Морская династия Рыковых на службе России.

Кронштадт в судьбе моряков Рыковых

(Начало в «КВ» № 46 («КММ» № 11) за 2013, в «КВ» № 3 («КММ» № 1) за 2014)

Иван Сергеевич Рыков — офицер Русской эскадры, похороненный в Тунисе

копияФОТО_14Сын Сергея Ивановича Рыкова Иван Сергеевич, родился на Дальнем Востоке 17 сентября 1883 года. Он пошёл по стопам своего отца и деда. В 1906 году закончил Морской корпус. Сначала служил на Балтике в 1-м Балтийском флотском экипаже. С 1907 года он – подпоручик по Адмиралтейству. Затем служил в звании лейтенанта экспедиции особого назначения на Дунае в должности коменданта вооружённого парохода «Ксения». В 1908 году так же, как его отец и дяди, продолжил службу на Тихом океане, где проводил гидрографические работы в должности помощника начальника Гидрографической экспедиции Восточного океана. С 1912 года Иван Сергеевич вновь служит на Балтике, участвует в гидрографических работах в Финском заливе. По воспоминаниям сослуживцев, он был общительным, жизнерадостным и доброжелательным человеком.
После 1913 года Иван Сергеевич Рыков служил старшим офицером канонерской лодки «Кубанец». Революцию он не принял, оставаясь верным воинской присяге. В Добровольческой армии и ВСЮР (Вооружённые силы юга России) с 24 января 1919 года он служил в чине старшего лейтенанта, с августа 1919 года – командира канонерской лодки «Грозный». В ту пору Иван Сергеевич проходил службу в Севастополе, где благодаря действующему флоту и непререкаемому авторитету его командующего адмирала А. В. Колчака, сохранялась ещё относительно спокойная обстановка.
20 ноября 1920 года около 156 тыс. подданных Российской империи – моряков, казаков, мобилизованных крестьян, женщин, детей погрузились на 126 судов Черноморской эскадры, способных принять по грузоподъёмности не более трети от такого количества пассажиров, и вышли в открытое море.

Из Севастополя семья Рыковых отплывала на линкоре «Генерал Алексеев», на котором Иван Сергеевич был старшим офицером. После стоянки в Константинополе часть Черноморского флота под названием Русский флот ушла в Тунис, в порт Бизерта. Всего в Бизерту прибыло 33 корабля, включая линкор «Генерал Алексеев», броненосец «Георгий Победоносец», крейсер «Генерал Корнилов», вспомогательный крейсер «Алмаз», 10 эскадренных миноносцев, четыре подводные лодки и ещё 14 кораблей меньшего водоизмещения, а также корпус недостроенного танкера «Баку». Общее число беженцев составляло 6388 человек, из которых – 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей.
Семьи моряков были размещены на броненосце «Георгий Победоносец», где они прожили четыре года. Семья Рыковых разместилась в каюте № 13, около батарейной палубы. На броненосце действовала православная церковь и была организована школа для девочек.
15 ноября 1921 года П. Н. Врангель учредил нагрудный памятный знак «Бизертский крест» в виде прямоугольного креста для награждения моряков, для кого порт Бизерта оказался не только прибежищем, но и символом судьбы России и Чёрноморского флота. Крест изготавливался из белого металла, покрывался чёрной краской и имел по всему периметру белую кайму. Поперёк креста имелась надпись: «Бизерта», а в верхнем и нижнем концах – даты «1920» и «1921». Надпись и даты заливались белой эмалью. Существовали образцы «бизертского креста», выполненные из серебра и покрытые чёрной и белой эмалями.

Но вот наступило 28 октября 1924 года. Франция признала Советский Союз. В 17 часов 25 минут 29 октября 1924 года раздалась последняя команда: «На Флаг и Гюйс», – и спустя одну минуту – «Флаг и Гюйс спустить». Тихо спускались флаги с изображением креста Святого Андрея Первозванного, символа Флота.
После роспуска Русской эскадры и расформирования Морского корпуса в 1924 году Иван Сергеевич Рыков, как и многие офицеры, желал работать по специальности на гражданском флоте. В списках Управления общественных работ Бизерты сохранилась запись: «Рыков Иван, капитан второго ранга, гидрограф, просит место командира буксира…». Однако пришлось служить простым землемером при Управлении общественных работ, работать по свободному найму топографом, геодезистом на строительстве дорог, в геологических и археологических партиях. Пригодилась хорошая профессиональная подготовка по астрономии и геодезии, полученная в бытность обучения в Морском корпусе.
Потомственный морской офицер Российского флота Иван Сергеевич Рыков не принял французского подданства, хотя такая возможность у него была и облегчила бы жизнь на чужбине. Таков русский характер.
Он был членом Комитета, образованного в 1930 году, по сооружению в Бизерте памятника-храма Русской эскадре. В комитет кроме него входили председатель – контр-адмирал С. Н. Ворожейкин, капитаны первого ранга М. Ю. Гаршин и Г. Ф. Гильденбрант, старший лейтенант А. С. Манштейн и капитан артиллерии Г. Янушевский. Труды комитета не пропали даром. Храм-памятник Русской эскадре был построен в 1938 году в Бизерте.

Иван Сергеевич Рыков скончался 11 февраля 1954 года в Тунисе. Похоронен на русском участке кладбища «Ле-Буржель» в столице Туниса – городе Тунис.

Валентин Константинович ПОЛИКАРПОВ
(Продолжение следует)

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: