александром Ванифатьевым, с которым они продолжили учёбу в Военно-Морском училище имени М. В. Фрунзе (бывший Морской Корпус) с 1925 по 1928 годы. В одном классе с ними учился. Арсений Григорьевич Головко, будущий командующий Северным флотом, а в дальнейшем начальник Главного штаба ВМФ, первый заместитель главкома ВМФ. Арсений Головко был старшиной курса, а Сергей Рыков – старшиной класса. Этот класс получил неофициальное название «творческий», так как из числа его курсантов вышли видные военачальники: командующий Военно-Морской авиацией, два начальника Главного штаба ВМФ и три командующих флотами! Многие выпускники этого класса были в числе первопроходцев Северного флота.
После окончания училища Сергей Рыков был направлен служить на Балтийский флот в школу подводного плавания на должность командира взвода. Весной 1929 года он становится корабельным артиллеристом на эсминце «Сталин». С 6 мая 1932 года Сергей Сергеевич Рыков – командир эсминца «Рыков». Эсминец этот был назван в честь А. И. Рыкова, председателя Совета народных комиссаров СССР (однофамилец С. С. Рыкова). Молодому командиру не исполнилось и 25 лет! В ту пору на Балтике шутили – «Рыков на Рыкове».
Отмечая личные качества С. С. Рыкова, командир дивизиона пишет: «Тов. Рыков, несмотря на молодость, командир волевой, инициативный, дисциплинированный и требовательный к подчинённым. Морскую службу любит. Физкультурой интересуется и играет в футбол. Здоровья крепкого и весьма вынослив». (В дальнейшем хорошая физическая подготовка и врождённые морально-волевые качества позволили ему выдержать 17 лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях, куда он попал после ареста в 1938 году).
Ни один из представителей моряков Рыковых так быстро не продвигался по служебной лестнице. Сергею Сергеевичу было присвоено внеочередное звание «К-9», что соответствует званию капитана второго ранга.
В 1933 году эсадренный миноносец «Рыков» вошёл в число кораблей Балтийского флота, которые должны были сформировать основу только образовывавшегося корабельного состава для Северного морского театра молодой страны. В те годы в Арктике сложилась такая обстановка: после военных действий 1914-1920 годов военно-морские силы страны в Северном Ледовитом океане практически отсутствовали; судостроительная промышленность на Севере находилась в зачатке, нужно было быстро усилить флотилию – и сделать это за счёт скрытой переброски кораблей Балтийского флота на Север и далее в Тихий океан. Заменой длительному и чрезвычайно уязвимому круговому пути вокруг Скандинавского полуострова стал Беломорско-Балтийский канал – задуманный, как быстрый, лёгкий и скрытный путь стратегического манёвра лёгких сил советского флота, и вступивший в действие 2 августа 1933 года.
За два месяца до завершения строительства 227-километрового Беломорско-Балтийского канала для перевода боевых кораблей из Кронштадта по ещё не вступившей в строй трассе была сформирована Экспедиция Особого Назначения (ЭОН-1), которую возглавил З. А. Закупнев. В состав ЭОН-1 включили эскадренные миноносцы «Урицкий» (командир – Ф. И. Бокун, военный комиссар – А. С. Мельников) и «Рыков» (командир – С. С. Рыков, комиссар – Е. Н. Самойлов), сторожевые корабли «Ураган» (Г. А. Визель, П. Р. Муха) и «Смерч» (В. А. Фокин), подводные лодки «Д-1» «Декабрист» (Б. А. Секунов, Н. Д. Ралько) и «Д-2» «Народоволец» (Л. М. Рейснер, военный комиссар М. С. Загубин).
Сергею Сергеевичу Рыкову, как и другим командирам кораблей, было предоставлено право самим комплектовать экипажи. Подготовка кораблей к переходу проходила в Петровской гавани Кронштадта. Для уменьшения осадки с кораблей был снят весь боезапас, все пушки, а для уменьшения высоты демонтировали мачты. В целях обеспечения секретности операции принят целый ряд мер, начиная от замены ленточек на матросских бескозырках до полного сокрытия названий кораблей (доски с накладными буквами были демонтированы с бортов, надписи на спасательных кругах закрашивали). С личным составом провели беседы для исключения любых упоминаний названий кораблей в разговорах и переписке.
18 мая ЭОН-1 начала движение. По Неве и Ладоге караван двигался при помощи буксиров, для прохода по Свири эсминцы и подводные лодки поставили в транспортные доки (так называемые «Ровские доки»), которые поочередно вели восемь буксирных пароходов. Головным шёл док с «Урицким».
Переход проходил с большими трудностями. Облегчённые до предела эсминцы всё равно не могли пройти по реке Свирь. Их пришлось поднимать на обычные деревянные баржи. Для того чтобы сначала притопить эти импровизированные доки, команды кораблей вручную загружали их всем, что попадалось под руку, а затем в том же порядке разгружали. Когда эсминцы поднялись над водой, то нос и корма «Урицкого» и «Рыкова» просто висели в воздухе. Буксиры довели баржи до города Вознесенье на южной оконечности Онежского озера. Там их снова вручную загружали, чтобы спустить эсминцы на воду. Затем корабли своим ходом прошли через Онежское озеро, но в Повенце снова застряли. Им пришлось ждать, когда окончательно завершатся работы на цепочке шлюзов на Беломорско-Балтийском канале, прозванной «Повенчанской лестницей». Она поднимала суда с высоты 33 метров над уровнем моря, на которой располагается Повенец, до высоты в 102 метра, на которой между озёрами Узкое и Матко проходит водораздел между Балтийским и Белым морями.

Пятого августа все корабли ЭОН-1 благополучно прибыли на рейд Мурманского порта. Спустя 4 дня, 9 августа, командующий и военный комиссар сформированной 1 июня 1933 года Северной Военной флотилии (СВФ) З. А. Закупнев объявил о вступлении в должность и о составе флотилии: кроме кораблей ЭОН-1 в неё зачислили переданные Севгосрыбтрестом рыболовные траулеры «Налим» и «Форель», гидрографические суда «Таймыр», «Мигалка», «Мороз» и плавбазу «Умба». Начальником политотдела СВФ был назначен П. П. Байрачный, начальником штаба – Ю. А.Пантелеев.
В Мурманске помещений для личного состава кораблей не было – жили на кораблях. Начались трудные походы по освоению нового морского пространства, строительство «с нуля» базы в Екатерининской гавани (Полярное) и в Ваенге (Североморск). Ни материалов, ни рабочей силы. А корабли всё прибывали. В сентябре в Мурманск пришла вторая экспедиция ЭОН-2: эсминец «Карл Либкнехт», подводная лодка «Д-3» и сторожевой корабль «Гроза». Затем подошли «Комсомолец», «Умба», «Красный Горн» и другие.
7 июня 1934 года главной базой флотилии был выбран посёлок Полярный, тыловой – губа Ваенга, судоремонтной – Мурманск. В течение нескольких месяцев каждый командир и краснофлотец не менее четырёх часов в сутки обязан был отработать на строительстве.
13 марта 1935 года в командование СВФ вступил Константин Иванович Душенов (20 ноября ему было присвоено звание флагман 1 ранга).
Что же касается Сергея Сергеевича Рыкова, то он рассматривался командованием как перспективный офицер, и зимой 1936 года был направлен в Ленинград на спецкурсы при Военно-морской академии, по окончании которых его назначают командиром эсминца «Карл Либкнехт». Снова служба и жизнь в Полярном. К концу 1937 года Сергей Сергеевич Рыков – начальник отдела боевой подготовки штаба Северного Флота. Ему только 30 лет.

В мае 1937 года в соответствии с приказом НКО СССР Северная военная флотилия преобразуется в Северный Флот. Но три эсминца, три сторожевика, три подводные лодки и несколько переоборудованных тральщиков и вспомогательных судов никак не тянули на громкое название «флот». Для его усиления направили дополнительные силы. В июне 1937 года из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу на Север были переведены подводные лодки «Щ-401» (капитан-лейтенант. И. А. Немчеренко), «Щ-402» (старший лейтенант Б. К. Бакунин), «Щ-403» (капитан-лейтенант И. Е. Ефимов), «Щ-404» (старший лейтенант И. А. Колышкин).
А в мае 1938 года на Северном флоте был раскрыт «военный заговор». Начались аресты. К октябрю было арестовано 79 «врагов народа», список которых начинался с командующего флотом. Был в этом списке и начальник отдела боевой подготовки штаба СФ, капитан 3 ранга, исполнявший обязанности начальника штаба Сергей Сергеевич Рыков. Его арестовали 30 мая 1938 года. Это был его тридцать первый день рождения. Арестом Сергея Сергеевича Рыкова завершилась ликвидация высшего командования Северного флота. Так на представителе четвёртого поколения оборвалась морская династия Рыковых.
28 февраля 1955 года Генеральный прокурор СССР Барский заявил протест по делу Сергея Сергеевича Рыкова. Верховный суд СССР отменил постановления Особых Совещаний, и дело за отсутствием состава преступления прекратил. Сергей Сергеевич был реабилитирован. Он выжил, но 17 лет его жизни были вычеркнуты… А многие его товарищи по службе, создававшие Северный флот, ушли безвозвратно. После реабилитации он был два месяца в распоряжении Штаба Северного флота. Прошёл медицинскую комиссию и получил заключение: «К воинской службе не пригоден»…Годы заключения Сергею Сергеевичу зачли, как службу на флоте и назначили военную пенсию, но без повышения воинского звания. Так он и остался капитаном третьего ранга.
Трагическая жизнь Сергея Сергеевича и его семьи показала, что репрессиями была оборвана связь поколений. Последний моряк из рода Рыковых, достойно и успешно начавший служить Родине, делами всей своей жизни обещал стать выдающимся флотоводцем. Его жизненная стойкость не только спасла ему жизнь, но и дала высокий пример человеческого мужества. Скончался Сергей Сергеевич Рыков в 1972 году в Нальчике.
Сейчас Северный флот охраняет северные акватории России, на которые с завистью поглядывают «доброжелатели» из-за рубежа. Уж слишком много месторождений углеводородов, по их мнению, находится на северном шельфе России. Будем надеяться, что труды первопроходцев Северного флота, среди которых был и капитан 3 ранга Сергей Сергеевич Рыков, не пропадут даром, и северные морские просторы будут принадлежать России. Всегда.

Валентин Константинович ПОЛИКАРПОВ

копияФОТО_28Эсминцы «Рыков» и «Урицкий»
в Кронштадте перед уходом
на Белое море, 1933 год

 

Написать комментарий:


комментария 2

Автор: Павел Рыков | 23.02.2015 в 19:32

Спасибо за память. Написано толково.

(Из Рыковых)

Автор: андрей лигети | 26.08.2016 в 00:01

Папа дружил с дядей сережей,сидели вместе. Сергей Сергеевич и» перетащил» нашу семью в Нальчик.

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: